РАЗДЕЛ 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ 10 –17 ВВ.
3.1. Древнерусское искусство.
Исторически сложившиеся условия развития русского искусства. Рассказать о зарождении древнерусского искусства. Ведущая роль церкви в искусстве средневековой Руси. Предания об основании Киева и деятельности первых русских князей. Рассказать о реформирование языческого культа в эпоху князя Владимира; о Крещении Руси, о первом каменном строении – Десятинной (Рождества Богородицы) церкви; о переносе традиции константинопольской художественной школы в художественную культуру Руси. Познакомить с памятниками архитектуры: Золотыми воротами и Софийским собором. Рассмотреть мозаики интерьера. Сравнить с первообразом – Софией Константинопольской.
Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете (youtube)
документальный фильм «Памятники культуры Древней Руси». Реж. Р.
Желыбина. «Школфильм», 1974.
3.2. Икона.
Рассказать об истории возникновения иконы. Фаюмский портрет - отправная точка развития иконописи. Раскрыть художественные особенности иконы.Икона это анти - картина, что и определило ее художественные особенности. Дать понятие символики цвета.
Самостоятельная работа: определить художественные особенности иконы (на выбор).
3.3. Иконостас.
Сформировать представление об иконостасе; о возникновении и развитии иконостаса в византийском искусстве и об особенностях русского иконостаса. Познакомить с композицией «классического» высокого иконостаса русских храмов 15 – 17 веков. Иконостас Архангельского собора
Московского Кремля как общепринятый образец. Рассказать о том, что к началу XVIII века иконостасы в России достигли своего максимального размера. Их содержание стало чрезмерным. Резко выросло декоративное
оформление иконостаса, превратившее его в архитектурное произведение.
Самостоятельная работа: познакомиться с иконостасом храма,
расположенного недалеко от дома учащегося; посчитать количество рядов;
обратить внимание на расположение икон у царских врат; на декоративное
оформление иконостаса, на мотивы орнамента; зарисовать схему иконостаса одного из самарских соборов.
3.4.Древнерусская архитектура.
Сформировать представления о своеобразии русской средневековой архитектуры; познакомить с памятниками русской архитектуры и символическим значением отдельных архитектурных форм; развитие образного мышления.
Самостоятельная работа: рассмотреть и зарисовать схематично шесть особенностейсредневековой русской архитектуры.
Древнерусская архитектура
1) Храмовое многоглавие. Символическое значение верхов, виды
куполов (шлемовидный и луковичный). Покровская церковь в Вытегре,
Вологодская область (1708).
2) Храмы как памятники важнейшим историческим событиям.
Троицкий собор на Рву в Москве (храм Василия Блаженного) ознаменовал
взятие Казани и Астрахани и окончательное освобождение Руси от
иноземного ига.
3) Композиция шатровых храмов – примета Московской
архитектуры второй половины XVI – начале XVII веков. Рассказать о версии
ученых о символическом значении шатрового купола как обозначении
фигуры Богоматери, заступницы Руси. Церковь Вознесения в Коломенском
(постройка связана с рождением будущего царя Ивана Грозного).
4) Огненные храмы 17 века. Образ мог связываться с сиянием
небесных сил. Старый собор Донского монастыря в Москве, церковь Николы
Посадского в Коломне и др.
5) Многоярусный тип храма. Церковь Покрова Богородицы в Филях
(1693).
6) Сооружения, органично соединявшие в себе разные
архитектурные типы. Церковь Рождества в Путинках в Москве (1649 –
1652).
Самостоятельная работа: узнать историю постройки одного из
храмов своего города (источник названия, когда и кем построен, выявить к
какому типу храмов он относится).
3.5. Творчество Феофана Грека.
Познакомить с деятельностью выдающихся иконописцев конца XIV – начала XV Феофана Грека, выявить особенности письма; познакомить с традициями константинопольской школы в произведениях Феофана Грека, его новгородские фрески. Иконы «Преображение», «Успение». Экспрессивная манера письма, насыщенный колорит святых образов. Иконостас Благовещенского собора московского Кремля.
Самостоятельная работа: сделать линейную зарисовку иконы Феофана Грека ."Богоматерь Донская"
3.6.Творчество Андрея Рублева.
Показать значение творчества Андрея Рублева, влияние исихазма, отход от
византийской традиции. Икона «Св. Троица» (история создания, анализ композиции, богословская символика отдельных элементов). Книжная
миниатюра (Евангелие Хитрово).
Самостоятельная работа: сделать линейную зарисовку иконы Андрея
Рублева «Св. Троица», обратить внимание на перетекание линий друг в
друга.
3.7.Творчество Дионисия.
Сформировать представление о том, что творчество Дионисия (около1440 – около 1505 гг.) определило главное направление в живописи концаXV – начала XVI веков: поиска образа совершенного человека. Росписями Благовещенского и Успенского соборов, иконами «Распятие» и «Св. Петр Митрополит с житием», росписями Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Образ совершенного человека в творчестве Дионисия обретает ангельские черты. Самостоятельная работа: выполнить сделать линейную зарисовку иконы " Распятие".
3.8. Искусство Древней Руси 17 века.
Творчество Симона Ушакова.
Показать пестроту школ, традиций в художественной жизни этого периода истории. Своеобразие Строгановской школы. Стремление к передаче "жизнеподобия" в творчестве Симона Ушакова. Выявить характерные особенности творческой манеры Симона Ушакова: сдержанной, но отчетливо выраженной объемности построения в работах Ушакова. Самостоятельная работа: Найти определение, что такое "парсуна".
3.9. Зачет: «Искусство Древней Руси»
Проверка конспектов и выполненных копий; письменные ответы на
три вопроса ( жанрам и видам искусства, по архитектуре, иконописи), работа с репродукциями.
3 год обучения первое полугодие