Искусственный клеи — поливиниловый спирт.
Животный и казеиновый клеи не водостойкие, поэтому w временем разрушаются бактериями и плесенью.
Поливиниловый спирт представляет собой бесцветную. водорастворимую смолу, приготовленную искусственным способом из химических веществ.
Поливиниловый спирт обладает высокой клейкостью и;
пленкообразующими свойствами, он стоек к воде и не загнивает; без смягчителей дает очень эластичную пленку, не переходящую со временем в хрупкую и ломкую. Эти свойства делают его незаменимым материалом для грунтовки холстов. При введении в раствор поливинилового спирта хромата натрия или аммония клеевая пленка переходит в нерастворимое состояние-
В раствор поливинилового спирта не надо добавлять ни антисептика, ни смягчителя. Для проклеек лучше применять-7—10%, раствор поливинилового спирта, растворяя его в теплой воде при перемешивании.
ТЕХНИКА ГРУНТОВКИ ХОЛСТОВ.
Грунтовка холста сводится к следующим основным процессам:
1. Натяжка холста на подрамник.
2. Проклейка 1-я
3. Сушка.
4. Проклейка 2-я
5. Сушка.
6. Шлифовка.
7. Грунтовка 1-ая.
8. Сушка.
9. Шлифовка.
10. Грунтовка 2-я
11. Сушка в зависимости от состава грунта.
12. Нанесение тонкого слоя масляной краски или клея" слабой концентрации.
13. Сушка.
Холст для грунтовки берется льняной или пеньковый, средней толщины и плотности, без узлов.
Перед натяжкой на подрамник рекомендуется холст выстирать в теплой воде для освобождения его от аппретуры. Промытый холст дает усадку и в дальнейшем в незначительной степени изменяется от влажности воздуха. Нестиранный холст лучше сохраняет фактуру, чем выстиранный.
Подрамник изготовляется из сухого дерева, иначе при высыхании он покоробится и скривится.
Края подрамника с лицевой стороны должны иметь на 0,5 см скос во внутрь, чтобы холст не касался краев подрамника и не приклеивался к нему.
Натяжка и закрепление холста производится равномерно от середины в обе стороны к краям.
Закрепив холст с коротких сторон, переходят к длинным сторонам. После закрепления холста по середине всех сторон, переходят к закреплению и натяжке краев.
Если холст слабо и неравномерно натянут на подрамник, то очень трудно нанести грунтовочную пасту одинаковой толщины, поэтому такой грунт также неравномерно по всей площади будет изменяться под влиянием влажности и температуры воздуха.
Лицевая сторона холста перед проклейкой смачивается из пульверизатора теплой водой, можно смачивать и с изнанки холста, но при этом та часть холста, что под подрамником, остается сухой.
Смачивание холста имеет целью ослабить проникновение клея при проклейке на изнанку холста, так как вследствие набухания волокон ткань уплотняется и до некоторой степени препятствует просачиванию клея.
Иногда холст перед проклейкой шлифуют пемзой, чтобы «взлохматить» волокно и одновременно уплотнить его, но лишняя шлифовка нарушает фактуру ткани.
Проклейка
Проклейка является связующим между холстом и грунтом, поэтому она должна обладать хорошими клеящими свойствами и иметь достаточную плотность, препятствующую просачиванию связующего вещества из красок в холст. Для проклеек применяют обыкновенно от 5 до 7% растворы различных клеев: рыбьего, желатина, казеинового, столярного, искусственного и др.
Для проклейки холста и других гибких материалов применимы клея, дающие при высыхании эластичную пленку. Лучшим клеем в этом отношении надо считать поливиниловый спирт. Наиболее плотный слой при одинаковых концентрациях дает рыбий клей, он в меньшей степени подвергается загниванию и после высыхания дает достаточно эластичную пленку.
Столярный и малярный клея легко подвергаются гниению от сырости, а высыхая дают ломкую пленку.
Желатин хорошо растворяется в горячей воде. Рыбий клей предварительно замачивают в холодной воде в течение 12— 20 часов; после набухания клей надо размять в руках и распустить в горячей воде.
Казеин также вначале замачивают в теплой воде 3—о часов, а затем прибавляют 2—3% раствор нашатырного спирта или буры, и помешивание при температуре 50—70°С образует клеевой раствор.
