Искусств и выразительных средств (8 ч)
Эволюция изображения в искусстве рассматривается как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного способа к механическому) и как расширение понимания художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).
Время доказало, что изобразительные по своей природе фотография, кинематограф, телевидение не сумма технологий, а виды художественного творчества со своими образно-выразительными средствами, входящие в круг искусств, при помощи которых художник выражает свое видение и понимание мира. Это эстафета искусств, где как связующая нить присутствует изображение, но на новом техническом витке, обогащая понимание художественного и расширяя изобразительные возможности художника.
Фотография — документальный рассказ о снимаемом объекте. Оператор — это искусство пластического видения мира. Отбор характерного и типичного или мгновенного и неповторимого — два творческих метода оператора.
Во II четверти, в основном на примере искусства фотографии, исследуется общее в художественно-творческом процессе для всех визуальных искусств и то специфическое, что свойственно только жанру фотографии. Фотография рассматривается как художественно-документальное произведение.
Одновременно учащиеся, имеющие фотоаппарат или видеокамеру, могут самостоятельно и при помощи учителя (на занятиях или консультативно) постигать азы операторской грамоты в той степени, какую предоставляют для этого условия школы.
Материалы и оборудование, необходимые для работы на уроках во второй четверти:
— обязательно наличие видеомагнитофона и просмотрового телевизора (монитора); желательна видеокамера со штативом, электроосветительная аппаратура на штативах, затемнение в классе, разноцветные фоны, цветные фильтры, диапроектор с экраном, бумага, карандаши;
— фотоаппарат (в зависимости от системы получения изображения выбор соответствующей техники и технологий); осветительные приборы (например, три бытовых светильника). Если нет фотоаппарата, можно изучать фотографию с помощью видеокамеры, работающей в режиме стоп-кадра.
Тема. Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств
Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Общая природа художественного процесса в изобразительном искусстве, в фотографии и экранном искусстве. Развитие изобразительных средств при изменении технологии и способа создания изображения не затрагивает природы художественного творчества и композиционных законов, по которым строится любое изображение.
Кино как движущееся в условном времени фотоизображение. Телевизионный эфир — прямое изображение, т. е. существующее в реальном времени.
Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.
Задание: обзор (желательно после просмотра) живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ. Занятие проводится в форме открытой трибуны или диспута.
Зрительный ряд: наскальный рисунок, русская икона, фреска Леонардо да Винчи, коллаж П. Пикассо; фотографии А. Родченко, Брассаи; кадры или фрагменты из фильмов У. Диснея, Д. Вертова, А. Германа; видеофрагменты телерепортажей; изображение на компьютерном мониторе.
Тема. Фотография — расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства
Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.
Этапы развития фотографии: от первых дагерротипов до компьютерной фотографии. Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.
Задания: 1) информационные сообщения или краткие реферативные резюме во время проведения круглого стола «Современная съёмочная техника и значение работы оператора для общества XXI века»;
2) освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, работа со штативом, выбор режима съёмки и т. д.
Зрительный ряд: демонстрация съёмочных аппаратов (фотоаппарат, видеокамера и т. д.) и изображений, полученных при помощи этих аппаратов на слайдах, репродукциях, фотографиях и киноплёнке, компьютерных носителях и т. ц.
Тема. Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки.