Краткие сведения об авторе пьесы и его времени
Михаил Афанасьевич Булгаков, русский писатель, драматург и театральный режиссёр родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской)
В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Киевские годы заложили основы мировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве.
Поездка Булгакова в Москву была вызвана желанием освободиться от военной службы и от личного недуга, довольно точно воспроизведенного в одном из цикла «Записки юного врача» — "Морфий". Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. О ключевом значении пребывания в Киеве свидетельствуют роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", рассказ "Необыкновенные приключения доктора" (1922). После взятия Киева генералом Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под заглавием "Грядущие перспективы" (1919). В годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор — расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1920—1921 гг., работая во Владикавказском подотделе искусств, которым руководил писатель Ю. Л. Слёзкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, "с голодухи", были впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной — "Сыновья муллы".
В 1921 г. Булгаков появился в Москве и остался в ней навсегда. Со временем он стал хроникером и фельетонистом ряда известных московских газет: "Гудка", "Рупора", "Рабочего", "Голоса работника просвещения" и газеты "Накануне", издававшейся в Берлине. Среди множества ранних произведений, написанных Булгаковым в "журналистский период", выделяется своим художественным мастерством рассказ "Ханский огонь" (1924). Ему были чужды популярные тогда концепции "левого" искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда — сатирические колкости в его произведениях по адресу В. Шкловского, Вс. Мейерхольда, В. Маяковского).
Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоря его же словами, —"бесчисленные уродства нашего быта". Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" /1924/, "Роковые яйца" /1925/). Сюда же примыкает и сатирическая повесть "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г.). В названных повестях отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия", две части которого были опубликованы И. Г. Лежневым в журнале "Россия" (1925, полностью роман вышел в Советском Союзе в 1966 г.). «Белая гвардия» была самым любимым созданием своего автора. Позднее на основе романа и в содружестве со МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926), которая до известной степени является самостоятельным произведением. У нее своя примечательная судьба, предопределенная знаменитой мхатовской постановкой (премьера состоялась в 1926 г.). Именно она принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных" пользовались небывалым успехом у зрителя, но отнюдь не у критики, которая развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к белому движению спектакля, а следовательно, и против "антисоветски" настроенного автора пьесы.
В мае 1926 г., во время обыска московской квартиры Булгакова у него изъяли рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В дальнейшем его произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики и со сцены театров. "Турбины" были единственной пьесой Булгакова со столь удачной, хотя и не простой сценической историей. Другие его пьесы, если даже и пробивались на короткий срок на сцену (сатирическая комедия "Зойкина квартира" поставлена в 1926 г. театром им. Евг. Вахтангова; сценический памфлет "Багровый остров" поставлен в 1928 г. московским Камерным театром; драма "Кабала святош (Мольер)" поставлена МХАТом в 1936 г.), впоследствии запрещались. Не были доведены до премьеры, сатирическая комедия "Бег" (1927) — последнее прикосновение писателя к теме белого движения и эмиграции; "оборонная" пьеса "Адам и Ева" (1931); фантастическая комедия "Блаженство" (1934) и отпочковавшаяся от нее гротескная пьеса "Иван Васильевич" (1935); историко-биографическая пьеса "Батум" (1939). Драма "Александр Пушкин (Последние дни)" (1939) появилась на сцене МХАТа лишь через три года после смерти автора. Аналогичная участь ожидала и театральные инсценировки Булгакова ("Полоумный Журден", 1932, "Война и мир", 1932, "Дон Кихот", 1938), за исключением "Мертвых душ", поставленных МХАТом в 1932 г. и надолго сохранившихся в его репертуаре. Ни одна из пьес и инсценировок Булгакова, включая и знаменитые "Дни Турбиных", не была опубликована при его жизни. Лишь в 1962 г. издательство "Искусство" выпустило сборник пьес Булгакова. На рубеже 1920—30-х гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В 1930-е гг. едва ли не главной в творчестве писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: мольеровской (пьеса "Мольер", биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера", 1933), пушкинской (пьеса "Последние дни"), современной (роман "Мастер и Маргарита").
В 1936 г. Булгаков вынужден был порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.
Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.
Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, создавая либретто опер "Черное море" (1937, композитор С. Потоцкий), "Минин и Пожарский" (1937, композитор Б. В. Асафьев), "Дружба" (1937—1938, композитор В. П. Соловьев-Седой; осталась незавершенной), "Рашель" (1939, композитор И. О. Дунаевский) и других, это говорило скорее о неистощимости его творческих сил, а не об истинной радости творчества. Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы "Батум" (о молодом Сталине; 1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса была запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова, привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти. Умер писатель в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле жене писателя Е. С. Булгаковой со временем удалось положить массивный камень, так называемую «Голгофу». Именно эта «Голгофа» с крестом в XIX веке были установлены на могиле Н. В. Гоголя, демонтированы после перезахоронения Гоголя с некрополя Даниловского монастыря на Новодевичье кладбище и, как видим, дождавшиеся своего часа в середине ХХ века. В одном из писем своему будущему первому биографу Попову Булгаков написал, обращаясь к великому Гоголю: «Укрой меня своей чугунной шинелью».
