Iv четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (4 ч)
Организация пространства и среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного дома и имиджа. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Тема. Мой дом— мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. 1
Мечты и представления учащихся о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Задания: 1) создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома — роскошь, удобство или аскетизм; учет образа жизни людей (чертёж);
2) технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) — основная конфигурация дома, влияние назначения внутренних помещений на общий силуэт здания (задание может выполняться на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др.).
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением современных частных строений: дома, коттеджи и пр.; образцы исторических и современных построек: изба, русские усадьбы, европейский дом, азиатские жилища.
Тема. Интерьер комнаты — портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. 1
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Задания: 1) создание схемы предметной компоновки интерьеров дома;
2) эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты (задание по возможности выполняется на компьютере в программе 3D Architector). Зонирование помещения с помощью цвета.
Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага, клей, резак.
Зрительный ряд: журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.
Тема. Дизайн и архитектура моего сада. 1
Сад (английский, французский, восточный) и традиции городской и сельской усадьбы.
Планировка сада, огорода, зонирование территории, палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские гор mi. скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для ниш и г, д, Спортплощадка и многое другое в саду мечты аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Задания: 1) создание плана земельного участка с обозначением элементов, организующих мини-пейзаж сада;
2) создание общего вида сада — рисунок плюс коллаж (аппликация);
3) макетирование фрагмента сада из природных материалов;
4) создание композиции из цветов, веток и т. д. по мотивам
искусства икебаны.
Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага для аппликации; природные материалы: веточки, сухие соцветия, камушки и т. д.
Зрительный ряд: фотографии европейских и восточных садов из журналов по дизайну и садоводству.
Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. 1
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Задания: 1) специфика эскиза модных коллекций одежды — создан. рисунка-копии;
2) создание проекта вечернего платья — рисунок или рельефный коллаж;
3) видеорепортаж с улицы на тему «Мода»; совместный анализ увиденного на уроке.
Материалы: карандаш, тушь, бумага белая и цветная, клей,резак.
Зрительный ряд: журналы мод, журнал «Монитор» и пр.
Тема. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. 1
О психологии индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодёжная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и кич.
Задания: 1) создание словесного списка-перечня всех элементов воображаемого гардероба с небольшими поясняющими зарисовками вещей;
2) проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, для улицы, для работы и пр.), подбор цветовой гаммы.
Материалы: по усмотрению учителя.
Зрительный ряд: каталоги одежды; иллюстрации из журналов «Мода», «Бурда», «Космополитен» и т. п.; фотографии из книг «Японский театр «Кабуки» (М., 1969); Р. Рагул. Грим (М., 1969), Ли Бейган. Грим (М., 1997).
Тема. Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. 1
Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Задания: 1) рисование причёски и макияжа на фотографии;
2) упражнения в нанесении макияжа и создании причёски на «живой натуре» (попарно, по трое учеников и т. п.).
Материалы: косметика, грим, бижутерия, инструменты для причёски, гуашь.
Зрительный ряд: фотографии из книг: Ли Бейган. Грим, макияж (практическое руководство) (М., 2002); М. Грульке. Суперпрически (М., 2002); журналы моды.
Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. 1
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Задание: коллективное задание (по группам): создание имиджмейкерского сценария-проекта (например, «Петров — лучший спортсмен года», «Иванова — в мэры», «Петрова — мисс Европы») с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов.
Материалы: по усмотрению учителя.
Тема. Моделируя себя— моделируешь мир. 1
Человек — мера вещного мира «оболочку» — имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.
Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.