Пропорциональные отношения частей женской одежды
Схема пропорциональных отношений | Соотношение длин частей одежды для роста | ||||
36/58 | 37/60 | 38/61,5 | 39/63 | 40/65 | |
58/36 | 60/37 | 61,5/38 | 63/39 | 65/40 | |
47/47 | 48,5/ 48,5 | 50/50 | 51/51 | 52,5/ 52,5 |
Окончание табл. 2
70/24 | 73/24 | 75/25 | 76/26 | 78/27 | |
82/12 | 85/12 | 81/12,5 | 89/13 | 92/13,5 | |
72/36 | 74/37 | 76/38 | 78/39 | 80/40 | |
54/36 | 55,5/37 | 57/38 | 58,5/39 | 60/40 | |
54/72 | 55,5/74 | 57/76 | 58,5/78 | 60/80 |
Длинные жакеты в костюмах с отношением 7/8 и 3/1 рекомендуются высоким фигурам, узко- и широкосложенным. При этом широкосложенные фигуры выглядят стройнее в жакетах с центральной (однобортной) застежкой, узкосложенным фигурам рекомендуется выбирать смещенную (двубортную) застежку (рис. 8).
Фигуры с выраженным прогибом по линии талии требуют акцента на талии в одежде из пластичных, драпирующихся материалов. Высоким стройным фигурам подходит силуэт-Х в пропорциях 1/1, 1/2, 1/3, 1/4 (рис. 9). Они могут подчеркнуть изящные пропорции горизонтальными линиями пелерины, кокетки, объемного воротника.
Угловатым стройным фигурам с нечетко выделенной талией и плоскими ягодицами рекомендуются простые и лаконичные прямые или слегка сужающиеся книзу силуэты. Такие женщины выглядят интереснее в одежде из плотных материалов, с жесткими складками (рис. 10).
Рис.7 Пропорциональные отношения в одежде для невысоких фигур
Рис.8 Пропорциональные отношения в одежде для высоких фигур
Рис.9 Формы одежды для фигур с четким прогибом по линии талии
Рис.10 Формы одежды для фигур с нечетким прогибом по линии талии
Выбор силуэта в одежде для полных тоже определяется особенностями фигуры. Полная фигура может быть: пропорциональной с равномерным развитием жироотложений; верхнего типа - с концентрацией жироотложений в верхней части тела; нижнего типа - с концентрацией жироотложений в нижней части тела. Разница в зрительном восприятии этих фигур требует различного подхода к выбору композиционных решений в одежде и дополнений.
Одежда для фигур равновесных должна отличаться общей уравновешенностью пропорций, равномерным силуэтом, не отрезная по талии, вертикальные линии (рис.11,12). Для полных женщин с пропорциональной фигурой, особенно высокиз, выбор одежды гораздо шире, они могут смелее использовать предложения молы, соблюдая чувство меры. Высокие женщины могут носить платья отрезные по талии, можно, если они модно, носить и пояса.
Если пояса присутствуют в гардеробе, то предпочтительно, в тон платья, узкие, тонкие, носят их свободно, опустив чуть ниже талии. В жилете спинку и бока можно присобрать кулиской. Не противопоказаны брюки с удлиненными куртками, жакетами, блузами навыпуск. Не рекомендуются слишком узкие брюки, плотно облегающие тело. Мягкость и женственность всего облика подчеркивается хорошо подобранной отделкой: изящными воротниками, шарфами-галстуками, шейными косынками.
Полным невысоким женщинам рекомендуется избегать крупных деталей и горизонтальных членений в одежде, тканей с крупным рисунком, рукавов объемной формы. Не следует подчеркивать талию. Необходимо отказаться от использования отрезной линии талии и поясов; не заправлять блузки, джемперы в юбку или брюки. Жакет, жилет желательно не застегивать, когда это позволяет ситуация. Блуза навыпуск под жакетом создает ощущение достаточно стройной талии. Основной способ зрительно скрыть полноту – в композиционном решении костюма использовать вертикальные линии. Полную руку зрительно сужают группы строчек, защипов на рукаве.
