Теоретические основы техники звучащего слова

ТЕХНИКА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА

Министерство культуры Российской Федерации Санкт-Петербургская государственная академия культуры

З.В.Савкова

Учебное пособие

Санкт-Петербург 1997

Учебное пособие «Техника звучащего слова» издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургской государственной академии культуры. План 1997 года.

Савкова Зинаида Васильевна, кандидат искусствоведения, профессор СПбГАК

Рецензенты:

С.М.Климов, член-корреспондент Санкт-Петербургского гуманитарного университета, председатель Правления Санкт-Петербургской организации общества «Знание»,

Б.В.Сапегин, заслуженный деятель искусств России, профессор, заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актера СП6ГАК.

Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 1997

ВВЕДЕНИЕ

Любители и вообще артисты, вступившие на сцену без техниче­ской подготовки, не имеют в своем распоряжении послушного материа­ла для того, чтобы жить на сцене жизнью того лица, которое они изображают.

А. И. Островский

Звучащее слово является главнейшим выразительным средством драматического искусства и особенно - искусства чтеца. Интонации, которыми окрашивается речь актера, чтеца, превращают его мысли в живые картины реальной или воображаемой жизни. Яркость интонаций бывает убедительнее самих слов, степень активности воздействия на партнера, зрителя выражается в богатстве, разнообразий и выразительности голосовых интонаций.

На сцене голосовые интонации, не теряя всей своей жизненной достоверности и правды, как бы укрупняются, делаются более рельефными, яркими, художественно правдивыми. В сценическом диалоге, который "должен вестись так же непосредственно, органично, импровизационно, как в жизни, участие третьего заинтересованного лица — зрителя — меняет формы его. Речь становится более четкой по артикуляции, более звучной по голосу, более заостренной по интонациям, более медленной по темпу произнесения, с большим количеством логических и психологических пауз. Словесное действие в условиях сцены и ставит задачу развить, обогатить голоса участников коллектива, усовершенствовать дикционную чистоту и четкость, сделать голосо-речевой аппарат воплощения послушным инструментом, способным передавать внутреннюю жизнь "человека-роли".

Методическое пособие "Техника звучащего слова" предназначено руководителям драматических коллективов и коллективов художественного слова. Состоит оно из двух разделов, органично связанных между собой.

В первом разделе в научно-популярной форме излагаются воп­росы теории голосообразования, раскрываются теоретические предпосылки основных принципов развития голоса и речи, разра­ботанных автором приемов голосо-речевого тренинга. Во втором разделе пособия предлагается методика работы над голосом, дикцией, выразительными средствами речи даётся система упражнении голосо-речевого тренинга для развития всех сторон и качеств звучащего со сцены слова. Система эта проверена многолетней актерской, режиссерской и педагогической практикой автора, практикой многих театральных школ в нашей стране и за рубежом. Она успешно используется в коллективах художественной самодеятельности. И это потому, что созданные приемы голосо-речевого тренинга опираются на законы природы, построены на органических законах творчества. Они высоко оценены многими известными театральными деятелями, последователями К. С. Станиславского (докторами искусствоведения, профессорами М. О. Кнебель, Г. В. Кристи, Л. Б. Дмитриевым, народными артистами СССР В. В. Меркурьевым, М. И. Царевым, И. О. Горбачевым и др.).

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА

Речь в движении

Развитие голоса в процессе различных движений не только помогает верно формировать навыки звучащей речи, тренировать все свойства и качества художественно-полноценного голоса, но и воспитывать необходимое чувство того, что слово становится орудием действия лишь при настройке всего физического аппарата на выполнение этого действия, а не только «мускулов языка». Объясняется это характерным для работы центральной нервной системы явлением упреждения, раскрытым И.П. Павловым в его учении о стереотипе.

Центральная нервная система упреждает слово — движением, мимикой, жестом. Прежде чем человек заговорит, он повернёт лицо к партнёру, его взгляд и жест будут предшествовать речи. Это и есть явление «упреждения».