Казеиновый клей мало чувствителен к сырости и загниванию.
Столярный клей сперва размачивают в холодной воде, а затем при нагревании он легко расходится в ней.
Растворы клеев для проклейки не должны быть слишком крепкими, т. е. свыше 8%, потому что тогда клей быстро застывает, не успев проникнуть в толщу ткани, а следовательно, не будет достаточной связи грунта с холстом, кроме того крепкий клей образует толстый и ломкий слой.
Густой и слегка зажелатинированный клей удобен для проклейки редких со скважинами холстов.
Жидкий клей хорошо применять для плотных холстов, ибо он легко проникает в ткань, чем достигается прочность прилипания его к холсту.
Клеевой раствор ниже 5% и слишком разбавленной концентрации не следует употреблять, так как он не образует достаточного слоя и непрерывной пленки на поверхности холста.
Первую проклейку следует наносить очень осторожно, чтобы не допустить следов протекания клея на изнанку холста, так как грунт в этих местах легко вызывает пожухание красок, коробится и становится нестойким, особенно при избытке клея.
Покоробленный холст исправляется подбивкой колков или смачиванием и сильной перетяжкой его во влажном состоянии на подрамнике.
Раствор клея и грунтовочная паста наносятся деревянным ножом или щеткой, в зависимости от состояния клея и качества холста.
В тех случаях, когда грунтуется редкий, с большими скважинами холст, проклейка наносится клеевым студнем ножом или щеткой. В жидком состоянии очень трудно наносить проклейку без протекания клея на изнанку холста. Для разжижения клеевого студня следует слегка подогреть на водяной бане.
Плотные холсты проклеиваются и холодным и теплым раствором клея щетинной кистью и щеткой (лучше с жестким коротким волосом).
Жесткая щетка плотно покрывает холст, не оставляя отверстий, и позволяет наносить грунт несколько раз тонким слоем.
Клей в виде студня не проникает внутрь ткани, поэтому слабее связывает холст с грунтом; при употреблении в жидком и теплом виде клей легко проникает в толщу ткани и лучше закрепляется в его волокнах.
Чтобы нанести клеевой слой равномерно, достаточной толщины и плотности по всей поверхности холста и во избежание вспенивания клея необходимо водить щеткой или кистью сначала в одном направлении, а затем в противоположном.
По окончании нанесения проклейки массу продолжают разравнивать щеткой без погружения ее в раствор клея, а избыток клея на поверхности холста удаляется ножом или шпателем.
Для придания эластичности проклейки следует в раствор клея вводить небольшое количество смягчителей.
В качестве веществ, устраняющих хрупкость и ломкость проклеек и грунта, применяют глицерин, мед, касторовое масло, желток яйца и др.
Избыток глицерина вреден, так как вследствие большой гигроскопичности глицерин задерживает высыхание, сообщает пленке неустойчивость и вызывает загнивание, особенно при употреблении плохо очищенного столярного клея.
Кроме того глицерин со временем окисляется, разлагается и улетучивается и, следовательно, пленка, лишаясь смягчителя, по высыхании становится хрупкой и ломкой. Мед также смягчает грунт и предохраняет клей от быстрого высыхания, пока он не закристаллизовался. Мастера далекого прошлого (XV—XVII веков) очень часто вводили мед в состав грунта. Одним из лучших смягчителей грунта является касторовое масло. При использовании его в проклейке грунт медленно сохнет, и по высыхании проклейка сохраняет мягкость и эластичность.
Единственное неудобство в применении касторового масла заключается в нерастворимости его в воде, поэтому в проклейку и грунтовку приходится вводить его в виде эмульсии, что ни в какой степени не снижает их качества.
Эмульсионную проклейку можно составить из клея, яйца и касторового масла по такой дозировке:
Цельное яйцо 1 шт.
Клей 25 г
Касторовое масло 2—3 г.
Вода 500 см3.
Кроме клеящих веществ и смягчителей в состав клеевых растворов вводятся вещества, предохраняющие грунт от загнивания; фенол, салициловая кислота, бура и др.
