Качество, непрерывное усовершенствование и снижение цен
Разнообразные программы такого рода отличаются по целям, структурам и методам. Они могут быть направлены на разрешение проблем, поиск дальнейших альтернатив, усовершенствование существующих процессов и т. д. Часто задачи такого рода можно решить с помощью опыта, анализа и сбора информации, но иногда не обойтись без применения творческого мышления, поэтому обучение творчеству должно стать составной частью подобных программ. Тогда всякий раз, когда возникнет необходимость в нестандартном решении, у человека найдется в запасе подходящий творческий прием. Важна и общая установка на творчество, вне зависимости от конкретных мыслительных инструментов. Так, например, в ходе обучения творчеству человек привыкает выходить за рамки привычных методов работы. Он сумеет остановить внимание на непроблемных факторах, чтобы попытаться найти лучший способ действий. Он находит фиксированные точки и ищет связанные с ними альтернативы.
Между целевыми производственными программами и творчеством существует тесная и очевидная взаимосвязь. Иногда элемент творчества «встроен» в тело программы. Но гораздо лучше выделить творчество как самостоятельный навык, который можно применять независимо, к любой ситуации.
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Я уже обсуждал этот тип структур. Центр творчества имеет собственную сферу деятельности и служит для координации многих других структур, описанных в этой главе. Например, центр творчества может отвечать за список творческих целей или папку «Небо-9».
Центр творчества помогает выбрать направление движения и служит источником энергии. Это ядро творчества и его организующий каркас. Он берет на себя ту часть творческой работы, которую нельзя поручить кому-либо другому.
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИЙ
Концепции имеют первостепенное значение. Их нужно трактовать столь же серьезно и формально, как исследования и дизайн в технических областях. Многие организации тратят на исследования миллионы долларов, но упускают из виду концепции. Считается, что концепции возникают сами собой, по воле случая. Однако именно им принадлежит будущее, поскольку чисто технологические возможности вскоре будут почти исчерпаны. Исследование и дизайн концепций подробно описаны в книге «Над-соревнование». Здесь же достаточно подчеркнуть, что разработка концепций совершенно невозможна без творческого подхода. Именно отдел разработки концепций наиболее заинтересован в развитии творческих навыков во всех областях деятельности. Организация отдела разработки концепций немедленно влечет за собой коренное изменение отношения к творчеству.
СПИСОК ТВОРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ
Эта структура была подробно описана в предыдущей главе. Здесь мы упоминаем о ней для полноты. Список творческих целей — это простой и эффективный способ представления и поддержки творчества.
К списку нужно относиться со всей серьезностью. Его составление должен курировать руководитель или Центр творчества. Он может составляться как для всей организации в целом, так и для отдельных специализированных групп. Конечно, наиболее интересные позиции списка следует широко освещать.
Позиции списка могут передаваться для решения программам типа FAT/CAT™.
ПАПКА «НЕБО-9»
Эта структура была разработана канадской строительной компанией. «Небо-9» означает «мечту». Папка «Небо-9» — это подборка документов, которая циркулирует среди руководителей (или среди рядовых сотрудников). Таких папок может быть несколько. Каждая из них может относиться к определенной области.
Папка попадает в руки каждого руководителя примерно один или два раза в месяц. В ней можно отразить следующие возможности.
Свежие идеи. Это идеи, которые еще не нашли применения в данной организации, хотя могут использоваться другими. Они являются прямым заимствованием или небольшой переделкой чужих идей.
Оригинальные идеи. Эти идеи выдвигаются как самостоятельные находки. Автор может поставить под ними свое имя, если пожелает. Они могут относиться к одной из общих проблем данной профессии или касаться любого вопроса, поднятого в папке «Небо-9».
Конструктивные замечания. Это могут быть замечания, сделанные под белой шляпой, обогащающие идею опытом и дополнительной информацией. Это могут быть комментарии, относящиеся к желтой шляпе и подчеркивающие ценность предложенных идей. Это могут быть результаты мышления в зеленой шляпе, которое предлагает дальнейшие альтернативы и модификации идей, содержащихся в папке. Замечания, сделанные под черной шляпой, можно помещать только в том случае, если они сопровождаются предложениями о том, как можно преодолеть замеченные препятствия.
Новые творческие цели. Новые творческие цели должны быть выделены особо. Они могут относиться к области проблем, задач, возможностей и т. д.