Однако в сценических условиях эта естественная в жизни координация речи и движения нарушается или затрудняется. Тренировка речи в движении воспитывает умение соединить в единое сценическое действие речь и движения тела, которые могут происходить в одинаковых, разных и меняющихся по ходу действия темпо-ритмах. Кроме того, воспитывается навык снятия мышечного напряжения в различных частях тела с тем, чтобы это напряжение не передавалось на голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение мускулатуры в любой части тела, особенно в кистях рук, отрицательно отражается на звучании голоса. Иррадиация (распространение) мускульного напряжения захватывает и мышцы фонационных путей. Поэтому начальные упражнения по голосу и рассчитаны на то, чтобы освободиться от иррадиации зажимов мускулатуры тела, раскрепостить его, снять мускульное напряжение. Тренировка речи во время танца, «драки», борьбы, неудобном положении тела (нагнувшись или замкнув голову) и тому подобное — это следующий этап в работе над голосом, когда уже достигнута свобода и лёгкость его звучания.

Во время голосо-речевого тренинга применяются и другие приёмы, помогающие достичь искомого результата звучания. Среди приёмов такие, например, как приёмы скандирования, «тататирования», голосовой оттяжки, дирижирования, графического изображения мелодических схем, воспроизведения неправильного звучания, «притягивания звука к себе» при посыле на аудиторию, «многоколенного кваканья», действенной эстафеты и др.

Речевой характер упражнений

Не отрицая некоторой пользы тренировки голоса под инструмент, которая при верном методологическом подходе развивает музыкальный слух обучающегося, помогает наблюдать за развитием звуковысотного диапазона голоса и т.д., мы считаем, что основными упражнениями по развитию речевого голоса должны считать упражнения без использования инструмента либо рациональное сочетание тех и других.

Звук речи (если подойти к рассмотрению голоса в физическом аспекте) — это сложное колебательное движение упругой среды при совокупности нескольких одновременных движений, различных по высоте и силе. Поэтому в речи человека одна ударная гласная в слове может звучать ровно, когда тон и сила держится внутри слога на одном уровне «а». Тон и сила могут постепенно повышаться к концу слова: «а», понижаться «а», сначала повышаться, а потом понижаться «а»; наоборот, понижаться, затем повышаться: «а». В отличие от музыкальных звуков, человеческий голос обладает гораздо более мелкими промежуточными интервалами. Чрезмерное увлечение тренировкой голоса под инструмент может привести к исчезновению этих интервалов, к обеднению модуляции голоса, к инструментализации звучания, что мертвит человеческую разговорную речь. Кроме того, тренировка голоса под инструмент не всегда практически осуществима (не везде имеются инструменты), да и требует квалифицированного специалиста-музыканта.

Краткие методические советы

В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод комплексной тренировки. Так как высота, сила, скорость, тембр, характер произнесения, логика, мелодика, действие выступают в звучащем слоге в ограниченном единстве, они и тренируются в единстве. Меняя установку на формирование того или иного навыка, например, мягкой атаки звука, необходимо следить и за логикой действия, и за силой голоса, его гибкостью и другими свойствами речи.

Метод поэтапности овладения речевыми навыками требует от занятия к занятию из каждого раздела пособия брать упражнения с учётом степени их сложности, природных данных голосо-речевого аппарата и потенциальных творческих возможностей каждого из занимающихся тренингом.

Навыки звучания – это сложный комплекс условных рефлексов. Поэтому совершенство их зависит от частоты воспроизведения временных связей условных сигналов с ответной реакцией организма. Длительные переговоры ведут к угасанию условных рефлексов. Тренирую тот или иной навык, следует к старым упражнениям находить различные внутренние оправдания, приспособления, которые бы вновь вызвали эмоциональную реакцию организма. Потому что новизна и неожиданность приспособлений — активные возбудители чувств. «Слабый новый раздражитель нередко даёт большую реакцию, чем сильный, но ранее применявшийся»[5]. Главное же, надо иметь большой запас упражнений, преследующий одну и ту же цель. При обилии упражнений легче осуществлять индивидуальный подход к занимающимся. И если какое-то упражнение не получается, то надо предложить другие: каждый обретёт для себя наиболее увлекательные, с помощью которых легче добиться нужного результата звучания. А видимый результат в работе непременно вызывает чувство радости, удовлетворение, стимулирует дальнейшую тренировку.