В целях придания клею и грунту свойства несмываемости и нерастворимости в воде добавляют в него алюмокалиевые квасцы, хромпик, формалин и так называемые растворы, которые, вступая во взаимодействие с клеем, переводят его в нерастворимое состояние. Клеевые пленки (желатина, рыбьего клея и др.) имеют обратимый характер, т. е. растворяются в горячей воде. При действии на клей дубильных веществ и солей некоторых металлов белок клея приводится в нерастворимое состояние. Избыток дубильных веществ может отразиться отрицательно на качестве клея, поэтому они берутся в строго определенном количестве: на 10 частей клея 2 части алюмокалиевых квасцов или 1 часть хромпика. Необратимые клея (поливиниловый, казеиновый и др.) по высыхании теряют растворимость в воде.
Неразмываемость в воде особенно необходимо придать грунтам, предназначенным для темперы, так как при разбавлении темперных красок водой размывающийся грунт будет изменять оттенок красок и ослаблять прочность живописи. Такой раствор для задубливания клея приготовляется из 8—10 частей алюмокалиевых квасцов и 90 частей воды. Наносить этот раствор можно из пульверизатора на готовый грунт один или два раза.
Таким образом хорошая прокледка служит крепкой связью холста с грунтом, препятствует проникновению связующего на изнанку холста, предохраняет холст от разрушения высыхающими маслами, придает грунту эластичность уменьшает пожухание и растрескивание, т. е. способствует прочности к лучшей сохранности картины.
Сушка
После нанесения слоя проклейки или грунтовки холст следует просушить при комнатной температуре в течение 10—12 часов.
Каждый следующий слой проклейки или грунта наносится только после просыхания предыдущего слоя, иначе значение многослойности нарушается.
При нанесении проклейки по сырому предыдущий слой размывается и не получается наслоения, а образуется один слой, равный по толщине всем слоям грунта. По своим свойствам такой грунт не будет стойким. Загрунтованный холст должен хорошо просохнуть; продолжительность сушки зависит от состава грунта: клеевые грунты требуют 3—5 суток, эмульсионные от 7 до 15 суток, а масляные от 3 месяцев до 1 года.
Высыхание клеевой пленки наступает с испарением растворителя (воды). Но следует иметь в виду, что процесс отвердения необратимых клеев сопровождается химическими изменениями.
Шлифовка
Шлифовка грунта сглаживает грубые неровности поверхности и создает мелкие неровности, увеличивая таким образом площадь соприкосновения со следующим слоем грунта и улучшая прочность сцепления между отдельными слоями.
При шлифовке грунт подвергается трению шлифовочных материалов, вследствие чего выпуклости сглаживаются, а частицы пемзы или шкурки процарапывают на поверхности проклейки или грунта бороздки, покрывая ее равномерной сетью мелких углублений и выпуклостей.
Для шлифовки применяется естественная пемза или шлифовальная шкурка. Шкурки бывают крупнозернистые и мелкозернистые. В зависимости от величины зерен абразивного материала, т. е. стекла, наждака, карборунда и т. п. Пемзу применяют естественную, в виде легкой, ноздреватой и твердой массы и искусственную, состоящую из мелкого песка, сплавленного с цементирующими веществами.
Шлифовка пемзой дает более гладкую поверхность, что не является желательным.
Шлифуют слой проклейки и предпоследний слой грунтовки, последний слой грунта шлифовать не рекомендуется.
В случае, если поверхность грунта имеет глянец, то можно шлифовать и последний слой грубой шкуркой или пемзой с крупными зернами.
Многократные шлифовки грунта слишком сглаживают поверхность и нарушают фактуру холста.
Грунтовка.
Первый слой грунта лучше наносить одной эмульсией без пигмента, второй с небольшим количеством пигмента, а третий по рецептуре, т. е. с большим количеством пигмента.
Пигменты придают прочность масляному красочному слою, но избыток их создает хрупкость и ломкость грунта, особенно при употреблении цинковых белил с маслом. Из пигментов рекомендуется применять бланфикс или баритовые белила, отличающиеся белизной и прочностью в клеевых и эмульсионных покрытиях. Мел и цинковые белила хороши для первых слоев грунта. Для последнего слоя грунта лучше всего подходят пигменты, быстро сохнущие и ускоряющие просыхание нижележащих слоев масляной краски. К таким пигментам относятся свинцовые белила, свишюво-цинковые белила, умбра натуральная, неаполитанская желтая и многие другие.
В прошлом в этих целях художники покрывали грунт тонким слоем масляной краски, например, свинцовыми белилами, разжижая предварительно их небольшим количеством разбавителя (уайт-спиритом или скипидаром).
