Информационная карта к авторской программе

РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую образовательную программу «Развитие творческих способностей младших школьников средствами Теории Решения Изобретательских Задач», разработанную учителем начальных классов ВОРОБЬЕВОЙ А.В.

Развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения является государственной и педагогической задачей, поскольку обуславливает как развитие ребенка, так и общества в целом. Решение именно этой важной проблемы можно найти в авторской программе «Развитие творческих способностей младших школьников средствами Теории Решения Изобретательских Задач». Программа носит долговременный характер. Следует отметить четкую структуру программы: удачное распределение содержания материала по годам обучения, выделение уровней освоения. Все это, а также концентрический принцип в организации содержания материала обеспечивают преемственность обучения младших школьников.

Несомненным достоинством программы является ее целевой блок, который отличается научностью и корректностью. Заявленные в нем задачи конкретны, реалистичны, достижимы, учитывают психологические возможности детей младшего школьного возраста.

Обращает на себя внимание тщательного проработка методического компонента программы. Это просматривается в методике подготовки и проведения занятий, а также в приложении к программе, которое содержит богатейший материал по развитию творчества детей.

Программа заслуживает высокой оценки и может быть рекомендована для использования широким кругом педагогов как в системе дополнительного, так и основного образования.


Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

С.С.Качалина



ВЫПИСКА

из протокола № 5 от 12.05.2014 года заседания экспертной группы при Экспертном совете Департамента, образования

СЛУШАЛИ: Воробьевой А.В. об ОЭР по апробированию авторской программы «Развитие творческих способностей младших школьников средствами Теории Решения Изобретательских Задач ЦДТТ».

Председатель Экспертного Совета В.Ф.Скворцова

ПОСТАНОВИЛИ: считать опытно-экспериментальную работу по апробации авторской программы «Развитие творческих способностей младших школьников средствами ТРИЗ» завершенной. Работа по данной программе переводится в стадию традиционного функционирования. Авторская программа «Развитие творческих способностей младших школьников средствами ТРИЗ» (учителя МБОУ «СОШ №226», Воробьева А.В.) рекомендована для использования в школах и в кружковой работе образовательных учреждений города.




Информационная карта к авторской программе

Название программы:«Развитие творческих способностей младших школьников средствами Теории Решения Изобретательских задач»

Продолжительность освоения программы:4 года

Возрастной диапазон начала освоения программы:6-7летОбразовательная область:социально-педагогическая

Уровень освоения программы:общекулътурный

Тип программы:информационная

Вид программы:

по целевой установке:познавательная

III этап – Продуктивная деятельность

Цель: выражение решения в собственной продуктивной деятельности.

Полученные знания дети реализуют в различных видах продуктивной деятельности:

· речевой (сочинение сказок, стихов, загадок);

· изобразительной (рисование, лепка, аппликация);

· конструктивной.

Отличительной особенностью данных занятий является наличие в них игровых, сказочных ситуаций, которые вводят детей в проблему, состояние поиска, стимулируют мыслительные процессы.

Данная методика призвана обеспечить совершенствование интеллектуальных способностей детей, расширить их кругозор, развить объяснительную и доказательную речь, научить устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, строить модели систем и объектов, читать схемы, находить и формулировать противоречия, решать их.

Познавательное общение на данных занятиях, переплетаясь с деловым, в процессе практической поисковой деятельности, становится условием формирования познавательных интересов и активности школьников, что помогает сделать обучение для детей увлекательным и успешным.

Перспектива дальнейшего обучения

Основные этапы программы

Этап «Открытие»

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема занятий Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие
2. Человек и неживая природа
3. Человек и живая природа
4. Человек как биологическое существо
5. Человек и его духовный мир
6. Человек и мир его изобретений
7. Управляемое воображение
8. Итоговое занятие «Проблемы можно решать!»
  Итого:

Содержание занятий 1 года обучения

Тема «Вводное занятие»

Теория

Что такое ТРИЗ? Задачи и содержание занятий учащихся. Режим работы. Организационные вопросы. Техника безопасности.

Практика

Ранжирование ценностей. Тестирование «Эскизы», «Спрятанная форма».

Ролевая игра *1 «Невидимая надпись».

Содержание занятий 2 года обучения

Тема «Вводное занятие»

Теория

Задачи и содержание занятий в новом учебном году с учетом интересов учащихся. Режим работы. Организационные вопросы. Техника безопасности.