Успех в работе зависит и от того, насколько правильно осуществляется контроль за выполнением творческих и технических задач тренинга. С первых же дней занятий в работу за контролем выполнения упражнений следует подключать самих занимающихся. Это не только воспитывает сознательное отношение к тренингу (понимание целевых установок каждого из упражнений и приемов), но и профессиональное умение слышать и определять причины отклонений от нормы звучания, находить способы их устранения.

Занятия с группой имеют свои преимущества при работе над совершенствованием техники звучащего слова. В условиях коллективного тренинга (обязательно коллективно-индивидуального) все заражаются единым положительным настроем. Это происходит потому, что успех одного передается другим, стимулирует их работу, вселяет веру в свои возможности. А привлечение внимания всех к одному объекту (искомому качеству звучания речи) приводит к более прочному закреплению получаемых знаний, к устойчивости тренируемого навыка. Переключение же внимания с одного занимающегося на другого облегчает восприятие и повышает тем самым эффективность тренинга.

Естественную потребность в коллективном творчестве обусловливают и сами приемы тренинга, осуществляемые в условиях действия, общения, игры, которые воспитывают слово-действие, направленное на партнера, зрителя, то есть подготавливают студийца к публичным выступлениям.

И здесь многое зависит от умения руководителя коллектива увлечь студийцев. Увлеченность - основное условие творческого овладения техникой звучащего слова. Поэтому "всякая программа преподавания, всякая методика воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой... Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции; не согретая теплом его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы".[6]

Отсюда совет: приступать к работе над развитием навыков звучащего слова только после того, как сам поймешь, познаешь, проверишь на себе предложенные приемы тренинга. Для большей доходчивости автор прибегнул к диалогической форме изложения методических советов и рекомендаций к упражнениям голосо-речевого тренинга.

Автор сознательно не включил многие свои тексты упражнений, заменив их текстами, сочиненными учениками-студентами, в разное время окончившими Ленинградский государственный институт культуры. Эти тексты являются убедительным доказательством того, как сами занимающиеся могут создавать для себя и других.

Приемы и упражнения тренинга. В пособии использованы тексты Е. Артомоновой, М. Варкана, Л. Ведерниковой, Л. Глотовой, С. Демина, Е. Захаровой, Е. Зюбровской, Н. Кабанова, В. Куртякова, Н. Макаровой, О. Пономаоенко, Е. Писаревой, Е. Пуховой, О. Салтыкова, Л. Ситникова, В. Соколова, И. Телеевой, А. Ханина, Н. Штриль.[7]

ГОЛОСО-РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

Дыхание в звучащей речи

Дыхание принимает самое активное участие во всякой человече­ской деятельности и особенно - в речевой. Связанное со звуком дыхание называют фонационным (от греческого слова "phone" —звук). Оно важно не только для организации верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки четкой дикции. Дело в том, что дыхание не только дает энергию для голоса, но и одновременно выступает в роли регулирующего механизма, автоматически выравнивает силу звучания всех звуков нашей речи, которые по природе своей разномощны. Проверить это легко, произнося поочередно, например, гласные А и И: более сильное напряжение в области диафрагмы будет ощущаться при произнесении гласного И, потому что он забирает больше энергии, чтобы не отстать" в громкости звучания от гласного А. Такое выравнивание звуков речи - необходимое условие ее разборчивости.

В фонационном дыхании участвуют многие мышцы — вдыхатели и выдыхатели. Главными же мышцами вдоха являются диафрагма (мышца, разделяющая грудную и брюшную полости) и группы мышц, поднимающих и раздвигающих ребра грудной клетки. Такое дыхание называют диафрагмально-реберным. Оно позволяет легче пополнять воздух движением одной диафрагмы в процессе речевой деятельности. А это очень важно.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыха­нием - умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения длинное выдыхание ослабевает; голос тускнеет, становится неровным, не способным к разнообразным модуляциям. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно распоряжаться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом, силой...), делают звучащее слово наиболее действенным. Добор воздуха осуществляется автоматически, рефлекторно, не нарушая смысла фразы, ибо физиологическая пауза не воспринимается как пауза в речи. И добор можно осуществлять даже перед одним, важным в логике действия, словом.