Рис.11 Композиционные решения в одежде для полных равновесных фигур.
Среди полных женщин верхнего типа можно выделить две группы фигур в зависимости от их зрительного восприятия.
Фигуры женщин первой группы воспринимаются как фигуры с недостаточной шириной бедер, которые необходимо расширить одеждой. Это, в основном, женщины высокие или среднего роста, средних и больших размеров. Для фигур этого типа наиболее уместны формы с гладким лифом и слегка расширенной по линии бедер юбкой. Хороши юбки "годе". Возможны слегка зауженные книзу юбки и платья, лучше в качестве внутреннего слоя комплекта прямого силуэта. Основные акценты располагаются на уровне бедер, чтобы уравновесить тяжелый верх: горизонтальные подрезы; складки, низко застроченные или выходящие из подреза; мягкие воланы; прорезные карманы, расположенные горизонтально или под углом; наклоненные к бедрам вытачки или вертикальные рельефы, уходящие в боковые швы; мягко завязанный на бедрах пояс блузона; отделка низа жакета. Рукава могут быть втачные, реглан и полуреглан.
Фигуры женщин второй группы зрительно воспринимаются как фигуры с очень широкими плечами, ширину которых необходимо уменьшить одеждой. В эту группу входят женщины малых и средних ростов, больших и очень больших размеров. Расширение бедер здесь недопустимо, т.к.это зрительно утяжелит фигуру и придаст ей квадратную форму. Силуэты - прямой и расширенный. Рукава прямые или зауженные любой длины.
Для женщин этой группы наиболее уместны модели платьев, не отрезных по талии. Модели с вертикальными линиями: удлиненными талиевыми и длинными диагональными вытачками, центральной застежкой. прорезными карманами, косо поставленными клапанами. умеренной отделкой (строчки, защипы, канты, бейки). Очень хороши неглубокие вырезы, невысокие, плоские, удлиненные воротники.
Женщинам верхнего типа необходимо категорически избегать нагромождения композиционных решений, особенно горизонтальных линий, в области груди и плечевого пояса (кокетки, подрезы, большие воротники, накладные карманы) т.к. эти элементы зрительно увеличивают и без того большой объем верхней части фигуры. Реглан-погон, рубашечный покрой рукава, драпировки, мягкие складки тоже расширяют плечевой пояс и увеличивают объем груди. Выступающий (при рассмотрении в профиль) живот, характерный для полных фигур верхнего типа, скрадывается применением многослойных комплектов в одежде в сочетании с различными аксессуарами (драпированные платки, шали), удлиненными воротниками, создающими дополнительные вертикальные и диагональные композиционные линии (рис. 13,14).
Рис.13 Композиционные решения в одежде для женщин верхнего типа
Рис.14 Композиционные решения в одежде для женщин верхнего типа
Для фигур нижнего типа рекомендуются силуэты, в которые вписываются внешние контуры фигуры. К таким силуэтам относится полуприлегающий с небольшим расширением книзу, спокойная вытянутая трапеция с подкройными бочками, которая зрительно удлиняет фигуру. Особенно эффектно для данного типа фигур применение соответствующего цвета и рисунка ткани. Более светлый и более крупный рисунок следует располагать в верхней части костюма, а в нижней – более темные тона и менее выразительный рисунок. Для фигур нижнего типа важно отвлечь внимание от уровня бедер, то есть перенести все композиционные решения вверх, на уровень плечевого пояса (рис. 15,16) Особенно внимательно следует отнестись к оформлению низа рукава- расширенный книзу рукав, отделка отворотами, меховыми манжетами подчеркнут ширину бедер. |
При определении тактики корректировки у фигур нижнего типа целесообразно выделить две группы.
