Тема «Человек и живая природа»
«Плодовое дерево»
Теория
Классификация растений – деревья, кустарники, травы. Строение растений – корень, стебель (ствол), листья, цветы, плоды. Размножение, условия произрастания, способы ухода.
Практика
Изготовление системного оператора для яблони.
Ролевая игра *2 «Мини-фантазии».
«Овощи и фрукты»
Теория
Овощи и фрукты – общее и отличия. Способы хранения – засушивание, консервирование, заморозка, охлаждение.
_______________________
*2 –Ролевая игра взята из 2 раздела «Фантазия»[7] воспитательного блока 1 года обучения.
Практика
Лепка с натуры овощей и фруктов из пластилина.
Ролевая игра *2 «Что было бы, если …».
«Ягоды»
Теория
Ягоды – лесные и садовые, ядовитые и неядовитые. Способы хранения – засушивание, консервирование, заморозка, охлаждение.
Практика
Рисование различных ягод в технике «художественный мусор».
Ролевая игра *2 «Живые картинки».
«Комнатные растения»
Теория
Комнатные растения – уход, размножение.
Практика
«Способы ухода за растениями, пересадка. Размножение. Проведение опытов: выращивание растений с недостатком влаги, с недостатком света, с ограниченным доступом воздуха».
Ролевая игра *2 «Истории из мешка».
«Мир животных»
Теория
Взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах (экосистемах). Особенности растений и животных, приспособление к сезонным изменениям. Родовые и видовые признаки живых организмов, строение органов, их функции. Способ поведения живого существа, условия среды обитания, удовлетворение потребностей (питание, дыхание, размножение и др.). Звери – травоядные и хищники, их сходства и отличия, среда обитания, питание. Зависимость строения животного от среды обитания.
Практика
«Оживи» удивительное животное». Групповая работа в технике коллаж.
Ролевая игра *3 «Эстафета хороших известий».
«Птицы. Среда обитания»
Теория
Строение птиц - туловище, покрытое перьями, голова, шея, 2 ноги, крылья, клюв. Взаимосвязь строения тела птиц и условий ее обитания.
Практика
Изготовление птиц из бумаги в технике оригами.
Ролевая игра *3 «Разбуди дух!».
«Насекомые»
Теория
Насекомые – строение (голова, грудка, брюшко, 6 ног, растущих от грудки, 2 пары крыльев), среда обитания, размножение, способы защиты. Польза и вред.
Практика
Рисование насекомых, используя прием «картинки-невидимки».
Ролевая игра *3 «На ошибках учатся».
«Загадки моря»
Теория
Значение моря в жизни человека: оздоровительное, эстетическое, хозяйственное. Обитатели морских глубин: водоросли, моллюски, медузы, рыбы, морские животные. Рыбы - строение (овальное туловище с чешуей, хвост, плавники, жабры, пузырь), размножение. Связь между строением органов и их функциями. Цепи питания.
Практика
Изготовление панно «Морское дно», с использованием различных материалов (групповая работа).
Ролевая игра *3 «Рисунок по инструкции».
«В лес по грибы»
Теория
Грибы – съедобные и ядовитые, их роль в природе. Строение гриба (грибница, плодовое тело).
Практика
Изготовление эскизов знаков, напоминающих о правилах поведения в лесу.
Ролевая игра *3 «Нравится – не нравится».
«Способы распространения семян в природе»
Теория
Способы распространения семян в природе: птицы, звери, человек, ветер. Внешний вид семян, Зрелость.
Практика
Изготовление аппликации из семян.
Ролевая игра *4 «Кого не хватает?».
«Итоговое занятие «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Теория
Гуманное отношение к живой природе. Создание благоприятных условий для живых организмов. Правила поведения человека в природе.
Практика
Выставка и обсуждение творческих работ воспитанников.
Ролевая игра *4 «Что я люблю делать …».
Тема «Человек, как биологическое существо»
« Из чего состоит человек?»
Теория
Человек- строение (голова, шея, туловище, руки, ноги), жизнедеятельность систем ( костная, мышечная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная), органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Признаки живого (питается, дышит, растет, двигается, размножается, общается, мыслит и др.) Сходства и отличия человека с растениями и животными.
Правила безопасного поведения в школе, дома, на улицах города.
Практика
Изготовление знаков, напоминающих правила сохранения здоровья в технике аппликация.
Ролевая игра *4 «20 вопросов».