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. В ротовое же отверстие выходит только незначительная часть звуковой энергии. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить "коэффициент полезного действия голосового аппарата", то есть при меньшей затрате мышечной энергии речеобразующего механизма добиться максимума звучности. А для этого необходимо развить, довести до совершенства саморегулирующий процесс трех систем речеобразования: энергетической (дыхательные мышцы), генераторной (гортань с голосовыми связками), резонаторной (усиливающей звучание голоса). Тогда выработанный с детства автомеханизм голосообразования будет действовать безотказно и четко в усложненных условиях публичного выступления.

Воспитание фонационного дыхания возможно лишь в органиче­ском единстве со звучанием. В каждом упражнении тренируются не только дыхание, но и звучание и дикция. Меняется только установка на различные компоненты речевого комплекса. Меняя установку, можно доминирующим делать то дыхание, то свободное звучание, то четкость произношения, то звуковысотные изменения в речи, то силу звука, то мелодическое оформление мыслей и т. д.

Однако перед тем как начать работу над голосом, полезно "ра­зогреть", подготовить дыхательные мышцы к речевому действию.

Задача тренинга фонационного дыхания заключается в том, что­бы научиться легко, рефлекторно "переключать" дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. Только при этом условии дыхание будет способно "обслужить" любой вид речевого действия.

Речь - полководец. А дыханье —

Ее послушный адъютант.

Любое выполнит заданье

С пристрастьем, точно, как педант.

Разнообразно мы звучим.

Коль захотим - услышим:

В трех разных ритмах говорим -

В трех разных ритмах дышим.

Спокойно говорим с тобой,

И каждый замечает,

Что воздух "будто сам собой

В природу вытекает".

Этот первый вид выдыхания, обслуживающий спокойную, плавно звучащую речь, достигается упражнением "Звукоподра­жатель".

Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ве­тер: ССССССС... Шумит лес: ШШШШШШШ... Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ. Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ. Звенит комар: 3333333.

Вот зазвучала с силой речь —

И выдох изменяется:

Перестаёт наш воздух «течь»

Он «с силой выгоняется».

Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних рёбер грудной клетки).

Упражнение «Насос».Накачивайте воображаемую «шину», сопровождая движения рук, двигающих поршень «насоса», звукоподражательными: ССССССССС! ССССССССС! ССССС!

При экспрессивной волевой

И быстрой речи видим сами:

Ритм выхода опять иной –

«Выталкивается рывками».

Третий вид дыхания обслуживают эмоциональную, экспрессивную речь, произносимую в быстром темпе.

Упражнение «Пульверизатор». Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, сопровождайте движение рук звукоподражателями: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! ….

Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй и третий. Нажимайте на «грушу» то рывками (Ф! Ф! Ф! Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФФФФФФФФ!...).

Ведь надо только захотеть,

И приложить старание.

Чтоб ловко и легко уметь

«Переключать» дыхание.

Лишь в нужный ритм «переключишь» —

И ты свободно зазвучишь.

Непременно придумайте сами подобные упражнения, как это с увлечением елают все занимающиеся тренингом:

«Просверлить стену» звуком «З»: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ… (первый и второй типы дыхания).

«Рубанком стругать доску» на звуке «Ж»: ЖЖЖЖ! ЖЖЖЖ! (первый, второй виды дыхания).

«Подметать метлой сухие листья» на звуке «Ш»: ШШШ! ШШШ! (первый вид дыхания).

«Косить траву косой» на звуке «С»: СССС! СССС! ССС! (второй вид дыхания).

«Натирать пол щеткой» на звуке «Ш»: ШШШШ! ШШШ-ШШ! (второй вид дыхания).

«Выключающийся пылесос» ЖЖШШШШШ… Когда пылесос выключается, получается «запыхивающийся» звук «Ш» (первый и третий виды дыхания).

«Шипящие проскакивающие пули по песку»: ФУТЬ-ФУТЬ! ФУТЬ-ФУТЬ! (третий вид дыхания).

Упражнение «Пильщики».Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его: С!С!С!С! Вначале звук «С» острый, короткий, как движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ССССС…ССССС…ССССС…

Маму я молю упрямо: молока налей мне, мама.

Упражнение «Мотоцикл».Завели мотор и поехали на мотоцикле: Р! Р! Р…РРРРР… Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬРЬРЬ…

Упражнение «Звонок».Много раз нажимаете на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрьрьрьрь…рьрьрьрьрьрь…рьрьрьрьрьрь…

Упражнение «Сорока-сплетница».Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Нафантазируйте, о чём говорите. Ощущаете резкие движения диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указано ей природой.

Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.

Голос и дикция

Голос – это удивительный оркестр, который состоит из инструментов, единственно способных передать всю тончайшую внутреннюю жизнь человека. Однако, забывая об этом, часто актёр или чтец, начиная говорить громче, чётче, медленнее, напрягает голосовой аппарат. При напряжении искажается тембр, пропадает благозвучие, эстетика звучащего слова. И тогда к чему и сила, и гибкость, и выразительность голоса, «если душа и ухо слушателя не принимают его».[8]

Надо знать о том, что восприятие речи это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего. Поэтому зажатость исполнителя непременно передастся слушателям, зрителям, и те либо инстинктивно временами отключаются от восприятия, давая отдых мышцам своего голосо-речевого аппарата, либо испытывают усталость к концу спектакля, выступления чтеца.

Свободное звучание голоса — необходимое условие публичного общения, обусловленное психофизиологией восприятия речи, а также и психофизиологическим состоянием самого выступающего. Хорошо, свободно звучащий голос, подчиняющийся актёру, по существующему закону обратной зависимости тонизирует всю его нервную систему, придаёт уверенность, вызывает творческое самочувствие.

Поиски свободного звучания голоса связаны с восприятием чувства атаки. Атака, или начало звучания - это момент установки голосовых связок на определённый тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественно, сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук без придыхания или резких толчков.

При твердой же атаке, когда связки до начала выдоха слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, "металлическим", малоподвижным. Перенапряженные связки быстрее изнашиваются.

Для придыхательной атаки характерно начало выдыхания воздуха до того, как сомкнутся связки. Не использованный в фонации "дикий" воздух слышится в речи. Голос тускнеет, быстро утомляется. Чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой, с ощущением резонанса (отзвука) в "маске", рекомендуется ряд упражнений, построенных по типу стона. Стон — это свободный, беспрепятственно льющийся звук.

Упражнение "Стон".

Спокойно напряженье снять, Свободно, мягко зазвучать и отыскать удобный тон поможет упражненье "стон".

Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность "постонать", и вы на звуке "М" тихо стонете. Не кряхтеть! При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон — свободный, тянущийся, монотонный.

Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук свободные. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз... Запоминайте это мышечное чувство свободы (хочется спать). Не дремлет только дыхание. Оно действует—стонет. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину, "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).

Подключайте к согласному "М" гласные звуки "А, О, У, Э, И, Ы". МммАммОммУммЭммИммЫмм...

Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона (на М).

А теперь произносите во время "стона" слоги с согласными "Б" или "Д: БАмммБОмммБУмммБЭмммБИмммБЫммм... ДАнннДОнииДУнннДЭнннДИнниДЫннн...

Это напоминает звон колоколов: удар — бон! И отзвук — ммм... удар—дон! и резонанс—ннн... Вот и звоните в колокола: БУммм-БОммм! БУммм-БОммм! БУммм-БОммм!..

ДИньнь-ДОннн! ДИньнь-ДОнкн! ДИньнь-ДОннн!..

Произносите "на стоне" целые фразы, типа: Мам, меду нам.

Маму я молю упрямо: молока налей мне, мама.

Ax, больной я, ай-ай-ай!

Молока мне; мама, дай...

Такой характер речи в состоянии мышечного расслабления (релаксации) будем условно называть формой речи № 1. Она помогает снимать общее мышечное напряжение, а также напряжение с органов артикуляции и голосообразования.

Формой речи № 2 назовем речь диаметрально противоположного характера: волевую, уверенную, экспрессивную. Задача тренинга и состоит в том, чтобы при переходе от формы речи № 1 к форме речи № 2 сохранять ту же свободу мышц фонационных путей, которая уже натренирована в вариантах упражнения "стон". Значит, и при экспрессивной речи надо сохранять мягкую атаку звука. С тем, чтобы натренировать мягкую атаку и сохранять ее во всех звучаниях речи, проделайте ряд упражнений на "переключение" дыхания во все три вида выдыхания.

Упражнение "Коварное "ам-ам"!"Больны". Зовите маму, что­бы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая).

Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (Она не откли­кается.) Еще активнее звучит фраза — приказом, требованием: Ам-Ам! Мам!

Коварное междометие "ам-ам" (сокращенное обозначение слова "есть") может подвести. Если, активно требуя от мамы еды, излишне напряжетесь, и междометие зазвучит на твердой атаке, это дезориентирует маму: она превратно поймет вашу просьбу.

Так, не смущайте того, к кому вы будете обращаться с просьбой "ам-ам". Следите за тем, чтобы это коварное "ам-ам" звучало непременно на мягкой атаке. При твердой атаке слышен всегда своеобразный глухой щелчок в глотке.

Для того чтобы скорее понять, ощутить разницу в звучании голоса на мягкой атаке и слишком твердой, обратим внимание на простые жизненные явления. Чтобы ребенок заснул при напевании "колыбельной", мать стремиться передать ребенку свою свободу, покой, сонливое состояние и голос ее звучит непременно с мягким атакированием. А чтобы ребенок напрягся и произвел необходимый акт, мать специально напряженно, со сжатием голосовой щели, произносит междометия "а! а!". Ведь именно на основе слухового восприятия как слухо-мышечного процесса и рождены эти действия.

В этом упражнении в первом случае "воздух сам вытекает в природу", во втором — "с силой выгоняется", в третьем — "рывками выталкивается".

Главное — натренировать третий вид выдыхания, который разрабатывает чрезвычайную подвижность диафрагмы. А это самое важное в речи. Она (диафрагма) будет успевать опирать все звуки речи, выравнивать их в звучании, создавать "опору" звука, обеспечивать музыкальную кантилену речи. Для этого полезно включить упражнения, используемые междометия. Междометия

21являются самыми простейшими словесными сигналами, с помощью которых мы привлекаем к себе внимание объекта, воздействуя на его волю или чувства.

Упражнение "Собака".Вообразите, что вы стали... собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи... Клонит ко сну.

Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: "Ав-ав!" (что в переводе на язык людей означает "Я здесь!"). Не "облаивайте" зло своего друга, подайте ему голос. Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: "облаять" и "подать голос". В первом случае - эмоция злости, ведущая к твердой атаке, которую следует избегать. Во втором — эмоция радости и легкого удивления, ведущие к мягкому атакированию звука. Значит, в формировании голоса по принципу подлаивания надо соблюдать следующие условия: 1) не имитировать "собаку", то есть не искажать тембр своего голоса; 2) "подлаивать" на мягкой атаке; 3) упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная о том, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо-речевой аппарат.

А теперь сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав-ав-ав-ав-ав-ав-авв... Обязательно включите руку, которая подчеркивает счет стульев... Рука помогает формированию звука. Затем пересчитайте в более быстром темпе: Ававававав-авав... Успевайте и в быстром темпе непременно "подлаивать". Этим тренируется третий вид выдыхания (когда воздух "рывками выталкивается").

Упражнение "В пляс".Активными хлопками и эмоциональными приказами раззадоривайте людей, чтобы они "пустились в пляс": Гоп-ляля! ГОп-ляля! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! ГОп! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! гОп! гОп! гОп!..

Звуки междометий летят весело, свободно, как бы "подбрасываемые" диафрагмой вверх - в головной резонатор, но на низких тонах голоса.

Упражнение "Две собаки".

Первая: Эта кость моя. Отдай! Вторая: Ты за это мне полай.

Голос!

Первая: Аф!

Вторая: Голос!

Первая: Аф!

Вторая: Кость твоя, мой друг Гав-гав. Целевая установка: тренировка опоры звука на мягкой атаке.

Упражнение "Команды".Подавайте команды: "Налее-вО!", "Напраааа-вО!", "Крууу-гОм!", "Шагооом-Арш!", "РАз-два! рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! лЕвой! лЕвой!..

При усилении звука не поставленный голос стремится к повышению. Не допускайте этого. Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части (исполнительской) голос пошел вниз. Так как команда произносится в побудительной интонации, то голос все равно не сколько повысится.