Практика

Ранжирование ценностей. Тестирование «Эскизы», «Спрятанная форма».

Ролевая игра *1 «Крошечные друзья».

Тема «Сочинение загадок»

Теория

Систематизация предметов по форме, цвету, размеру, материалу (веществу).

Понятие «система», «надсистема», «подсистема». Систематизация предметов с помощью органов чувств: зрение, слух, осязание, вкус.

Составление загадок по схемам – опорам:

1. На что похоже? / Чем отличается?

2. Что делает? / Что такое же?

3. Какой? / Что такое же?

4. Количество частей / Название

5. Название частей / Сколько? / На что похоже?

6. Где живёт? / На что похоже жилище? / Что делает?

7. Где находится? / На что похоже? / Предмет (его части) / На что похож?

«Знакомство со страной Загадок»

Практика

Изготовление макета или рисо­вание карты страны Загадок

Ролевая игра *1 «Волшебная звезда».

«Город Самых Простых Загадок»

Сочинительство загадок об окружающих предметах.

Практика

Изготовление конусообразной мышки из цветной бумаги.

Ролевая игра *1 «Внутренний слух».

«Прогулка по улице Формы»

Практика

Изготовление из цветной бумаги конусооб­разных и цилиндрических животных.

Ролевая игра *1 «Камень мудрости».

«Прогулка по улице Цвета»

Практика

Изготовление домиков для животных.

Ролевая игра *1 «От сердца к сердцу».

«Прогулка по улице Размеров»

Практика

«Превращение гусеницы в кокон. Изготов­ление прекрасной бабочки в технике аппликации». Знакомство с симметричными фигурами, осью симметрии.

Ролевая игра *1 «Целительное слушание».

«Прогулка по улице Веществ»

Практика

Изготовление вороны в технике оригами.

Ролевая игра *1 «Запомни звуки».

«Игра в загадки»(обобщающее занятие)

Практика

«Блиц-турнир загадок».

Ролевая игра *2 «Доверие к людям».

«Путешествие по городу Пяти Чувств»

Практика

Изготовление подвижной мартышки из кар­тона, проволоки.

Ролевая игра *2 «Слепой полёт».

«Путешествие по улице Зрения»

Практика

Изготовление жирафа: рисование контура на клетчатой основе, раскрашивание цветными карандашами, фломастерами.

Ролевая игра *2 «Мой друг - дерево».

«Путешествие по улице Слуха»

Практика

Изготовление слоника по симметричной вы­кройке. Раскрашивание акварельными красками.

Ролевая игра *2 «Путь доверия».

«Путешествие по улице Осязания»

Практика

Изготовление собачки в технике оригами.

Ролевая игра *2 «Волшебный круг».

«Путешествие по улице Обоняния»

Практика

Изготовление панно в технике оригами из белой бумаги.

Ролевая игра *2 «Доверие и поддержка».

«Путешествие по улице Вкуса»

Практика

Рисование птиц на основе кругов и овалов.

Ролевая игра *2 «Создание статуи».

«На площади Пяти Чувств»(обобщающее занятие).

Практика

Сочинительство сказок по опорам.

Ролевая игра *2 «Слепой танец».

«Город Похожестей и Непохожестей»

Практика

Изготовление лебедя в технике оригами.

Ролевая игра *2 «Музыкальные пальчики».

«Город Загадочных частей»

Практика

Изготовление героев сказки «Лиса и жу­равль» (лепка из пластилина).

Ролевая игра *3 «Благодарность».

«Экскурсия по улице Неоконченных картин»

Практика

Придумывание загадок по рисункам».

Ролевая игра *3 «Самоуважение».

«Экскурсия по улице Разобранных предметов»

Практика

Придумывание эскизов резьбы для укра­шения избы старухи, подаренной ей золотой рыбкой.

Ролевая игра *3 «Дружба».

«Экскурсия по улице Похожих частей»

Практика

Изготовление золотой рыбки из цветной бумаги в технике ори­гами.

Ролевая игра *3 «Счастье».

«Экскурсия по улице Молчаливых загадок»

Практика

Изготовление модели вертушки из цветной бумаги.

Ролевая игра *3 «Многоликость чувств».

«Приглашение в город Загадочных мест»

Практика

Изготовление из пластилина героев русских народных сказок.

Ролевая игра *3 «Давать и получать».