2.Разбор драматургического произведения и его идейное содержание
«Адам и Ева» - фантастическая пьеса о грядущей войне, в которой гибнет город Ленинград и все его жители, за исключением нескольких чудом спасшихся человек, образовавших коммуну и пытающихся построить новое общество в условиях постапокалипсиса.
В пьесе Булгакова «Адам и Ева» автор сталкивает две системы ценностей: сиюминутные интересы и заботы современного варварства и вечные понятия человеческой нравственности.
Евангельская легенда об изгнании из рая первых людей, вкусивших от древа
познания добра и зла, преломилась под пером Булгакова в современную историю об ученом, который ищет выход для человечества перед лицом всемирной катастрофы. Но более того – это история о выборе человеком своего пути из тоталитарного "рая".
"Покажите нового человека!" - требовала критика 20-х годов. Появление "новых Адамов" было неизбежно в литературе тех лет. Интересно, что по евангельской традиции «новым Адамом» называют Иисуса Христа.
Первым этот библейский сюжет использовал в послереволюционной литературе Е. Замятин в своем романе "Мы". Именно к роману Замятина восходит трактовка Булгаковым мировой гражданской войны и победы Всемирного правительства.
События булгаковской пьесы – словно эпизод двухсотлетней войны, предшествовавшей установлению империи Благодетеля, населенной людьми-номерами. Одного из них – математика Д-503 – и называют в шутку "Адамом". Д-503 не способен сделать выбор между добром и злом, он послушно остается в тоталитарном "раю". Как и герой Замятина, инженер Адам Красовский исповедует философию "грамм - частица тонны". Вырванный событиями из привычного бытия, он обнаруживает себя как человек-функция, способный выполнять лишь действия, которые выполнял раньше: работать, проводить собрания и судебные заседания, произносить речи, почерпнутые с газетных полос, - но осмыслить происходящее не способен.
3.Связь оформления с жанром спектакля,
Языком пьесы, стилем эпохи
Конструктивизм в качестве стиля исполнения был выбран не случайно. В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить…производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе. Именно этим желанием строительства «новизны» одержимы практически все персонажи пьесы. И именно об этом ведёт речь автор. Если серьезно поразмышлять, то у этой идеи обнаружатся весьма сомнительные свойства.
4. Роль и место костюма в общем сценическом оформлении
Данного спектакля
Театральный костюм – это совокупность, целостный ансамбль предметов одежды, грима, причёски, знаков различия. Костюм характеризует человека – его возраст, иногда национальность, профессию, материальное положение, а так же черты характера и даже политические убеждения.
В создании костюмов я опиралась на моду 30-х годов. Однако мне хотелось, чтобы стиль того времени лишь угадывался, не был навязчивым, а одежда героев была простой и максимально подчёркивала их характер, род деятельности и положение в обществе.
Кроме того, я старалась сделать костюмы яркими, запоминающимися и немного необычными. А поскольку произведение полуфантастическое, это было не только уместно, но скорей даже и необходимо.
Костюмы главных героев – Адама и Евы объединены общим растительным мотивом – большим красным цветком, символизирующим их связь, а так же намекающим на положение «первых людей», близких к природе, всему первородному. Платье Евы простого фасона, силуэт, а так же плавность линий выдают некоторую легкомысленность её натуры и склонность к авантюрам. Образ Адама значительно грубее. Поначалу создаётся впечатление, что он – выходец из народных низов, простой рабочий. Однако выглядывающий из-под кителя галстук говорит о принадлежности Адама к категории людей, занимающихся умственным трудом, к интеллигенции. То же можно сказать и об образе академика Ефросимова, хотя в целом он одет на заграничный манер. Академик – сутулый, долговязый и нелепый тип, в костюме и при галстуке. Носит шляпу.
В противовес благообразному учёному Маркизов, «изгнанный из профсоюза», – бездельник и антисоциальный тип. В его образе присутствует небрежность и насмешка над буржуазией и интеллигенцией: пенсне, пальто с меховым воротом. Бутылка в кармане говорит о пристрастии к выпивке, а газета – об интересе к тому, что происходит в мире и о тяге к знаниям, хотя бы к какой-то сиюминутной информации.
Дараган – авиатор, и костюм в полной мере отражает род его деятельности. Он одет в длинный плащ и сапоги, на голове у него военная фуражка и лётные очки. За спиной – самолёт, являющийся частью его костюма. Голубь на груди – символ мира, и он не случаен. Подобно голубю авиатор приносит весть о том, что где –то совсем близко «земля», жизнь, тем самым даря остальным героям надежду на спасение.