В первую группу входят фигуры, у которых зрительно ощущается недостаточная ширина плеч. Это высокие полные женщины. Ко второй группе относятся женщины с избыточно широкими бёдрами. Для фигур первой группы уместны модели с прямой юбкой и свободным мягким лифом. Хорошо скрадывает объем в области бедер силуэт “трапеция” с умеренным расширением книзу. Рукава мягкие, рубашечного покроя или цельнокроеные. Воротники широкие или переходящие в бант, галстук и т.п. |
Для фигур второй группы уместен полуприлегающий силуэт. Юбки, слегка расклешенные книзу, или годе позволяют скрыть живот и располневшие бедра. Нижняя часть модели должна решаться просто и лаконично, с преобладанием вертикальных линий членений. Здесь уместны все элементы цветовых решений, направленные на зрительное уменьшение объемов бёдер. На лифе возможны горизонтальные или мысообразные членения по линии груди, рельефы, выходящие из проймы. Лиф небольшой, но плечевой пояс четко оформлен за счет плечевых накладок, кокеток, покроев рукава, так как у фигур этого типа чаще всего узкие, покатые плечи. Линия втачивания рукава в пройму должна быть вертикальна. Расширение плеч не должно превышать этих пределов. Рукава неширокие, втачные или комбинированного покроя.
Рис.15 Композиционные решения в одежде для женщин нижнего типа
Рис.16. Композиционные решения в одежде женщин нижнего типа
Наиболее активно на зрительное восприятие фигуры действуют иллюзии острого угла. Используя эти иллюзии, можно добиться значительного расширения отдельных участков фигуры, например, плеч, бёдер и других; можно зрительно увеличить или уменьшить длину тела. Так, если линии на платье, идущие от горловины, расширены кверху, а от ног расширены книзу, фигура воспринимается более высокой, а если наоборот, то фигура кажется более низкой. Аналогичным образом можно зрительно изменить длину руки. Линии рукава, расширенные книзу, увеличивают длину рук, а расширенные кверху – уменьшают ее длину.
Форма выреза горловины и шейные украшения выбирают с учетом характера всей фигуры, овала лица, формы и длины шеи, формы подбородка. При выборе контура этой линии широко используют иллюзии контраста и подравнивания.
Если линии воротника повторяют очертания лица, они их подчеркивают, например, узкое лицо кажется еще уже при длинном узком вырезе. Поэтому женщинам, у которых лицо имеет слишком квадратную или круглую форму, рекомендуется вырез горловины овальной или удлиненной формы.
Тонкую длинную шею, удлиненное лицо зрительно укорачивают вырезы горловины, у которых ширина доминирует над глубиной, вырез по основанию шеи, цельновыкроенные воротники-стойки, высокие стояче-отложные воротники.
Проблемой полных женщин является располневшая шея и развитие жироотложений в области седьмого шейного позвонка. Глубокий вырез, особенно V-образный, узкий асимметричный лацкан, длинная нитка бус удлиняют короткую шею. Вырез “под горлышко”, короткое ожерелье и высоко повязанный бант даст обратный эффект. Выбирая конфигурацию выреза, нельзя забывать, как выглядит фигура в профиль и сзади. Модели без воротников подчеркнут жироотложения в области седьмого шейного позвонка и сутулость спины. Воротники позволяют маскировать проблемы ее боковой и задней поверхности.
Другим уязвимым участком крупной фигуры является пройма. Не следует носить платья без рукавов, если сверху не надет жакет. Длина рукава – не выше локтя. Это позволяет скрыть самые неэстетичные участки располневшей руки. Рука кажется длиннее, если рукав чуть укорочен и оставляет запястье открытым. Проймы удобные, углубленные.
Цвет, рисунок и фактура ткани оказывают решающее значение на стиль и силуэт. Все теплые цвета являются выступающими, активными и тяжелыми, а все холодные – отступающими, пассивными и легкими. Известно, что тона холодные, темные оптически уменьшают фигуру, а светлые и теплые – увеличивают. Черная обувь, например, скрадывает размер стопы. Многие полные женщины предпочитают одежду черных и коричневых оттенков, чтобы казаться стройнее. Но полную фигуру черный цвет слишком выделяет из пространства, подчеркивая все изъяны.
