Субтест 5. составление изображений задача

Нарисовать заданные объекты, пользуясь определен­ным набором фигур.

Инструкция для испытуемого

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полу­круг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом', в
третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. .
Подпиши четвертый рисунок. ' •

Испытуемому предъявляется набор фигур, изображен­ный на рис. 1 и образец выполнения задания — лампа (рис.2).

Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3.

Время выполнения всех рисунков — 8 минут.

Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).

Оценивание

Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются:

n, — число изображенных элементов (деталей);

n2 — число использованных категорий фигур (из 4 задан­ных), n2 изменяется от 0 до 4.

Одна деталь—0,1 балла.

Один класс фигур — 1 балл.

n3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).

Одна ошибка — 0,1 балла.

Б = (0,1n1i + n2i - 0,1 n3i)

i = 1

Б — беглость,

i — номер рисунка (от 1 до 4).

Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

Оригинальность

k, — число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент нео­бычной формы, необычное расположение элемента, нео­бычное использование элемента, оригинальное располо­жение элементов друг относительно друга.

Один оригинальный элемент — 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.

k2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек.

k2 может принимать значения 0 или 1.

За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это отно­сится только к четвертому рисунку)

Ор = 5 k + k,, .

i = 1

Op — оригинальность,

i — номер рисунка (от 1 до 4).

Т5 = Б + Op.

Т 5 — суммарный показатель пятого субтеста, . .

Б — беглость,

Ор — оригинальность.

СУБТЕСТ 6. ЭСКИЗЫ

Задача

Превратить в различные изображения одинаковые фигу­ры (круги), приводимые в квадратах.

Инструкция для испытуемого

Добавь любые детали или линии к основному изображе­нию так, чтобы получились различные интересные рисун­ки. Рисовать -можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.

Время выполнения задания — 10 минут.

Тестовый бланк—это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5x5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.

На рис. 5 приводится образец тестового бланка для данного субтеста.

В качестве примера к субтесту предъявляется нарисо­ванный человечек (рис. 6).

Оценивание

Проводится по трем показателям:

1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок — 1 балл.

Б = n

n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

2) Гибкость —число изображенных классов (категорий)
рисунков. Например, изображения различных лиц отно­сятся к одной категории, изображения различных живот­ных также составляют одну категорию.

Одна категория — 3 балла.

Г = Зm.

m — число категорий.

Категории ответов

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце,
луна). »

3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

5. Игрушки, игры (любые).

6. Космос (ракета, спутник, космонавт).

7. Лицо (любое человеческое лицо).

8. Люди (человек).

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда.

11. Предметы домашнего обихода.

12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга,
северное сияние).

13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).

14. Спортивные снаряды.

15. Съедобные продукты (еда).

16. Узоры, орнаменты.

17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

Оригинальность

Оригинальным считается рисунок, сюжет которого ис­пользован один раз (на выборке в 30—40 человек). Один оригинальный рисунок — 5 баллов. Ор = 5 k.

Op — показатель оригинальности
k — число оригинальных рисунков

Т6 = n + 3 m + 5 k.

Т6 — суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует учи­тывать все рисунки вне зависимости от качества изображе­ния. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (см. напри­мер — рис. 7).

У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.

СУБТЕСТ 7. СПРЯТАННАЯ ФОРМА

Задача

Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция для испытуемого

Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Тестовые стимульные материалы (изображения) приве­дены на рисунках 8(1), 8(2), 8(3), 8(4): всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1) Беглость — суммарное число ответов (п).
Один ответ — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность — число оригинальных, редких отве­
тов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ,
данный один раз на выборке в 30—40 человек.

Один оригинальный ответ — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — оригинальность,

k — число оригинальных, редких ответов.

Т7 = n + 5 k.

Т7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

Следует отметить, что в первом издании данного теста (13) приводился только один рисунок. К сожалению, в ряде изданий были скопированы отдельные части вышеуказан­ной брошюры, а стимульное изображение — рисунок 6 — стал широко известен. Поэтому мною были созданы еще пять дополнительных рисунков для седьмого субтеста. Хотелось бы выразить большую благодарность студенту художественно-графического факультета Российского го­сударственного педагогического университета г. Санкт-Петербурга Дмитрию Дмитриеву за помощь в композици­онном построении этих рисунков.


Наши рекомендации