МУЗЫКАЛЬНО–ФОЛЬКЛОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РОЖДЕСТВО»

Оформление и реквизиты:

- Зал украшен к Рождеству, в центре зала стоит Рождественская елка.

- Музыкальная аппаратура, ноутбук.

- Народные инструменты (трещотки, ложки……..)

- Фонограммы с записями песен.

- Сценические атрибуты (костюмы, ширма для кукольного театра, герои театра и т.д.).

Все действующие лица вместе с гостями встают и поют праздничный тропарь «Рождество твое».

Выход детей. Дети идут колядовать с песнями и плясками. Исполняется песня«Ой, коляда, коляда».Приходят к дому, где их встречает хозяйка.

Хозяйка: Снег ложится белый-белый на пригорки и дома,

Искрой-инеем оделась старорусская зима!

Неподвижность синей речки... и не надо ничего -

На расписанном крылечке притаилось Рождество.

Исполняется песня «В ночном саду прозрачно и светло».

Хозяйка: Наступило Рождество – долго ждали мы его.

Святки празднует народ: веселится и поёт!

А что такое святки? Вы знаете, ребятки?

1 ребёнок:

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

2 ребёнок:

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

3 ребёнок:

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Хозяйка: Святки, или, как их еще называют, Святые вечера – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения. В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью. Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». Козюльки – такие пряники, в форме животных.

Ну, что сидим – грустим, ребятки? Начинаем петь колядки!

Исполняется песня«Величальная».

Все колядовщики 1 группы (младшие):

Мы пришли колядовать, вас величать, прославлять, да гостинцы получать.

Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Уродилась, чтоб пшеничка, горох, чечевичка,

На воле - копнами, на столе – пирогами!

1ребёнок (говорком): Ты, хозяйка, открывай-ка, сундучок, подавай-ка, пятачок!

2ребёнок: Хоть блин, хоть сала клин!

3ребёнок: Не дашь пирога – мы корову за рога!

4ребёнок: Свинку за щетинку, быка за хребтинку!

Все: Приходила коляда накануне Рождества!

Все колядовщики 2 группы (старшие):

Колядуем, колядуем - От семьи, к семье кочуем,

Мы расскажем вам стишки, вы нам дайте пирожки,

Ну, а лучше бы монет, сами купим мы конфет,

Ну, а лучше пирогов, чтобы не было долгов!

1ребёнок (говорком): Коледа-моледа, белая борода,

Нос - плошкой, голова лукошком!

2ребёнок: Руки - сабельками, ноги – грабельками!

3 ребёнок: Приходи под Новый год величать честной народ!

Все: Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

Устраивается«кукольный театр».

1-я сцена.

Иосиф:

Добрый вечер, хозяин! Нет ли у вас в гостинице свободной комнаты, чтобы переночевать бедным путникам?

Мария:

Мы шли сюда пешком из далёкого города Назарета, и так устали.

Хозяин:

Нет у меня ни одной свободной комнаты, путники. Из-за приказа кесаря переписать весь народ страны, в наш Вифлеем прибыло столько людей, что и не сосчитать.

Иосиф:

Нам бы хоть чуланчик какой.

Хозяин:

Я уже и чулан последний сдал купцу. Осталась только пещера для скота, да ведь вы туда не пойдёте. Там нет ничего, кроме соломы.

Мария:

Пойдём, найдём эту пещеру. Переночуем на соломе.

Уходят, звучит музыка. Открывается другая сцена. Ночь, долина.

1-й пастух:

Ночь темна, не растерять бы нам наши стада.

2-й пастух:

Посмотри, какой сильный, яркий свет полился вдруг с небес! Что это?

Появляется ангел.

Ангел:

Не бойтесь. Я возвещаю вам и всем людям радость великую. В эту минуту в Вифлееме Иудейском родился младенец. Это будущий Спаситель мира – Иисус Христос. Ищите пещеру и там найдёте младенца, лежащего в яслях для скота.