Теплые цвета обладают оформляющим действием – яснее вырисовывают фигуру. Синие и голубые тона неопределенно ограничены – создают ощущение растекания. Контраст плотной большой фигуры и голубого платья на ней создает ощущение массивности.
Фигура в платье с поперечными полосами кажется выше и уже, чем фигура в платье с продольными полосами, если полосы на ткани достаточно частые. Редкие продольные полосы (рельефы, подрезы) уменьшают ширину и увеличивают кажущуюся высоту. Редкие горизонтальные полосы, расположенные в различных областях, зрительно расширяют эти области.
На выявление объема фигуры оказывает влияние заполненность одежды рисунком или деталями. Необходимо избегать нагромождения деталей и элементов рисунка на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать. Если направить внимание на какой-нибудь предмет, он покажется больше, чем на самом деле. Крупным и миниатюрным женщинам противопоказаны чересчур крупные, яркие, контрастные, рельефные рисунки. Такие решения могут позволить себе только высокие худые женщины, остальным предпочтительнее мелкий, неяркий классический узор: горошек, полоска, “елочка”, мелкая клетка. Клетка может быть даже довольно крупной, но спокойной по цвету и раскроенной по косой. Расположение клетки или полоски по косой делает фигуру менее объемной Хорошо выглядят на полных платья в клетку или полоску с подрезными бочками, скроенными по косой нити.
Объем фигуры зрительно зависит от толщины и фактуры материала. Толстые, пушистые, рыхлые ворсовые или типа букле ткани полнят, т.к. не отражают свет, их очертания размыты. Учитывая это, можно продумать комплект, в котором гладкие ткани расположены на участках, где нужно сократить объем, рыхлые – там, где необходимо его увеличить. Полным следует очень осторожно использовать блестящие материалы, особенно трикотаж. Активная игра света создает впечатление еще большей полноты.
Тактика отвлечения внимания от проблемных зон (располневшей талии, широких бедер, некрасивых рук и др.) реализуется за счет умелого использования декоративных деталей и акцентов: лацканы, нагрудные карманы, канты, драпировка, вышивка, красиво завязанный шарф, бусы, брошь, притягивая к себе повышенное внимание, отвлекают его от корректируемых участков.
Если линии воротника повторяют очертания лица, они их подчеркивают, например, узкое лицо кажется еще уже при длинном узком вырезе. Поэтому женщинам, у которых лицо имеет слишком квадратную или круглую форму, рекомендуется вырез горловины овальной или удлиненной формы. Тонкую длинную шею, удлиненное лицо зрительно укорачивают вырезы горловины, у которых ширина доминирует над глубиной, вырез по основанию шеи, цельновыкроенные воротники-стойки, высокие стояче-отложные воротники. Проблемой полных женщин является располневшая шея и развитие жироотложений в области седьмого шейного позвонка. Глубокий вырез, особенно V-образный, узкий асимметричный лацкан, длинная нитка бус удлиняют короткую шею. Вырез “под горлышко”, короткое ожерелье и высоко повязанный бант даст обратный эффект. Выбирая конфигурацию выреза, нельзя забывать, как выглядит фигура в профиль и сзади. Модели без воротников подчеркнут жироотложения в области седьмого шейного позвонка и сутулость спины. Воротники позволяют маскировать проблемы ее боковой и задней поверхности. Другим уязвимым участком крупной фигуры является пройма. Не следует носить платья без рукавов, если сверху не надет жакет. Длина рукава – не выше локтя. Это позволяет скрыть самые неэстетичные участки располневшей руки. Рука кажется длиннее, если рукав чуть укорочен и оставляет запястье открытым. Проймы удобные, углубленные. Цвет, рисунок и фактура ткани оказывают решающее значение на стиль и силуэт. Все теплые цвета являются выступающими, активными и тяжелыми, а все холодные – отступающими, пассивными и легкими. Известно, что тона холодные, темные оптически уменьшают фигуру, а светлые и теплые – увеличивают. Черная обувь, например, скрадывает размер стопы. Многие полные женщины предпочитают одежду черных и коричневых