Серия «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГОПЕДИЯ»
Т.А. ТКАЧЕНКО
КАРТИНЫ
С ПРОБЛЕМНЫМ СЮЖЕТОМ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
ВЫПУСК № 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
И ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Москва Издательство ГНОМ и Д |
ББК74.3 Т48
ТКАЧЕНКО Т.Д.
Т 48 КАРТИНЫ С ПРОБЛЕМНЫМ СЮЖЕТОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ у ДОШКОЛЬНИКОВ.Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003-24с.+ 8с. цвет, вклейка. (Практическая логопедия.)
!5ВЫ 5-296-00270-9
Пособие содержит 8 цветных сюжетных картин, по материалам каждой из которых автором составлены рассказы, игровые упражнения, вопросы и задания. Необычный, проблемный сюжет картин является стимулом, который позволяет в процессе беседы эффективно совершенствовать у ребёнка логическое и творческое мышление, запас знаний и сведений, фантазию, лексико-грамматические представления, а также связную речь. Пособие адресовано воспитателям, логопедам, гувернёрам и родителям дошкольников 5-ти — 6-ти лет.
ББК74.3
©ТкаченкоТ.А.,2001
13ВЫ 5-296-00270-9 ©Оформление. 000 «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИН С ПРОБЛЕМНЫМ СЮЖЕТОМ:
усиливает мотивацию к занятиям,
вызывает яркую эмоциональную реакцию,
стимулирует творческое и логическое мышление,
позволяет совершенствовать связную речь,
способствует пополнению знаний и сведений,
обеспечивает заинтересованное общение
взрослого и ребёнка.
ВСТУПЛЕНИЕ
Известный педагог К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». С классиком трудно не согласиться, но как практик с многолетним опытом уточню: в наше время далеко не каждая картина побуждает ребёнка к заинтересованному общению со взрослым!
Современный дошкольник привык к красочным игрушкам, ярким, динамичным мультфильмам, то есть сильным впечатлениям. Его уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру дети катаются с горки или собирают яблоки.
Всё же роль картины в обучении дошкольника по - прежнему велика. По мнению педагога Тихеевой Е.И., «...картины раздвигают поле непосредственного наблюдения... Образы и представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые даёт нам реальная жизнь... Однако видеть жизнь во всём её многообразии невозможно». И в этом смысле картина - прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством взрослых:
упражняют наблюдательность;
совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие);
пополняют запас знаний и сведений;
развивают речь.
В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И.Соловьёвой, Ф.А.Сохина, Е.И.Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль.
Известно, речь это не только средство общения , но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития и пр., то есть полиморфная деятельность. Осуществляется речь с помощью системы условных символов, имеющих для определённой группы людей тот или иной смысл. Эта система, называемая языком, едина для всех, кто ею пользуется.
Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого ещё не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.
Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение; при этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной..
В детском саду рассказывание по картине проводится воспитателями примерно 2-3 раза в месяц. С одной картиной, если её сюжет близок и интересен детям, педагог может работать несколько занятий.
Жан Пиаже, известный французский психолог, считал, что интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства - регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе на обучение. Если сюжет картин, используемых педагогом, занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно - следственные взаимосвязи, делать выводы.
Для картин, представленных в данном пособии, мы попытались смоделировать такие сюжеты, которые бы:
отражали интересное событие, интригующую ситуацию;
вызывали яркую эмоциональную реакцию;
побуждали к размышлению;
стимулировали фантазию;
способствовали заинтересованному общению ребёнка с взрослым.
Мы назвали наши сюжеты ПРОБЛЕМНЫМИ по нескольким причинам. Как известно, ПРОБЛЕМА-это сложный вопрос. В данном случае под сложностью сюжета мы подразумеваем, что для всестороннего его восприятия и осмысления требуются:
пояснения и помощь взрослого;
включение активной мыслительной деятельности ребёнка;
активизация воображения, фантазии и взрослого и малыша.
Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов.
В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений мы использовали вопросы. На них, общаясь со взрослым, малыш учится отвечать с самого раннего возраста, с них начинается открытие ребёнком мира. Становясь чуть старше, ребёнок сам задаёт бесконечные вопросы взрослым, а ещё позже учится задавать их самому себе.
По содержанию каждой картины мы составили различные вопросы. Задавать их следует последовательно, без пропусков и перестановок, в противном случае смысл некоторых может быть утерян. Ответы, требующие специальных знаний, мы поместили тут же, в скобках. Кроме того, мы классифицировали вопросы на те, которые помогают малышу: во-первых, анализировать, рассуждать, во-вторых, пополнять знания и сведения, и, в-третьих фантазировать и сочинять.
Велика роль фантазии в воспитании современного ребёнка! По мнению психологов это первая ступенька к творчеству. А кому из взрослых не хочется, чтобы их дети выросли творческими, яркими личностями, людьми заметными, незаурядными! Вопросы и задания для развития воображения составляют ещё один этап в работе с пособием.
Ко всем картинам мы подобрали соответствующие стихи (авторы: М.Яснов, Б.Степанов, М.Бертенев, О.Бундур. А.Кондратьев, А.Береснев, Т.Ткаченко и др.). Их слушанье, анализ и заучивание помогут развить в детях чувства не только ритма, рифмы, но и юмора. Как известно, понимающие шутку, юмор дети обладают более высоким « умственным возрастом».
Для старших дошкольников важны задачи пополнения словарного запаса и совершенствования грамматического оформления речи. С этой целью мы предлагаем детям упражнения на подбор слов, составление предложений и рассказа.
Пересказ - испытанное средство для развития связной речи. Мы составили рассказы к каждой сюжетной картине, причём постарались сделать их не только правильными образцами в смысловом, грамматическом и лексическом отношении, но и своеобразными «помощниками» в создании атмосферы добра, теплоты, человеколюбия.
Мы рассказали о том, какую работу предполагается осуществлять делать с детьми по материалам пособия. Но не менее важно, как всё это делать. Единственное, что требуется от ребёнка для таких занятий, - это желание заниматься. Взрослому же для успешной работы потребуется определённая подготовка.
Что мы советуем не упустить педагогу или родителю? На чем сосредоточиться? Как подготовиться?
Отметим главное:
понимание недостаточности знаний малыша и наличия некоторых трудностей
настрой на общение, а не на поучение;
стремление к эмоциональному контакту с ребёнком;
заинтересованная манера обращения;
готовность принять и обсудить любые ответы и решения;
терпение;
творчество;
артистизм, умение перевоплощаться, импровизировать,
Для развития у детей ещё одной способности - к отвлечённому мышлению - мы снабдили описание каждого этапа работы УСЛОВНЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ, которые, надеемся, заинтересуют и ребёнка, и взрослого.
Уважаемые педагоги, дорогие родители! По мнению Ф.А.Сохина, «в старшем дошкольном возрасте заканчивается первый «университет», но ребёнок занимается сразу на всех факультетах». Надеемся, что использование нашего пособия поможет такому многоаспектному совершенствованию дошкольника. Успехов вам!
Отличник просвещения, логопед высшей квалификации
ТКАЧЕНКО Т.А.