Раздел 9. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
9.1.Критический реализм. Творчество Перова В.Г.
Дать представление о состояние искусства после реформ 60-х годов и поражения России в Крымской войне; о формировании представлений об
эффективности прямой критики действительности с целью устранения ее пороков; о формирования понятия об искусстве как «учебнике жизни»; о поисках положительных начал и ценностей жизни в творчестве художников передвижников. Метод критического реализма лег в основу всех произведений художественной культуры России середины и второй половины XIX века. Принцип правдоподобия – основополагающий. Творчество Василия Перова. «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), «Чаепитие в Мытищах», «Последний кабак у заставы». Центральная тема искусства 60-х - тема обесценивания всех ценностей жизни, где все: от религии до семейных уз – стало предметом корысти.
Самостоятельная работа: провести сравнительный анализ картин "Крестный ход на Пасху" и "Последний кабак у заставы"
9.2. Передвижники.
Познакомить с изменением направленности искусства в 70-е годы. Рассказать о деятельности художника Крамского и критика Стасова, мецената П.М.Третьякова. Учреждение молодыми художниками выставочной организации «Товарищество передвижных художественных
выставок» (1871). Рассказать о «бунте 14» в Академии художеств и появлении идеи свободного от официальной опеки искусства. Передвижники решились выйти на свободный рынок и способствовали расширению эстетических представлений русского общества в целом. Познакомить со своеобразием жанров в творчестве передвижников.
Самостоятельная работа: найти и перечислить жанровые картины в творчестве передвижников.
9.3.Пейзаж в творчестве передвижников.
Сформировать представление об эстетике нового реалистического пейзажа второй половины XIX века, которая возникает на пути критического переосмысления традиций академического и романтического пейзажа; о переходе от изображения исключительных видов и явлений к поэзии, рожденной из прозы, из опыта повседневного общения с природой.). Петербургская и московская школы. Живописный метод А. Саврасова. Блестящая техника лиричных пейзажей В. Поленова и Ф. Васильева. Роль Шишкина в развитии реалистического эпического пейзажа. Эффекты света и цвета в картинах А. Куинджи. Совершенство пейзажей И. Левитана. Просмотр фильма из цикла "Третьяковская галерея". Самостоятельная работа: перечислить в тетради основные произведения художников-пейзажистов; сделать описание понравившегося пейзажа.
9.4.Евангельская тема в творчестве передвижников.
Рассказать, какое важное место в творчестве многих передвижников занимали евангельские сюжеты, переживаемые с исповедальной откровенностью и глубиной. Крамской («Христос в пустыне», 1872), Ге («Что есть истина?», 1890) и др. художники стремились не создать иллюстрации к Священному Писанию, а подойти к разрешению актуальных нравственных и философских вопросов. Евангельские сюжеты соответствовали повествовательным тенденциям русского искусства 1860—1880-х гг., его известной литературности. Одновременно обращение к религиозной тематике и связанным с ней глубинным нравственным и бытийным проблемам способствовало преодолению некоторых ограниченных сторон творчества передвижников и их современников, порой — излишнего натурализма и морализаторства, заставляя останавливаться на многозначной недосказанности.
Самостоятельная работа: сделать презентацию по теме урока.
9.5.Творчество Репина И.Е.
Дать представления о том, что высшие достижения реализма второй половины XIX века в живописи связаны с творчеством Репина; познакомить с жизнью и творчеством, выявить особенности творческого почерка и тематики произведений; сделать анализ самых значительных произведений; познакомить с графикой художника. «Бурлаки на Волге», «Протодьякон», «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», графические и живописные портреты: «Портрет М. П. Мусоргского», «Портрет Л. Н. Толстого». Сделать вывод о том, что подлинным источником творчества художника была современная ему действительность. Самостоятельная работа: перечислить в тетради основные произведения художника; раскрыть содержание одного из наиболее понравившихся произведений.
9.6. Русская история в творчестве Сурикова В.И. и Васнецова В.М.
Дать представления о развитии исторического жанра в творчестве передвижников: от реальной истории к истории легендарной, фольклорной,
окрашенной патриотическим энтузиазмом; о том, что высшие достижения
реализма второй половины XIX века в историческом жанре связаны с деятельностью Василия Сурикова; познакомить с былинным характером
картин Виктора Васнецова. Рассказать о происхождении художника из среды казаков, которые осваивали сибирские просторы, о детских впечатлениях,
которые сформировали мировоззрение художника и послужили основой его
творчества. Рассмотреть главные картины В. Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири
Ермаком», «Степан Разин». Сделать переход от композиции Сурикова «Степан Разин», основанной на фольклорных традициях, к рассмотрению
творчества Виктора Васнецова. Анализ картин «После побоища Игоря
Святославича с половцами», «Богатыри», «Аленушка». Рассказать о том, что
появившаяся в картинах художника способность наделять пейзаж и детали
эмоциями пригодилась ему при создании декорации к «Снегурочке». С тех
пор к декорации стали предъявлять те же требования, что и к живописной
картине.
Самостоятельная работа: сделать зарисовки народных и исторических костюмов 17-18 веков.
4 год обучения второе полугодие