3-я сцена. Вертеп. У входа растут пальма, маслина, ёлка.

Ангел:

Ясная ночь. Тихо кругом,

Ярко горит звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк за холмом,

Свет голубой тихо льётся из щелей.

В яслях младенец Спаситель лежит,

Тысячи лет Его ждали прихода.

Счастье тому, кто к нему поспешит.

Счастливы люди! Ликует природа!

Театр заканчивается, возвращается сцена с хозяйкой.

Хозяйка: В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но прежде чем начать печь пироги нужно замесить тесто.

Раз - два, раз - два, начинается игра!

Проводится игра «Тесто»

Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!» Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.

Ведущая: Коляда, коляда, ты не хочешь пирога? Тесто готово – поиграем снова в интересную игру, а в какую, расскажу.

Проводится игра «Пирог»

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог». Все поют:

Да экий он высоконький, да экий он широконький,

Да экий он мягошенький, да экий он сладенький.

(Говорком): Режь его, да ешь!

Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх, «широконький» — разводят в стороны, «мягошенький» — гладят по животу.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Хозяйка:

Чтоб гостей невпроворот,

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

Выносят пирог, угощают гостей.

Что ж, пирогов напекли, а теперь можно и погадать, да судьбу свою узнать. Проходите, гости дорогие, присаживайтесь.

Мы сейчас все погадаем, что ждёт в будущем, узнаем!

(Дети встают в круг, а воспитатель с мешком за круг. Звучит музыка и воспитатель идёт по кругу. По окончании музыки, ребёнок достаёт на ощупь из мешка предмет.)

Нитки – к долгой и счастливой жизни.

Скрепки – к встрече с новыми друзьям.

Монетка – к богатству.

Колечко – к кругосветному путешествию.

Конфета – к сладкой, счастливой жизни.

Линейка – к интересным занятиям.

Ручка – к учёбе на пятёрки.

Матрёшки – ждут вас модные одёжки.

Рукавичка – родится скоро братик или сестричка.

Погремушка – к веселью или новоселью.

Подушка – к интересным и красочным снам.

Картошка – ждёт большое счастье.

Игрушка – будет новая подружка.

Пуговица – к новым нарядам.

(Дети проходят на места.)

Исполняется песня«Небо и земля»

Хозяйка:Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без соревнований и хороводов?

Ведущая загадывает загадки гостям, проводится игра с залом.

Хозяйка: Расступись, честной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками – побасками.

Дети водят хоровод.( Исполняется песня «Ангелы в небе высоко живут»).

Хозяйка:

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Праздник наш прошел на славу.

В Святки любо поиграть!

Всем спасибо от хозяйки,

За улыбки и за смех,

И за игры и за пляски,

Благодарствую я всех!

Ну, вот и подошел к концу наш праздник. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников!

Данное музыкально-фольклорное мероприятие было проведено в рамках внеурочной деятельности МБОУ «Мало-Лызинская СОШ» фольклорным ансамблем «Веретёнце» для учащихся школы 23.12.2016.

На заключительном третьем этапе экспериментальной апробации состоялась беседа с участниками музыкально-фольклорного мероприятия, в ходе которой учащимся были заданы следующие вопросы:

1. Знаете ли Вы, что такое народная музыка?

2. Какие Вы знаете календарно-обрядовые праздники, которые сопровождаются песнями?

3. Откуда Вы знаете о русских обрядовых песнях?

4. Хотите ли Вы узнать о других русских обрядовых песнях?

5. Вы бы хотели знать, как проводились русские обрядовые праздники?

6. Вам бы хотелось поучаствовать в других музыкально-фолькрлорных праздниках?

7. Вы знаете обрядовый праздник масленица?

8. Что Вы знаете об этом празднике?

9. Где Вы встречаетесь с народной музыкой в жизни?

10. Назовите известные Вам народные песни?

11. Песни каких народов Вы слышали?

12. Песни какого народа Вы бы хотели исполнить?