Грунтовочная паста должна содержать в своем составе такие вещества, которые бы имели сильное сцепление с предыдущим слоем и частично растворяли его поверхностный слой.
Загрунтованный холст должен быть эластичным, не растрескиваться и выдерживать растяжения при механических воздействиях, не изменяться под влиянием влаги и перемены температуры воздуха.
Эмульсионный грунт.
Эмульсионный грунт справедливо считается лучшим грунтом для масляной живописи и темперы.
Хорошо приготовленный эмульсионный грунт обладает всеми ценными качествами, которые необходимы для основания в живописи, чтобы обеспечить многовековую сохранность художественного произведения.
Грунт, приготовленный на основе искусственной эмульсии, незначительно поддается действию сырости, гораздо эластичнее клеевых и масляных грунтов, не нуждается в прибавлении глицерина, высыхает через несколько суток и не растворяется в воде.
Кроме того эмульсионный грунт обладает высокими а дгезионными свойствами:
Адгезией называется способность связующих веществ (масел, смол, клеев и т. п.) закрепляться на поверхности материалов и удерживаться на ней.
Различают два вида адгезии: механическую и полярную. В тех случаях, когда связующее вещество проникает в поры поверхности, на которую оно наносится, и отвердевает в них, мы имеем пример механической адгезии. Пример" полярной адгезии мы имеем в тех случаях, когда прочное сцепление и отвердевание связующего происходит не на пористой поверхности, а на гладкой, отполированной. В этом случае степень сцепления связующего с материалом, на который оно наносится, зависит от свойств и взаимодействия частиц связующего и данного материала.)
к нему очень прочно прикрепляются масляные и темперные краски; он не подвергается загниванию, что влечет за собой разрушение ткани и живописи, и, наконец, эмульсионный грунт способствует нормальному просыханию красок в слоях масляной живописи.
Связующим веществом грунта является преимущественно искусственная эмульсия.
Несмотря на то, что эмульсии нашли широкое применение в технике, природа их еще недостаточно подробно изучена. В этом отношении необходима еще большая работа по накоплению экспериментального материала, чтобы сделать теоретические и практические выводы о природе эмульсии вообще и, в частности, ее свойствах применительно к технике живописи.
Эмульсии не только не понижают качества грунтов, но придают им положительные свойства по сравнению с клеевыми и масляными.
Для приготовления грунтов применяется эмульсия, состоящая из основного однородного вещества (воды) и жидкости (масла), распределенной в основном веществе в виде мельчайших капелек.
Чтобы получить высококачественную и устойчивую эмульсию, длительно сохраняющую равновесное состояние, добавляют в эмульсию эмульгаторы, главным образом, клеящие вещества: желатин, казеин, рыбий клей и другие соединения, обладающие эмульгирующими свойствами.
Наибольшее применение в приготовлении грунтов имеют следующие эмульсии: масляно-клеевая, яично-масляная и масляно-яично-клеевая.
Перед грунтовкой обычно холст проклеивается, в зависимости от качества ткани 1—2 раза 5—8% раствором того или иного вида клея с обязательной добавкой к нему смягчителя — касторового масла, меда или в крайнем случае глицерина и небольшого количества антисептика (фенола). При применении в качестве проклейки желатина, рыбьего клея или столярного клея необходимо добавить задубливающих веществ (квасцов, хромпика и др.). Проклейку при эмульсионном грунте можно заменить лишней грунтовкой эмульсией без пигмента с очень небольшим количеством масла.
Яично-масляный грунт.
Состав эмульсии:
Цельное яйцо 1 шт.
Льняное масло вареное
(с небольшим количеством сиккатива)……….10—40 г
Пигмент 15—40 г.
Касторовое масло 1—2 г
Фенол 0,2—0,5 г
Вода (добавляется для разжижения по
надобности) 60—120 г
Цельное яйцо сначала взбалтывают, а потом при непрерывном перемешивании деревянной палочкой вливают в него медленно небольшими дозами масло, следя за тем, чтобы масло хорошо заэмульгировалось в яйце, после этого также при непрерывном помешивании приливают в эмульсию воду с антисептиком и смесь пигмента с оставшимся количеством воды. (При приготовлении грунтов надо иметь в виду, что воду для разжижения грунта можно добавлять по желанию).