Положительное влияние воспитателей в Терезине

Вот девочка, которая нарисовала дом с наглухо закрытыми окнами и дверьми, единственным цветком, платьицем и мебелью; все без связи, без пространственных отношений друг с другу. Как оказалось, девочка до Терезина была в сиротском доме, где с детьми очень жестоко обращались, их постоянно держали взаперти и все их вещи, включая деньги, у них отбирали и прятали. Спустя некоторое время в Терезине, где ребенок приобрел хороших воспитателей, на его рисунках появился уютный столик с лампой, в комнате, где на стене висит картина. Вещи связаны воедино, их много. Вместо сухих штрихов теперь линии имеют толщину и наполненность (не отрывисты). Также в лучшую сторону изменились и другие дети.

Как было замечено одной очень любимой воспитательницей, дом (по словам д-р Баумеловой, дом всегда означает самого ребенка) на первом рисунке отправлен в самый угол, его двери закрыты, окна пусты, линии имеют депрессивный наклон. На втором рисунке, после того, как ребенок отошел от оцепенения после своего несчастья, в условиях благоприятного обращения дом вернулся на середину листа, на окнах занавески, на двери ¾ глазок, на лугу ¾ цветы, и даже солнце нарисовано не так бегло, как на первом рисунке.

О возрастных особенностях

Если речь идет о ребенке младше десяти лет ¾ имеется в виду не возраст, а степень зрелости ¾ то преподавателю главным образом нужно заботиться о том, чтобы он не испытывал помех в своей игре, в своих начинаниях. Преподавать, учить такого ребенка бесполезно, потому что в этом нарциссическом возрасте на любое вторжение в душу он отвечает тем, что отворачивается от деятельности вообще. В этом возрасте рисунок и живопись ¾ главные средства самовыражения.

Ребенку старше десяти лет уже мало лишь себя; ему интересен весь мир. Реальность выходит вперед, оттесняя фантазию. Теперь ¾ время преподавания формы, однако занятия должны носить характер взрыхления почвы, или поддержания ее взрыхленной, а не закрытия всходов. Техническое, как в рисунке, так и в живописи, должно даваться ребенку в точном соответствии с его потребностями. Элементы, с которыми оперирует ребенок во время занятий, естественно, остаются теми же самыми, что и в «большом искусстве»; теперь его специально знакомят с пропорциями, ритмом, светотенью, пластикой, пространством, цветом, величиной предметов, ¾ при этом оставляя путь открытым …

Неравномерные стадии развития в одном ребенке: 12,5-летняя девочка рисует с натуры как 15-летняя, а на свободную тему как 7-8-летняя.

Еще год назад эта тринадцатилетняя девочка прекрасно рисовала, свежо, непосредственно. Такие у нее были неожиданные сюжеты ¾ например, девочка в незакрывающемся туалете ¾ одной рукой она поддерживает юбчонку, другой держит дверь, в зубах ¾ бумагу, и балансирует на одной ноге. Теперь ее рисунки стали мертвыми. Она уже знает, что умеет рисовать, ¾ и не хочет рисковать и ошибаться. Вообще, стремление к гарантированному успеху ¾ один из опаснейших рифов.

О психологических особенностях

Одаренный, фантазирующий ребенок часто рисует реальные для него, но несуществующие в действительности вещи… Пример ¾ девочка, живущая фантазиями, готова объяснить, почему она нарисовала так, а не иначе. Тарелка с пучком зелено-желтых цветов. Я спрашиваю, почему она не выбрала один цветок, один легче нарисовать. Она: «Легче, но красиво только если их много». А что это за белые полосы? Она отвечает с упреком: «Разве вы не видите? Это же солнечные лучи, которые на них падают…»

Дети редко видят целое, им бросаются в глаза лишь отдельные предметы, которые они помещают несвязанными друг возле друга; тема захватывает их, и они испещряют весь лист…

Случай обратный ¾ самовоспитание, от которого я многого ожидаю. Девочка невероятно тщеславна, начала рисовать по линейке, чтобы правильно строить вещи в перспективе, рисовала по шаблону. Но скоро она поняла, что так ей здесь успеха не добиться. Дети критикуют ее работы. Они-то рисуют самостоятельно! И девочка, сообразив, оставила линейку. У нее уже стали появляться неплохие работы.

Пример ( девочка 10 лет)

Может пройти 10 уроков, пока учитель не набредет на что-то, и ребенок, казавшийся неконтактным, внезапно отзовется. Возможно, дверцу к этому ребенку откроет один единственный ключ…

Ева рисует, что хочет. И вот она показывает мне рисунок. На нем ¾ обнаженная женщина под деревом, она грустно глядит в пространство, на отсутствующий пейзаж. За деревом ¾ мужчина в каком-то рыцарском костюме, легко и любезно настроенный, с револьвером в руке. Я осторожно спросила, куда глядит женщина, и что сейчас произойдет.

Ева ответила, как любой ребенок в подобной ситуации: это ничего не значит, это просто так, и она хочет еще что-то дорисовать. На «улучшенном» рисунке ¾ море, у которого весьма глубокомысленно сидит женщина, однако голые колени прикрыты платком, на небе облака, пистолет из руки мужчины исчез. Я сказала ¾ это совсем другой, новый рисунок, жалко старого. Она весьма услужливо сказала, что может перерисовать старый по памяти, получится все точно как раньше, и действительно ¾ вышла опять та же задумчивая голая женщина и любезный мужчина с револьвером.

В этой ситуации нет никакого смысла уделять внимание хорошей или вообще какой-либо форме, все это лишь спонтанное выражение сексуальности. И, хотя детей нужно воспитывать, все-таки, прежде всего, они должны быть свободны в выражении того, что им необходимо выразить.

Пример

У этой девочки не так много веселого в жизни, чтоб его изображать. Для нее рисование, не как для многих, ¾ оно вынужденное, чтоб как-то занять свободное время, получить какое-то удовлетворение и немного развлечься.

Пример

Напротив, явно одаренная девочка, пробившая себе дорогу через некоторое закоснение и «образцы». Она жадно все впитывает, принимает все, что может, отзывается на все советы, даже на отвлекающие ее от работы.

Пример

Ребенок с вынужденной точностью. Черты ее характера проявляются в трех данных темах ¾ весна, зима, гроза: беспокойство и глубокий покой. В свои 10 лет она ужасно вспыльчива. Я не видела другого ребенка, который бы говорил с такой страстностью, и болезненностью, часто крича. Ее отец, бывший мясник, ужасающе вспыльчив, хотя у нее самой хорошее сердце. Она рисует весну, листья и цветы, снежинки зимой ¾ агрессивно, как камни. При глубоком покое у нее всего слишком много и слишком крупно, ее тишина переполняет любого, почти как и ее буря.

Пример

Вот рисунок добродушной, основательной девицы, с которой поначалу работать было очень трудно. Теперь, однако, все происходит весьма душевно. Выяснилось, что ей пришлось пережить большие сложности, ее родители очень пострадали.

Пример

13-летняя девочка видит красивую книжку, где нарисованы цветы ¾ одними линиями, с нежными красками. Девочка очень здоровая по природе, но не импрессионистка, скорее ¾ натуралистка. Дети смотрят на рисунки в книге лишь несколько минут, в это время мы обсуждаем характерные особенности рисунка ¾ краски и формы. Девочка на это молчит. Разве что вот этот пейзаж пока мне кажется блестящим.

О работе в группе

Наши рекомендации