Ii четверть поэзия повседневности (7 ч)

Материал четверти посвящён бытовому жанру в изобразитель­ном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искус­стве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присут­ствует в искусстве на всех этапах его истории и создаёт для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.

Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий лю­дей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательнос­ти, поэтического видения реальной жизни и формирование навы­ков композиционного мышления учащихся.

Тема. Поэзия повседневной жизнив искусстве разных народов 1

Картина мира и представления о ценностях жизни в изобра­жении повседневности у разных народов.

Изображение труда и повседневных занятий человека в искус­стве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые те­мы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Задание: изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.

Материалы: гуашь, акварель или материалы для графическо­го рисунка, бумага.

Зрительный ряд: фрагменты древнеегипетских фризовых рос­писей, сюжеты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, пер­сидская миниатюра, японская гравюра.

Тема. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры 1

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства.

Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.

Появление и развитие интереса к повседневному бытию чело­века в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуаль­ной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.

Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве пе­редвижников.

Беседа о восприятии произведений искусства.

Зрительный ряд: сцены крестьянской жизни в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; Ж.-Б. Шарден. Молитва перед обедом; А. Ватто. Общество в парке; А. Венецианов. На жатве; П. Федотов. Сватовство майора; О. Ренуар. Качели; Э. Дега. Балетный класс; В. Перов. Тройка, Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б. Кустодиев. В трактире.

Тема. Творчество А.Г. Венецианова и П.А. Федотова. 1

Зрительный ряд: А. Венецианов. На жатве; П. Федотов. Сватовство майора; и др.

Задание: написать сочинение-отзыв об одной из картин по плану.

Тема. Сюжет и содержание в картине. Государственная Третьяковская галерея. 1

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобра­зительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.

Материалы: гуашь или акварель, возможны также графичес­кие материалы по усмотрению учителя, бумага.

Зрительный ряд: по нескольку произведений с похожим сюжетом разных авторов: Ян Вермеер. Служанка с кувшином мо­лока; А. Пластов. Ужин трактористов;-3. Серебрякова. Крес­тьяне (или пример другого сюжета); И. Левитан. Осенний день. Сокольники; К. Моне. Прогулка в парке; А. Ватто. Общество в парке; В. Борисов-Мусатов. Прогулка на закате; и др.

Тема. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Творчество художников-передвижников. 1

Произведения искусства на темы будней и их значение в по­нимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового

жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям — необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каж­дого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Задания: 1) жизнь моей семьи: увидеть глазами художника, как дома проходят утро, вечер, воскресные и будние дни. (То же самое может относиться к жизни в школе.) Выделить один или несколько простых сюжетов, например: «Мама готовит ужин», «Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Завтрак» и т. д. Сде­лать композиционные рисунки на выбранные темы. Расширение задания: композиция (изобразительное сочинение) на выбранную тему после, подготовительных зарисовок;

2) жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или за­рисовок, сценок на улице — по возможности с натуры, по памя­ти и по представлению, например: «Продавцы цветов», «У киос­ка», «Во дворе», «На бульваре», «У витрины магазина».

Материалы: карандаш, фломастер, перо или гуашь (по выбо­ру), бумага.

Зрительный ряд: произведения графики и живописи россий­ских художников XX века с ярким пластическим выражением сце­нок из жизни города или села, например: работы Л. Сойфертиса, А. Кокорина, О. Верейского, Ю. Пименова, А. Дейнеки, Д. Жилинского, В. Попкова и др.

Тема. Жизнь моего посёлка в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) 1

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к исто­рии и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.

Материалы: по выбору учителя.

Зрительный ряд: Б. Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П. Федотов. Зарисовки жизни города; работы А. Рябушкина, Ап. Васнецова, а также В. Перова и других передвижников, про­изведения местных художников.

Литературный ряд: литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.

Тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) 1

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник — это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, кар­навал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.

Задание: создание композиции в технике коллажа на тему празд­ника (индивидуальная или коллективная работа).

Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цвет­ная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: произведения К. Сомова, А. Бенуа, Б. Кус­тодиева, М. Врубеля, а также П. Брейгеля, Ф. Гойи, А. Ватто, О. Ренуара.

Тема. Обобщение изученного материала. 1

Наши рекомендации