Тема «Противоречия»

Теория

Понятие «противоречия». Способы разрешения противоречий: положительные и отрицательные стороны объектов. Составление загадок с взаимно противоположными свойствами по схеме:

Где? Когда? Для кого? Свойство (какой?) Где? Когда? Для кого? Противоположное свойство (какой?)

Методические игры «Хорошо-плохо», «Наоборот».

«Знакомство с игрой «Хорошо-Плохо»

Практика

Разработка эскиза, изготовление из бумаги и оформление книжки-малышки.

Ролевая игра *3 «Одинокая звезда».

«Играем в игру «Наоборот»

Практика

Сочинительство сказки по типу Б. Заходера «Кит и Кот» («Ворона и Корона»).

Ролевая игра *4 «Прикосновение».

Этап «Сочини новую сказку»

Учебно-тематический план 3 года обучения

Тема занятий Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие
2. Как стать волшебником
3. Системный подход в обучении
4. Методы активизации творческого процесса
5. Модель задачи в сказочных системах. Приём раскадровки
6. Алгоритм решения изобретательских задач
7. Управляемое воображение
8. Итоговое занятие «На пути к творчеству»
  Итого:

Содержание занятий 3 года обучения

Тема «Вводное занятие»

Теория

Задачи и содержание занятий в новом учебном году с учетом интересов учащихся. Режим работы. Организационные вопросы. Техника безопасности.

Практика

Тестирование.

Ролевая игра *1 «Неожиданные картинки».

Этап «Знакомство с АРИЗ»

Учебно-тематический план 4 года обучения

Тема занятий Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие.
2. Моделирование окружающего мира
3. Системный подход в обучении
4. Противоречия
5. Классификация творческих задач
6. Управляемое воображение
7. Итоговое занятие «ТРИЗ – всегда сюрприз!»
  Итого:

Содержание занятий 4 года обучения

Тема «Вводное занятие»

Теория

Задачи и содержание занятий в новом учебном году с учетом интересов учащихся. Режим работы. Организационные вопросы. Техника безопасности.

Практика

Тестирование «Использование предметов», «Последствия ситуации».

Ролевая игра *1 «Я помогаю другим».

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Тесты

Инструкция для испытуемого

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При группо­вой форме проведения ответы записывают сами испыту­емые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все
баллы суммируются.

Б = п.

Б — беглость,

п — число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным категориям.

Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек. Категории ответов

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ
(заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на
грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол
при окраске потолка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покуп­
ку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомя­
ку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть
стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной
бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, нака­зывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объяв­ления, делать вырезки, проверить номер лотерейного биле­
та, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от
дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра,
сделать факел).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шап­ку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.

Затем следует подсчитать число использованных ребен­ком категорий. В принципе, число категорий может изме­няться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).

За ответы, не подходящие ни к одной из перечислен­ных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше спис­ком.

За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 т.

Г — показатель гибкости,

m — число использованных категорий.

3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встреча­ется 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Один оригинальный ответ — 5 баллов.

Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Ор = 5 k. '

Op — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следова­тельно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т, = Б, + Г, + Op, = n + 3m + 5k.

Т, — суммарный показатель первого субтеста,

Б, — беглость по 1 субтесту,

Г, — гибкость по 1 субтесту,

Ор, — оригинальность по 1 субтесту,

п — общее число уместных ответов,

m — число категорий,

k — число оригинальных ответов.

Инструкция для испытуемого

Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.

Имеются два показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее
число приведенных последствий.

1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность — число оригинальных ответов,
число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке
30—40 человек).

1 оригинальный ответ — 5 баллов.

Ор = 5 k.,

Op — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Т2 = n + 5 k.

Т2— суммарный показатель второго субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а имен­но: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отно­шения к поставленной задаче.

СУБТЕСТ 3а. СЛОВА

Модификация для детей 5—8 лет. Субтест проводится индивидуально.

Задача

Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция для испытуемого

1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог
«по», например «полка».

На ответ дается 2 минуты.

2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом
«ка», например «сумка».

На ответ дается 2 минуты.

Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.

Имеются два показателя.

1) Беглость — общее число приведенных слов.
1 слово — 1 балл.

Б = n

Б — показатель беглости,

n — общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

2) Оригинальность —число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек.

1 оригинальное слово — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Op — показатель оригинальности,

k — число оригинальных слов.

Т3 = n + 5 k.

Т3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 5-8 лет).

