Дизайн и архитектура в жизни человека
(18 ч)
I четверть. Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Прямые линии и организация пространства
Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна
Буква — строка— текст. Искусство шрифта
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции
Многообразие форм полиграфического дизайна
II четверть. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность
Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля
Важнейшие архитектурные элементы здания
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени
Роль и значение материала в конструкции
Цвет в архитектуре и дизайне
III четверть. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление
IV четверть. Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома
Интерьер комнаты — портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища
Дизайн и архитектура моего сада
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна
Моделируя себя — моделируешь мир
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств — дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура
организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры — используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.).
Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д.
Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т. д.).
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.
Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в VIII классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работавшими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности — изобразительный, декоративный, конструктивный).
Для каждой темы учителю предлагаются варианты заданий для разного уровня оснащения урока и подготовки учащихся.
I ЧЕТВЕРТЬ