Трагическая метафора в творчестве Ф. Кафки («Процесс», «Превращение» - по выбору).
Отличительной чертой творчества Кафки является трагический и пессимистичный взгляд на человека как на жертву судьбы. Такое восприятие отчасти было продиктовано влиянием популярных на рубеже веков философских учений, особенно идей Ф. Ницше, но в гораздо большей степени — обстоятельствами его собственной жизни. Кафка был человеком чрезвычайно легкоранимым и потому испытывал перед внешним миром постоянный, непрекращающийся страх. Беззащитность перед внешней стороной жизни, неумение к ней приспособиться, естественно в нее влиться доставляли Кафке бесконечные мучения и заставляли испытывать глубокое чувство вины перед жизнью и перед людьми.
Кроме того, его мучила и моральная сторона. Писатель постоянно ощущал свою вину перед семьей — перед отцом прежде всего.
Франц Кафка слишком остро переживал свою неприспособленность к жизни и до самой смерти оставался одиноким и отчужденным от людей. Он видел смысл своей собственной жизни только в творчестве, только в занятиях литературой, но явно не считал свои произведения представляющими интерес для других. При жизни Кафка опубликовал только сборники рассказов, а три своих романа — по сути, все три неоконченных, — не только не стал публиковать, но и просил своего друга, писателя Макса Брода, сжечь вместе с другими оставшимися после него рукописями — набросками рассказов, дневниками. Брод не выполнил завещания и опубликовал 9 токов произведений Кафки.
Художественный мир этих произведений необычен — в нем неизменно присутствует много фантастического, сказочного, которое, тем не менее, органически связано с реальным чудовищным и ужасным, жестоким и безумным миром. Но трагическое мировидение и миропонимание Кафки делает его художественный мир не похожим ни на какой другой. Постоянно ощущается страх автора перед бессмысленной и бессодержательной жизнью, а персонажи его произведений так же безгранично одиноки и несчастны, как и он сам. Неспособные стать хозяевами своей судьбы, герои Кафки обречены на постоянные страдания и муки, к которым сводится вся их жизнь.
В любом из произведений Кафки в центре внимания оказывается одинокий и неприкаянный герой, окруженный фантастической реальностью.
Герой Кафки погружен в себя, он не интересуется окружающим миром, но постоянно ощущает собственную вину. Он виновен уже потому, что живет. И его казнят по приговору суда, который неотвратим как рок. Комплекс вины (перед отцом, семьей, друзьями и знакомыми) — один из самых сильных у Кафки, и с этой точки зрения рассказ "Превращение" — грандиозная метафора этого комплекса.
Герой рассказа Грегор — жалкое бесполезно разросшееся насекомое, позор и мука для семьи, которая не знает, что с ним делать. Все внимание автора сосредоточено на внутреннем состоянии героя, его мыслях, его одиночестве. Но окружающий мир оказывается бездушным, безразличным к его страданиям, каким-то ужасающе беспощадным и жестоким.
28. Художественная практика экзистенциализма: Ж.-П. Сартр и А. Камю. (Анализ одного из произведений — по выбору студента).
Экзистенциализм - философия существования, под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения. В период после второй мировой войны развивается во Франции идеи экзистенциализма нашли отражение в художественных произведениях и философских трудах А. Камю (1913-198О) и Ж. П. Сартра (19О5-198О). А. Камю в своем произведении "Миф о Сизифе. Эссе Абсурда" пишет, что мир вообще и религия, в частности, равно абсурдны. Центральной проблемой экзистенциализм считает вопрос о сущности человека. Существование предшествует сущности, и человек обретает свою сущность сам, сам проектирует и реализует себя. И в этом смысле он свободен. Больше того, как утверждал Ж. П. Сартр, человек "обречен быть свободным", поскольку никто за него не может осуществлять выбор линии поведения, выбор своего "Я". Отсюда вытекает ответственность человека и за свои поступки, и даже за то, что его превращение в подлинного человека не состоялось. Таким образом, экзистенциализм провозглашает активность человека, его свободу. Особое место в экзистенциализме занимает проблема поиска смысла жизни, достижения ее сущности, которая раскрывается лишь через столкновение со смертью, в ситуациях, которые К. Ясперс назвал пограничными, причем само существование характеризуется в экзистенциализме как трагичное прежде всего потому, что оно конечно. Собственное существование переживается перед лицом опасности, в страхе перед неизвестным или в таких «пограничных ситуациях» по Ясперсу, как любовь, смерть , страдание. В самом деле, именно в опасные для жизни критические ситуации раскрывается человек.