СУБТЕСТ 3б. ВЫРАЖЕНИЕ

Модификация для детей 9—15 лет

Задача

Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого

Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).

Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Весе­лый мальчик смотрит кинофильм».

А теперь придумай как можно больше своих предложе­ний с этими буквами. ' Время выполнения субтеста — 5 минут.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1) Беглость — число придуманных предложений, (п).
1 предложение — 1 балл.

Б = n.

2) Гибкость —число слов, используемых испытуемым.
Каждое слово учитывается только один раз, то есть в
каждом последующем предложении учитываются только
те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее
или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова,
относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковы­
ми, например: «веселый, весело».

1 слово — 0,1 балла. Г = 0,1 m.

Г — показатель гибкости,

m —.число слов, используемых один раз.

Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому со­держанию предложений. Оригинальным считается пред­ложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.

Одно оригинальное предложение — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — показатель оригинальности,

k — число оригинальных предложений.

Т3 = n + О,1 m + 5 k.

Т3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).

Инструкция для испытуемого

Найди как можно больше определений для слова «кни­га». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

1) Беглость — суммарное число приведенных опреде­лений (n).

Одно определение — 1 балл.

Б = n.

Б — показатель беглости.

2) Гибкость — число категорий ответов.

Одна категория — 3 балла.

Г = 3 m.

Г — показатель гибкости,

m — число категорий ответов.

Категории ответов

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая,
украденная, переданная).

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная,
общая).

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая,
круглая, квадратная).

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитывают­ся только один раз. Максимальный балл — 12 х 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенад­цать категорий, что на практике встречается исключитель­но редко, а также отсутствуют ответы, которым присваива­ется новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г = 3 m.

Г — показатель гибкости,

m — число категорий.

3) Оригинальность — число оригинальных определе­ний.

Определение считается оригинальным, если оно приве­дено всего один раз на выборке в 30—40 человек.

Одно оригинальное .определение — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Op — показатель оригинальности,

k — число оригинальных определений.

T4=n + 3m + 5k.

Т4— суммарный показатель четвертого субтеста.

Инструкция для испытуемого

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полу­круг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом', в
третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. .
Подпиши четвертый рисунок. ' •

Испытуемому предъявляется набор фигур, изображен­ный на рис. 1 и образец выполнения задания — лампа (рис.2).

Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3.

Время выполнения всех рисунков — 8 минут.

Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).

Оценивание

Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются:

n, — число изображенных элементов (деталей);

n2 — число использованных категорий фигур (из 4 задан­ных), n2 изменяется от 0 до 4.

Одна деталь—0,1 балла.

Один класс фигур — 1 балл.

n3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).

Одна ошибка — 0,1 балла.

Б = (0,1n1i + n2i - 0,1 n3i)

i = 1

Б — беглость,

i — номер рисунка (от 1 до 4).

Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

Оригинальность

k, — число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент нео­бычной формы, необычное расположение элемента, нео­бычное использование элемента, оригинальное располо­жение элементов друг относительно друга.

Один оригинальный элемент — 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.

k2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек.

k2 может принимать значения 0 или 1.

За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это отно­сится только к четвертому рисунку)

Ор = 5 k + k,, .

i = 1

Op — оригинальность,

i — номер рисунка (от 1 до 4).

Т5 = Б + Op.

Т 5 — суммарный показатель пятого субтеста, . .

Б — беглость,

Ор — оригинальность.

СУБТЕСТ 6. ЭСКИЗЫ

Задача

Превратить в различные изображения одинаковые фигу­ры (круги), приводимые в квадратах.

Инструкция для испытуемого

Добавь любые детали или линии к основному изображе­нию так, чтобы получились различные интересные рисун­ки. Рисовать -можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.

Время выполнения задания — 10 минут.

Тестовый бланк—это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5x5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.

На рис. 5 приводится образец тестового бланка для данного субтеста.

В качестве примера к субтесту предъявляется нарисо­ванный человечек (рис. 6).

Оценивание

Проводится по трем показателям:

1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок — 1 балл.

Б = n

n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

2) Гибкость —число изображенных классов (категорий)
рисунков. Например, изображения различных лиц отно­сятся к одной категории, изображения различных живот­ных также составляют одну категорию.

Одна категория — 3 балла.

Г = Зm.

m — число категорий.

Категории ответов

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце,
луна). »

3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

5. Игрушки, игры (любые).

