А. П. Петрова. «Сценическая речь» - Стилистические особенности авторского текста

Материал скопирован с сайта: http://dramateshka.ru/index.php/scenic-speech/lessons-scenic-speech/4746-a-p-petrova-lscenicheskaya-rechjr?start=53#ixzz1yprQ42Rq

Страница 54 из 57

Работая над содержанием, уходя от слов вглубь текста, исполнитель все время вновь приближается к тексту. Точнее говоря, вся работа над содержанием — это постоянное возвращение к словам автора. Что означает слово, как строится фраза, как связаны между собой абзацы, как отобраны слова, как употребляет автор метафоры, омонимы, эпитеты, как расставляются знаки препинания — все эти факторы являются подсказами для наиболее глубокого и точного овладения текстом.
Очень важно в работе сохранять постоянно внимание к особенностям авторского повествования. Эти особенности проявляются уже в манере рассказывания, в отборе материала и оценке его.,
W. С. Тургенев в «Записках охотника», начиная свой рассказ, как бы ненадолго задерживается для того, чтобы описать подробно людей и ситуацию, вводя в курс дела. «Представьте себе»,— говорит он читателю. И следует обстоятельный, подробный рассказ об облике человека («Однодворец Овсянников», «Хорь и Калиныч»), или описание летнего утра («Бежин луг», «Певцы»). Только после этого, уверенный, что читатель все представил и почувствовал так, как нужно, И. С. Тургенев начинает повествование о событии.;
В прозе Л. Н. Толстого авторская позиция всегда очень настойчива и бескомпромиссна. Толстой всезнающ и всемогущ, исчерпывающе и многосторонне точен. Он активно направляет действие, держит читателя «в руках», в постоянном и напряженном внимании. Его суд суров и тверд, его отношение к событиям ясно и очень ярко выражено.
В чеховской прозе нет, как правило, такого активного посыла к слушателю. Автор сдержан, мягок, не навязчив.
«Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна» («Невеста»). «На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты» («О любви»), «В половине девятого утра выехали из города. Шоссе было сухо, прекрасное апрельское солнце сильно грело, но в канавах и в лесу лежал еще снег («На подводе»).
Рассказ А. П. Чехова начинается будто бы с мало значащих фактов, но это лишь внешнее впечатление. Первое же предложение несет в себе внутренний конфликт, ОНО несопоставимо с дальнейшим ходом рассказа. По сути дела, начало, первый абзац— всегда уже событие.
Надя в «Невесте», видя вечернюю красоту мира, страдает от бессмысленности и пустоты своей жизни; безмятежным завтраком начинается одно из самых горьких и глубоких повествований о любви; прекрасная весна, пришедшая так неожиданно и радостно на смену зиме, «злой, темной, длинной», не предвещает счастья учительнице Марье Власьевне из рассказа «На подводе».
(Точное знание происходящего помогает почувствовать необходимость и единственность лексических средств автора, то есть максимально приблизиться к точному видению описываемой действительности. Этот процесс сродни той работе, которую писатель ведет в поисках образности и конкретности слова. Автор ищет и находит единственно нужные слова, отражающие его представление о событиях. Исполнитель приходит к этим словам, работая над содержанием. »
Сравнения, эпитеты, метафоры, конкретизируя видения, становятся для исполнителя средствами, помогающими воплотить авторский замысел.
«Да, уже прошло лето. Стоят ясные, теплые дни, но по утрам свежо, пастухи выходят уже в тулупах, а в нашем саду на астрах роса не высыхает в течение всего дня» (А. П. Чехов. «Моя жизнь»).
Опустим на минуту упоминание о пастухах и тулупах. «Стоят ясные теплые дни, но по утрам свежо...». От этих слов рождается несколько элегичное, печально-чеховское созерцательное ощущение ранней осени. Общее представление о происходящем от «пастухов в тулупах» становится конкретным, остробытовым очень точным. Холодный режущий воздух, ранний морозец бодрит, заставляет быстрее двигаться, действовать, «... и становится хорошо на душе и так хочется жить!» Но во фразе есть еще одна деталь: «а в нашем саду на астрах роса не высыхает в течение всего дня». Осенний цветок, холодный и яркий, влажный сад, остывшая трава... И уже ни с чем не спутаешь этот день осени. Он всегда будет с тобой, каждый раз по-новому заражая точностью, искренностью, подлинностью, остротой ощущения жизни и счастья.
Деталь всегда важна для Л. Н. Толстого, важна настолько, что каждому читателю становится близка и знакома: чуть косящие темные глаза Катюши Масловой, длинная шея и по-детски худенькие плечи Наташи Ростовой, грузная фигура Пьера Безухова, коротковатая, полная верхняя губка княгини, тяжелая походка княжны Марьи. Но деталь вызывает не только ощущение реальности, подлинности толстовских героев. Она подчеркивает значение событий, заостряет их, заставляет особенно ярко увидеть и воплотить содержание. Вот, к примеру, сцена Долохова и Николая Ростова. Идет большая игра. Ростов проиграл уже восемьсот рублей, но Долохов вызывает его удвоить ставку. Ростов поставил семерку червей и «с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду». Для Николая страшен не только проигрыш, «но и необходимость изменения данному слову». Долохов медлит метать, Ростов ждет. «Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей, Соней, и уже верно никогда в руках моих не будет карты». Счастливая жизнь, родные, друзья, нависшее над ним несчастье — все проносится в сознании Николая. «Это не могло быть, но он все-таки ожидал с замиранием движения рук Долохова».
Трижды повторяет Толстой в кратком эпизоде эту фразу. «Ростов ожидал с замиранием сердца движения рук Долохова». И с каждым разом нарастает внутреннее напряжение сцены. Руки Долохова решают судьбу Ростова, они как будто начинают жить своей жизнью. «Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт, взялись за подаваемый стакан и трубку».
Несчастье свершилось. Ростов проиграл больше, чем мог заплатить, он понимает, что отыграться невозможно, но продолжает игру. И вновь возвращается Николай Ростов к рукам Долохова: «одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти».
Долг дошел до рокового числа сорока трех тысяч, намеченного Долоховым, вот последняя талия, «Долохов серьезно стал метать». И снова все происходящее воспринимает Ростов через руки Долохова. «О как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые, с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из-под рубашки, имевшие его в своей власти...»
Через всю несчастную игру-дуэль, в которой Долохов рассчитывается с Николаем Ростовым за отказ Сони, семь раз проходят долоховские ширококостые красноватые руки. Они возникают, когда Ростов ждет с замиранием сердца решающей талии, когда вынужден играть дальше, когда в отчаянии думает о непоправимом проигрыше, когда понимает, что счастливая безмятежная жизнь кончается, когда бросает карту в последний раз. Руки концентрируют в себе накал, трагический отсвет события. Вся жестокость жизни, все то, что означает для Ростова рубеж между юностью и зрелостью, слилось с образом этих ширококостых, красноватых, с короткими пальцами рук.
Присвоение текста, сближение с героями и авторской действительностью идет постепенно. Мир событий и образов наконец начинает принадлежать исполнителю, он рассказывает о том, что так хорошо и точно знает, и тогда слушатель становится взволнованным, искренним и счастливым его собеседником.





Наши рекомендации