Упражнение "Прыгуны".Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав "сальто", вылетаете на арену. Разумеется, "прыжки-перевороты" делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием "алле!", а на междометии "гОп" руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — "Алле - гоп!" Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывай те руки и вслед за ними так же легко "выбрасывайте" звук голоса на междометии "гоп". Вместе с широко поднятыми вверх руками голова возвращается из наклонного положения в нормальное (уверенно смотрите на зрителей, гордясь своей ловкостью). Следите за тем, чтобы при звучании слова "алле" гласная А рождалась с мягкой атакой — без пересмыкания связок, без "щелчка". Держите темп, заданный первым прыгуном. Если он ускорил темп, то и все ускоряют. Упражнение "От стона к лаю".

От "стона" к "лаю" переход

Продуманный и верный ход:

Соединяет он бесспорно

Свободу звука и опору.

На стоне: МмамммЕдунаммм, МамммЕдунаммм (напоминаете, просите, но она не выполняет вашей просьбы). МЕду нам, мам! мЕду! мЕду! мЕду! нам! — требуете все более активно, не забывая "подлаивать": На стоне: Ах, больной я. Ай-ай-ай!

Молока мне, мама, дай.

Но мама несет очень маленькую чашечку молока, останавливаете ее приказом:

Мало! Мало! Поскорей

Молока еще налей!..

От "стона" перешел к приказу.

И что ж? Как будто по заказу,

Звук диафрагма "оперла"

И напрягаться не дала.

Свободен голос, благозвучен?!

Так, значит, я уже обучен

Звук диафрагмой опирать

И напряжение снимать

При самой экспрессивной речи.

А это всех побед предтеча.

Дыхание должно легко "переключаться" с первого вида выдыхания на третий. Этот навык понадобиться актеру, когда возникнет необходимость изменить темп, ритм звучания речи, вызванный иным характером действия.

В первых же упражнениях необходимо выработать ощущение, что говоришь "диафрагмой". Так ведь оно и должно быть: она, диафрагма, тоже "артикулирует".

Упражнение "Наша река". Вы— два ленивых, флегматичных человека — ведете диалог:

Первый: Наша река широка, как Ока.

Второй: Наша река широка, как Ока?

Как? Как Ока??

Первый: Так! Как Ока, широка наша река!

Оба вместе: Во кака наша река!!

Ощущение такое, что, открыв и не закрыв рот (ведь тугодумы ленивые, еле ворочают языком, хотя и спорят), говорите диафрагмой. Это хорошо ощутимо особенно при выделении ударных слов: "Ока", "Как", "Так".

После того, как найдена свобода звучания, меняйте обстоятельства. Например, вы очень темпераментные люди-холерики. Быстро-быстро ведете спор. Но диафрагма по-прежнему (только теперь ее движения частые) успевает "подпереть" каждое слово.

Придумайте другие обстоятельства, когда можно разговаривать с отключенной ротовой артикуляцией (при ослабленной четкости действия языка, губ, нижней челюсти) и быть при этом понятным.

Упражнение "У зубного врача".Вам поставили пломбу. Просят посидеть несколько минут с открытым ртом. А вам не терпится узнать, когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда!...

Два часа ждать? Ерунда.

Есть характер, воля есть.

Раз нельзя — не стану есть.

Активная "артикуляция" диафрагмы обеспечивает разборчивость речи. А главное, убеждаешься в необходимости мышечной свободы в области гортани и глотки, в мягком атакировании, "опоре" звука.

Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. "Это первый и непременный этап. Действительно, от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке — таким будет и все звучание голоса".[9]

Итак, запомним:

Избави бог на "твердой" говорить.

При напряжении нельзя творить,

В атаке мягкой голос зарожден-

Ты, говорящий, будешь награжден:

Твой голос выразит все точно до конца,

Все, чем наполнена душа творца.

"При произнесении гласных добивайтесь не только мягкой ата­ки, но и единого качества звучания. Надо убрать пестроту звучания, когда звук А вылетает из живота, звук Е - из голосовой щели, И - протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадает в такие места, из которых их никак не вытащишь".[10] Надо научиться "собирать" звук ближе к губам при произнесении любого из гласных.

Упражнение "Колыбельная".Вообразите, что у вас на руках или в коляске ребенок. Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом:

теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru М М М М

М М М

А затем напевайте ту же музыкальную фразу "колыбельной" гласными:

теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru теоретические основы техники звучащего слова - student2.ru а а а а о о о о у у у у

а а а о о о у

Наши рекомендации