Канон как правило веры и как вид богослужебного пения.
Канон христианских песнопений складывался на основе канонов ветхозаветного и новозаветного, апостольского предания; он включает в себя творения Отцов Церкви, столпов монашеской жизни, постановления вселенских и поместных соборов.
|
В современной эстетике под каноном понимается система устоявшейся нормативной художественной символики, имеющая особое значение для органических культурных эпох (преимущественно древности и Средневековья).[120] Важно признание существования исторически обусловленной зависимости между собственно художественным и религиозным каноном (канонизация или «освящение» памятников мировой литературы, судьба апокрифов), а также то, что подлинно эстетический канон возникает не вследствие искусственных предписаний, а формируется в русле определенной культурной традиции как язык искусства своего времени, не более нормативный, чем любая знаковая система.[121]
В христианской терминологии канон используется главным образом в том значении, в котором его впервые употребил апостол Павел: как правило, нравственная и юридическая норма.[122] “Канон — это правила веры и жизни христианской, это постановления вселенских соборов, а также и местных, и отдельных авторитетных лиц”.[123] Со временем канон оттеснил обычай, некогда единственный источник церковного права, оставив ему, тем не менее, решающий голос в тех вопросах, на которые сам не давал ответа. Но канон — это не только “правило веры, правило церкви, собора», но и «общее количество псалмов, которые монах обязан прочесть в сутки, и — особый жанр песнопений”.[124]
Современная церковная мысль, понимая канон в духе святителя Григория Паламы как «божественный строй, чин, ритм, порядок жизни, даруемый Духом Святым и проявляемый в человечестве и во всем творении»[125], отделяет канон от таких, близких ему понятий, как Предание, закон, догмат, традиция, устав, обычай.
Вероятно, употребление канона в значении жанра богослужебного пения было связано, прежде всего, с пониманием его как меры, единицы измерения и пришло из музыкальной области. Г. Риман отмечает, что у греков каноном назывался монохорд, ввиду того, что последний служил для математического определения высоты тона (октава равна 1/2 длины струны и т. д.); вследствие чего пифагорейцы, музыкальная теория которых опиралась на канон, назывались канониками в противоположность гармоникам (Аристоксен и его школа), которые не придавали большого значения математике в музыке.[126]
Особенностью канонов как жанра богослужебного пения является то, что каждый из них составлялся на основе библейских песней, принадлежащих ветхозаветным пророкам и праведникам. Этих песней в Библии 12. Из них 9 вошли в состав канонов. Вот темы и начала некоторых из библейских песней:
I — песнь пророка Моисея “Поим Господеви: славно бо прославися...”.
III — песнь Анны “Утвердися сердце мое о Господе” (За рожденного сына Самуила).
IV — песнь пророка Аввакума “Господи, услыших слух твой и убояхся” (О воплощении Бога).
VII — песнь трех отроков “Благослови, еси, Господи, Боже отец наших”.
IX — песнь Богородицы “Величит душа моя Господа” и пророка Захарии “Благословен Господь Бог”.[127]
Среди канонов особо выделяется Великий покаянный канон Андрея Критского, называемый великим “по мыслям в оном заключенном и по множеству тропарей”[128]: в обычных канонах их около 30, а в этом - 250. С покаянием как сердцевиной духовной жизни связан Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, входящий во все православные молитвословы.
В эпоху Средневековья и Возрождения существовал и так называемый загадочный канон, отличающийся тем, что в нем давалась собственно музыкальная тема, а моменты вступления имитирующих голосов (так же, как и интервал вступления) должны были определять сами исполнители.[129]
Но дошедший до нашего времени богослужебный чин канона имеет длительную историю становления.