Художественно-творческие проекты
Темы для практической художественной работы в форме проектной деятельности (коллективно по группам или индивидуально): «Жизнь в моем городе (селе) столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению». Это также может быть альбом по истории искусства на определённую тему.
Выражение идеи; замысел, эскизы. Обсуждение идеи проекта, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проекта. Работа может быть подготовлена учащимися дома.
Материал: по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.
Тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение. 1
Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.
Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.
Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.
Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.
Задание: выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.
Материалы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации В. Фаворского, Д. Шмаринова, Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также Г. Доре, О. Домье.
Тема. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. 1
Конструктивное начало — организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины
Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века.
Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание.
Декоративное значение произведений изобразительного искусства и декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства.
Задание: конструктивный анализ произведений изобразительного искусства.
Зрительный ряд: примеры знакомых произведений.
Тема. Зрительские умения и их значение для современного человека. Рязанский художественный музей. 1
Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».
Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.
Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.
Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства — звенья культурной цепи.
Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.
Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.
Тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. 1
Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.
Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.
Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века
Задание: анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.
Зрительный ряд не выходит (или почти не выходит) за пределы уже известных по предыдущим занятиям произведений.
Тема. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Художники-земляки: Дьяконов-Мичанский, Якунин. 1
Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Великие художники в истории искусства и их произведения.
Целостный образ творчества выбранных учителем двух-трёх великих художников.
Задание: произведения, выбранные для беседы о художниках.
Тема. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. 1
Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.
Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).
Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменён и дополнен.
Главным содержанием занятия должно стать представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.
Зрительный ряд: альбомы, подборки слайдов, видеофильмы, посвящённые коллекциям музеев.
Тема. Обобщение изученного материала по теме года: «Изобразительное искусство в жизни человека». 1
Тема. Просмотр видеофильмов об искусстве «Эрмитаж». 1