Тема «Человек и мир его изобретений»
«Свойства дерева, пластмассы и металла»
Теория
Различные материалы (бумага, дерево, металл, резина, пластмасса, кожа, стекло, камень, ткань) и их свойства (легкое, прочное, хрупкое, твердое, эластичное, прозрачное, гибкое; горит, бьется, рвется, впитывает влагу, проводить тепло, свет, воздух, и др.). Выбор материала для изготовления предмета в соответствии с его назначением и свойствами. Систематизация и классификация предметов, выделение существенных видовых и родовых признаков.
Древесина – свойства (шероховатая, теплая, легкая, хрупкая, мягкая, горит, плавает).
Металл – свойства (гладкий, холодный, тяжелый, прочный, твердый, плавится, тонет, ржавеет).
Пластмасса – свойства (прозрачность, гибкость, проводимость тепла, света, плавится, не промокает).
Практика
Рисование эскиза города, в котором есть улицы деревянных, пластмассовых и металлических жителей (групповая работа).
Ролевая игра *5 «Только вместе».
« Резина и ее свойства»
Теория
Резина – свойства (воздухонепроницаемость, водонепроницаемость, эластичность, проводит тепло и холод).
Практика
Сочинение сказки о любом предмете, сделанном из резины, изготовление иллюстрации (групповая работа).
Ролевая игра *5 «Молчание - золото».
«Игрушки»
Теория
Игрушки – пластмассовые, резиновые, деревянные, металлические, бумажные, фарфоровые, из ткани.
Практика
Словесное рисование матрешки с последующей лепкой.
Ролевая игра *5 «Отдам тебе то, что есть у меня».
«Как книга стала книгой»
Теория
Роль книги – хранение информации, передача знаний. История возникновения книги. Прошлое, настоящее и будущее культурных ценностей. Бережное отношение к ним.
Практика
Эмпатия. Упражнение «Вживание в образ книги».
Ролевая игра *5 «Интервью».
«Посуда»
Теория
Посуда – чайная, столовая, кофейная, кухонная.
Практика
Изготовление посуды из пластилина.
Ролевая игра *5 «Тайный дар».
«Сезонность одежды. Одежда будущего»
Теория
Одежда – демисезонная, зимняя, летняя; - домашняя, для работы (спецодежда), для отдыха, праздничная. Виды ткани – хлопчатобумажные, искусственные. Плетение.
Практика
Изобретение моделей одежды будущего. Лепка. Рисование.
Ролевая игра *6 «Таинственный незнакомец».
«Источник света»
Теория
Источники света – костер, свеча, фонарь, электрическая лампочка. Рациональная освещенность помещения, экономия электроэнергии. Правила пожарной безопасности.
Практика
Конструирование светильников из бросового материала.
Ролевая игра *6 «Волшебная палочка».
«Как человек стал строителем»
Теория
Профессия «строитель». Строительные материалы: песок, глина, древесина, железо.
Жилье – землянка, плетень, шалаш, каменная крепость, кирпичный дом, из железобетона.
Мебель – столовая, спальная, гостиная.
Бытовая техника (стиральная машина, пылесос, утюг). Ее роль в жизни человека.
Практика
Конструирование города, квартиры. Работа с конструктором.
Ролевая игра *6 «Любимые вещи».
«Транспорт»
Теория
Транспорт – наземный, водный, воздушный. Части машин.
Практика
Изобретение машины будущего. Рисование. Лепка.
Ролевая игра *6 «Истина или ложь?».
«Итоговое занятие «Изобретения человека»
Теория
Викторина «Юные изобретатели – мамины помощники»
Практика
Выставка и обсуждение творческих работ.
Ролевая игра *6 «Послание миру».
7. Тема «Управляемое воображение»
«Системный подход при формулировке вопросов»
Теория
Системный оператор. Понятие «объект», части объекта, его связь с внешней средой. Принцип систематизации вопросов: функция объекта, надсистема, подсистема, прошлое будущее системы.
Создание образа объекта: функция, свойства, форма, размер, цвет, материал, характер, где живет, с кем общается, чем занимается, чем питается и др.
Характеристика незнакомого слова по тематическим группам: быт, природа, географический объект, объект техники, человек и его социальные роли, эмоциональное и физическое состояние, фантастические персонажи и объекты.
Практика
Создание образа буквы, цифры, любого символа.
Практика
Создание образа звука.
Практика
Создание образа незнакомого слова.
Ролевая игра *6 «Поговорим о чувствах».
8. Тема «Итоговое занятие «Проблемы можно решать!»
Теория
Повторение и обобщение изученного материала. Тестирование «Эскизы», «Слова».
Практика
Выставка и обсуждение творческих работ воспитанников.