Документы, содержащиеся в папке, прочитываются, дополняются и передаются дальше. Если папка становится слишком толстой, часть документов сдается в архив, а в папке делается ссылка на то, где можно найти дополнительную информацию.
Папка «Небо-9» имеет ряд достоинств:
1. Периодическое напоминание о необходимости творческого подхода.
2. Источник творческих объектов фокусирования.
3. Источник идей и концепций, на которые можно отреагировать.
4. Простой канал передачи идей.
5. Реальная ценность полученных идей и мнений.
Особую ценность папка представляет как канал передачи идей. Многие люди не желают иметь собственные идеи, потому что не хотят обременять себя лишними хлопотами, связанными с их продвижением. Как поступить с идеей? Кого нужно убедить в ее достоинствах? Как показать, что она работает? Папка «Небо-9» —, это простейший из каналов передачи идей. Если вы придумали нечто новое, то можете просто дождаться, пока папка попадет к вам в руки, поместить туда идею и сбросить с плеч бремя ответственности за нее.
ТЕТРАДЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Папка «Небо-9» представляет собой «возможность». Никто не обязан вносить туда свои предложения; можно просто прочесть и передать папку дальше. Напротив, тетрадь творческих задач — это требование или просьба совершить творческое усилие, обращенное к конкретному человеку.
Очень часто у людей имеется собственное мнение по различным вопросам. Когда их спрашивают, почему они не хотят высказывать свои соображения, они отвечают:
«Потому что это не мое дело».
«Никто меня не спрашивал».
«Не хочу создавать себе лишних хлопот».
Тетрадь творческих задач помогает преодолеть такую инертность и выявить новые идеи.
В заглавие тетради выносится творческая задача или фокус. Формулировка должна быть четкой, без излишних подробностей. Нужно определить, какой итог ожидается от получателя тетради (мнение, решение, дальнейшие альтернативы, новые концепции и т. д.).
Можно предложить несколько методов для решения поставленной задачи или даже конкретную провокационную идею (ПРО...), но каждый может выбрать собственный путь.
Тетрадь творческих задач посылается индивидуально каждому из тех, от кого ожидают решения. Получатель должен вернуть тетрадь с ответом в указанный срок.
Идеи и концепции, содержащиеся в ответах, рассматриваются и накапливаются. При необходимости автора идеи просят уточнить или дополнить ответ. Те, кто вернул наиболее интересные ответы, могут быть приглашены для участия в мыслительной творческой сессии.
Структура тетрадей творческих задач может быть организована центром творчества или лидером процесса. Послать ее может каждый, кто нуждается в новой идее, но лучше, если рассылка будет координироваться (например, центром творчества). Разумеется, тетради «местного» значения можно посылать непосредственно тому, от кого хотят получить помощь.
АУДИТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Руководителей часто обвиняют в совершенных ошибках или нерадивости при решении проблем. Но очень редко можно услышать, что кто-то был наказан за то, что упустил прекрасную возможность. Поэтому лишь немногие руководители стремятся испытать нечто новое, рискуя при этом своим положением. Если они потерпят неудачу, это плохо отразится на их карьере. Поступая как обычно, они избавляют себя от риска совершить ошибку. Откуда же, в таком случае, берется энергия на инновационные проекты? Бывший руководитель «Киба-Гейджи» Сэм Кохлин однажды сказал мне, что был бы рад, если бы все его руководители приходили к нему раз в год, чтобы рассказать о совершенных ошибках. Если человек ошибается, значит, он по крайней мере пытается попробовать нечто новое. За время работы в Швейцарии ему, однако, так и не удалось услышать таких признании.
Порой многие руководители долгие годы вынашивают идеи и проекты, не решаясь испытать их в деле. Аудит возможностей — это формальный способ, позволяющий востребовать эти скрытые ресурсы. То, что прежде было рискованной инициативой, превращается в ожидаемое и нормальное действие. Напротив, отсутствие инициативы и предложений становится предосудительным — ничего не делать становится небезопасно. Итак, аудит возможностей — это структура, которая «требует» от руководителей предпринимательского мышления. Аудит оценивает саму возможность, предпринятые действия, причины, по которым возможности не были использованы (или, в том случае если возможность была использована, полученный результат).
Модификацией аудита возможностей является аудит творчества.