Проведя беседы с участниками фольклорного ансамбля «Веретенце», мы пришли к выводу, что после участия в музыкально-фольклорном мероприятии «Рождество» появился познавательный интерес к народной песне, который выразился в том, что 5 человек в следующем полугодии учебного года изъявили желание принять участие в предстоящих концертах и конкурсах с народным песенным репертуаром. Участники всего фольклорного ансамбля «Веретенцы» изъявили желание каждое полугодие организовывать музыкально-фольклорные мероприятия с изучением нового музыкального фольклора.

Отметим, что познавательный интерес к народной песне проявился также и среди зрителей, так заинтересовавшиеся дети стали новыми участниками ансамбля «Веретёнце». Проведение музыкально-фольклорного мероприятия «Рождество» помогло развить интерес детей к познанию народной песни, ее фольклорных истоков. Это поспособствовало стремлению детей самостоятельно изучать, находить, собирать дополнительные источники информации для дальнейшего погружения в мир фольклора.

Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментальной апробации по применению в образовательном процессе разработанного авторского методического обеспечения в виде сценария – проекта музыкально-фольклорного мероприятия «Рождество» реализованного на базе МБОУ «Мало-Лызинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ были оценены педагогическим составом как эффективные, соответствующие заявленным в начале экспериментальной проверки ожидаемым результатам, что позволяет считать проведенное исследование успешным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальный фольклор как часть народной культуры обладает существенными художественно-педагогическими возможностями, является одним из универсальных средств воспитания ребенка, обучения его основам культуры, приобщения к традиционному народному опыту. Оптимизации процесса приобщения способствует использование таких свойств фольклора, как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность.

Проблема формирования интересов в обучении школьников неизменно считается весьма актуальной в наше время. Более того, можно сказать, что в последние годы ее значимость еще более возросла. Интерес является хорошим стимулом к учению вообще и приобщению к музыке в частности. При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.

Интересные уроки музыки – это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.

Высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием музыкальных чувств, потребности использования знания, умения на практике (слушание, пение), в самостоятельных занятиях музыкой (собирание фонотеки, видеотеки, чтение литературы о музыке), то есть в музыкальном самообразовании и самовоспитании.

Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев. – М.: Норма, 1959. – 126 с.

2. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1966. – 172 с.

3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник для вузов / В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2004. – 735 с.

4. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Хрестоматия / В.П. Аникин. – М.: Высш. шк., 2003. –С. 19-23.

5. Асафьев Б.В. О народной музыке / Б. Асафьев, И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 2013. – 248 с.

6. Бурхинов Д.М. Народная педагогика и современная национальная школа / Д.М. Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д.Намсараев. – Улан-Удэ: Бэлиг,1994. – 136с.

7. Виноградов Г.С. Детский фольклор. Хрестоматия по фольклористике: учеб. пособие / Г.С. Виноградов. – М.: Высш. шк., 2003. –С.527-544.

8. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. — М.: Норма, 1994. — 75 с.

9. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе.: учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед./ Л.Г. Дмитриева. – М.: Академия, 2000. – 240 с.

10. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие / Е.А. Костюхин. – М.: Дрофа, 2004. – 336 с.

11. Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты: Монография / С.И. Кудинов. – Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. – 270 с.

12. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа // Воспитание школьников: Библиотека журнала / Д.И. Латышина. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128с.

13. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – М.: Знание, 1977. –139 с.

14. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и науч. ред. А.С. Запесоцкий. – СПб.: СПбГУП, 2015. – 540 с.

15. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И.В. Метельский. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 57 с.

16. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.

17. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / В.Ф. Одоевский. – М.: Искусство, 1956. – 251 с.

18. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей / Г.А. Праслова. – СПб.: Детство – пресс , 2005. - 384 с.

19. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие / Д.А. Рытов. – М.: Владос, 2001. – 384 с.

20. Соколова Г.Б. Народное творчество и его роль в воспитании школьников // Искусство педагогики педагогика искусства: Сб. науч. тр. Вып. 4 / Г.Б. Соколова. – М.: АПК и ППРО, 2005. – С. 20-29.