оттенков, чтобы казаться стройнее. Но полную фигуру черный цвет слишком выделяет из пространства, подчеркивая все изъяны. Теплые цвета обладают оформляющим действием – яснее вырисовывают фигуру. Синие и голубые тона неопределенно ограничены – создают ощущение растекания. Контраст плотной большой фигуры и голубого платья на ней создает ощущение массивности. Фигура в платье с поперечными полосами кажется выше и уже, чем фигура в платье с продольными полосами, если полосы на ткани достаточно частые. Редкие продольные полосы (рельефы, подрезы) уменьшают ширину и увеличивают кажущуюся высоту. Редкие горизонтальные полосы, расположенные в различных областях, зрительно расширяют эти области. На выявление объема фигуры оказывает влияние заполненность одежды рисунком или деталями. Необходимо избегать нагромождения деталей и элементов рисунка на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать. Если направить внимание на какой-нибудь предмет, он покажется больше, чем на самом деле. Крупным и миниатюрным женщинам противопоказаны чересчур крупные, яркие, контрастные, рельефные рисунки. Такие решения могут позволить себе только высокие худые женщины, остальным предпочтительнее мелкий, неяркий классический узор: горошек, полоска, “елочка”, мелкая клетка. Клетка может быть даже довольно крупной, но спокойной по цвету и раскроенной по косой. Расположение клетки или полоски по косой делает фигуру менее объемной Хорошо выглядят на полных платья в клетку или полоску с подрезными бочками, скроенными по косой нити. Объем фигуры зрительно зависит от толщины и фактуры материала. Толстые, пушистые, рыхлые ворсовые или типа букле ткани полнят, т.к. не отражают свет, их очертания размыты. Учитывая это, можно продумать комплект, в котором гладкие ткани расположены на участках, где нужно сократить объем, рыхлые – там, где необходимо его увеличить. Полным следует очень осторожно использовать блестящие материалы, особенно трикотаж. Активная игра света создает впечатление еще большей полноты. |
Тактика отвлечения внимания от проблемных зон (располневшей талии, широких бедер, некрасивых рук и др.) реализуется за счет умелого использования декоративных деталей и акцентов: лацканы, нагрудные карманы, канты, драпировка, вышивка, красиво завязанный шарф, бусы, брошь, притягивая к себе повышенное внимание, отвлекают его от корректируемых участков.
ТЕМА 4. Влияние психологических особенностей личности на формирование индивидуального стиля в одежде
План:
4.1. Понятие темперамента и характера человека.
4.2. Влияние психологических особенностей личности на формирование индивидуального стиля в одежде.
4.3. Одежда как характеристика личности.
4.1. Понятие темперамента и характера человека
Эмоционально-психологические признаки личности определяют способность усвоения человеком определенных групповых норм, привычек, ценностей; характеризуют его восприимчивость и структуру эмоций. Эти качества человека влияют на его отношение к моде, цветовые и другие предпочтения, степень заинтересованности в формировании своего гардероба.
В теории проектирования одежды их предлагается характеризовать типом темперамента и характером.
Темперамент – врожденное свойство личности, которое характеризует динамику психической деятельности и поведения: динамику умственной деятельности, чувств, воли, динамику образования навыков, процесс общения (степень контактности, коммуникабельности).
Еще Гиппократ делил людей на четыре типа в зависимости от смешения в них различных соков: сангвис – кровь; флегма – слизь; холе – желчь; мелайне холе – черная желчь. Он же ввел понятие “темперамент”,что в переводе с латинского означает “соразмерность”, “правильная мера”.
Важным этапом в развитии учения о темпераментах стала психофизическая типология Павлова, согласно которой все люди делятся на четыре категории в зависимости от типа высшей нервной деятельности, являющегося природной основой темперамента. Тип высшей нервной деятельности определяется сочетанием трех основных свойств: силы, уравновешенности и подвижности.