6. Космос (ракета, спутник, космонавт).

7. Лицо (любое человеческое лицо).

8. Люди (человек).

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда.

11. Предметы домашнего обихода.

12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга,
северное сияние).

13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).

14. Спортивные снаряды.

15. Съедобные продукты (еда).

16. Узоры, орнаменты.

17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

Оригинальность

Оригинальным считается рисунок, сюжет которого ис­пользован один раз (на выборке в 30—40 человек). Один оригинальный рисунок — 5 баллов. Ор = 5 k.

Op — показатель оригинальности
k — число оригинальных рисунков

Т6 = n + 3 m + 5 k.

Т6 — суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует учи­тывать все рисунки вне зависимости от качества изображе­ния. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (см. напри­мер — рис. 7).

У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.

СУБТЕСТ 7. СПРЯТАННАЯ ФОРМА

Задача

Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция для испытуемого

Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Тестовые стимульные материалы (изображения) приве­дены на рисунках 8(1), 8(2), 8(3), 8(4): всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1) Беглость — суммарное число ответов (п).
Один ответ — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность — число оригинальных, редких отве­
тов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ,
данный один раз на выборке в 30—40 человек.

Один оригинальный ответ — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — оригинальность,

k — число оригинальных, редких ответов.

Т7 = n + 5 k.

Т7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

Следует отметить, что в первом издании данного теста (13) приводился только один рисунок. К сожалению, в ряде изданий были скопированы отдельные части вышеуказан­ной брошюры, а стимульное изображение — рисунок 6 — стал широко известен. Поэтому мною были созданы еще пять дополнительных рисунков для седьмого субтеста. Хотелось бы выразить большую благодарность студенту художественно-графического факультета Российского го­сударственного педагогического университета г. Санкт-Петербурга Дмитрию Дмитриеву за помощь в композици­онном построении этих рисунков.

РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую образовательную программу «Развитие творческих способностей младших школьников средствами Теории Решения Изобретательских Задач», разработанную учителем начальных классов ВОРОБЬЕВОЙ А.В.

Развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения является государственной и педагогической задачей, поскольку обуславливает как развитие ребенка, так и общества в целом. Решение именно этой важной проблемы можно найти в авторской программе «Развитие творческих способностей младших школьников средствами Теории Решения Изобретательских Задач». Программа носит долговременный характер. Следует отметить четкую структуру программы: удачное распределение содержания материала по годам обучения, выделение уровней освоения. Все это, а также концентрический принцип в организации содержания материала обеспечивают преемственность обучения младших школьников.

Несомненным достоинством программы является ее целевой блок, который отличается научностью и корректностью. Заявленные в нем задачи конкретны, реалистичны, достижимы, учитывают психологические возможности детей младшего школьного возраста.

Обращает на себя внимание тщательного проработка методического компонента программы. Это просматривается в методике подготовки и проведения занятий, а также в приложении к программе, которое содержит богатейший материал по развитию творчества детей.

Программа заслуживает высокой оценки и может быть рекомендована для использования широким кругом педагогов как в системе дополнительного, так и основного образования.


Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

С.С.Качалина



ВЫПИСКА

из протокола № 5 от 12.05.2014 года заседания экспертной группы при Экспертном совете Департамента, образования

СЛУШАЛИ: Воробьевой А.В. об ОЭР по апробированию авторской программы «Развитие творческих способностей младших школьников средствами Теории Решения Изобретательских Задач ЦДТТ».

Председатель Экспертного Совета В.Ф.Скворцова

ПОСТАНОВИЛИ: считать опытно-экспериментальную работу по апробации авторской программы «Развитие творческих способностей младших школьников средствами ТРИЗ» завершенной. Работа по данной программе переводится в стадию традиционного функционирования. Авторская программа «Развитие творческих способностей младших школьников средствами ТРИЗ» (учителя МБОУ «СОШ №226», Воробьева А.В.) рекомендована для использования в школах и в кружковой работе образовательных учреждений города.

Информационная карта к авторской программе

Название программы:«Развитие творческих способностей младших школьников средствами Теории Решения Изобретательских задач»

Продолжительность освоения программы:4 года

Возрастной диапазон начала освоения программы:6-7летОбразовательная область:социально-педагогическая

Уровень освоения программы:общекулътурный

Тип программы:информационная

Вид программы:

по целевой установке:познавательная

Наши рекомендации