21. Соколова Г.Б. Фольклор как культура устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе // Искусство педагогики педагогика искусства: Сб. науч. тр. Вып. 4/ Г.Б. Соколова. – М.: АПК и ППРО, 2005. – С. 29-39.

22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Монография / Б.М.Теплов. – М.: Наука, 2003. – 377с.

23. Топоркова Л.К. Роль музыкального обучения и воспитания в формировании духовного облика личности учащихся: автореферат / Л.К. Топоркова. – Астана, 2002. – 30 с.

24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в11т. / К.Д.Ушинский. – М.: Просвещение,1974. – 155с.

25. Фокеев А.Л. Неиссякаемый источник: устное народное творчество / А.Л. Фокеев. – Саратов: ОАО Изд-во "Лицей", 2005. – 220 с.

26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2005. –160 с.

27. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов. – Казань: КГПУ, 2004. - 120 с.

28. Явгильдина З.М. Музыкально-эстетический интерес младших школьников: вопросы теории и практики. – Казань: Издательство Казанского университета, 2002. – 184 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Ой, коляда, коляда»

МУЗЫКАЛЬНО–ФОЛЬКЛОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РОЖДЕСТВО» - student2.ru

«В ночном саду прозрачно и светло»

1. В ночном саду прозрачно и светло

Стоит наш мирный дом,

Проходит ангел, белое крыло

Мелькает за окном.

Припев:

В пещере ослик кушает овес,

В яслях лежит Христос,

Осленок носом тянется к Нему,

Звезда глядит во тьму.

2. Мария держит Сына на руках,

Иосиф греет чай.

Вот ангел им сказал о пастухах:

"Сейчас придут, встречай!"

Припев:

В пещере ослик кушает овес,

В яслях лежит Христос,

Осленок носом тянется к Нему,

Звезда глядит во тьму.

3. Волхвы дары свои Ему несут,

За ними важно вслед

Верблюды длинноногие идут,

Звезда им дарит свет.

Припев:

В пещере ослик кушает овес,

В яслях лежит Христос,

Осленок носом тянется к Нему,

Звезда глядит во тьму.

«Величальная»

Отворитесь, ворота!

Нам гостей встречать пора,

Песней нашей величальной.

Воспоем, возвеличим,

Мы гостей наших славных,

Добрых, милых, желанных!

То не лес, не трава расстилаются,

Наши буйные головки преклоняются.

Многая, многая лета! Многая лета!

«Небо и земля»

1.Небо и земля, небо и земля

Ныне торжествуют,

Ангелы, люди, Ангелы, люди

Весело ликуют:

Припев:

Христос родился,

Бог воплотился!

Ангелы поют,

Славу воздают.

Пастухи играют,

Пастыря встречают,

Чудо,чудо возвещают!

2.Во Вифлееме, во Вифлееме,

Радость наступила!

Чистая Дева, чистая Дева,

Сына породила!

Припев.

3.Три дальних царя, три дальних царя,

С востока приходят,

И во вертепе, и во вертепе,

Христа находят.

Припев.

4.Мы рожденому, мы рожденому,

Богу поклонимся,

Слава во вышних, слава во вышних

Христос к нам явился.

Припев.

«Ангелы в небе высоко живут»

1.Ангелы в небе высоко живут,

Богу Всевышнему славу поют.

К небу возносят молитвы людей,

Сладкие грезы детей.

Припев:

Господи мой, сердце открой,

Дай мне услышать ангельский хор,

Господи мой, сердце открой,

Знаю, Ты - Бог Живой!

2.Ангелов Бог посылает с небес

Для возвещения Божьих чудес

Веру и радость приносят они

Вестники Божьей любви.

МУЗЫКАЛЬНО–ФОЛЬКЛОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РОЖДЕСТВО» - student2.ru

Приложение 2

Фотоотчет

Наши рекомендации