В соответствии с этим выделяют четыре типа высшей нервной деятельности (темперамента):
Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный. По словам Павлова, это “горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела”. Если работа неинтересна, сангвиник становится вялым, скучным. Обладает гибким умом, чувства его изменчивы, навыки образуются и переделываются легко. Жизнерадостен, оптимист, очень общителен. Есть тенденция к лидерству.
Холерик. Сильный, неуравновешенный, подвижный. “Боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся”. Свойственна “цикличность” (частые подъемы-спады) настроения. Очень подвижен, активен, инициативен. Обладает быстрой реакцией. Контактен. Способен к преодолению больших трудностей, но из-за неуравновешенности нервных процессов отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, раздражительностью. В общении с людьми неровен.
Флегматик. Сильный, уравновешенный, инертный. “Спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни”. Малообидчив, неаффективен, но накапливает, аккумулирует раздражение и выходит из равновесия. Начатое дело доводит до конца. Любит порядок, систему в работе. Все решения тщательно продумывает, взвешивает. Общителен в меру, неболтлив. В общении сдержан, терпелив. С трудом приспосабливается к изменению жизненных условий. Его основной недостаток – инертность, малоподвижность, всегда нужно время для того, чтобы втянуться в работу.
Меланхолик. Слабый, неуравновешенный, инертный. “Тормозной тип нервной деятельности”. Все новое его пугает, вызывает состояние дискомфорта. Очень уязвим, обидчив, раним, некоммуникабелен. Замкнут, нерешителен. Обладает повышенной чувствительностью и впечатлительностью (как фотопленка: осторожно, боится засветки), поэтому ему свойственны тактичность, деликатность. В привычных условиях чувствует себя уверенно.
Кроме перечисленных вариантов темпераментов возможны их некоторые разновидности, которые с точки зрения принятой типологии являются смешанными, то есть совмещают в себе качества различных типов.
Тип темперамента оказывает существенное влияние на выбор профессии, сферы деятельности человека. Необходимо избегать противоречий между ними.
Для сангвиника нужно делать работу интересной; периодически строго спрашивать, возбуждая такие мотивы, как чувство долга, ответственности, коллективизма.
Холерику не стоит отвечать резкостью на его резкость, его нужно держать под постоянным негласным контролем.
Флегматику не рекомендуется давать срочные задания. Ему не подходит работа, требующая быстроты. Самое целесообразное – держать его под контролем до момента включения в работу (втянувшись, начатое дело он доведет до конца); важно корректное обращение.
Меланхолику подходит только однообразная, постоянная работа; не рекомендуется смена коллектива; только тактичное, корректное, деликатное обращение.
Темперамент проявляется лишь во внешней, формальной стороне поведения человека. Он дает представление о том, как протекает нервная деятельность человека с точки зрения ее динамичности, интенсивности, эмоциональной выразительности. Содержание и качество деятельности определяются характером человека. Чем преимущественно занимается человек, как (ответственно или халатно, настойчиво или лениво) протекает его деятельность, определяется в основном его характером.
Характер имеет социальную, классовую обусловленность. Темперамент не имеет социальной обусловленности, так как медлительность или подвижность, общительность или сдержанность человека могут в одинаковой степени проявляться при любом общественном строе. Характер же не является врожденным свойством личности. Он развивается в процессе жизни и деятельности. Но в то же время качества темперамента всегда представлены в единстве с чертами характера. По мере возрастного развития взаимозависимость темперамента и характера существенно меняется в сторону более активной регулирующей роли характера.
Характер обусловливает индивидуальное своеобразие действий и поступков человека, определяет манеру держаться, двигаться и т.д. Темперамент влияет на предпочтение человеком определенной цветовой гаммы, на этом основан цветовой тест Люшера [19].
4.2. Влияние психологических особенностей личности на формирование индивидуального стиля в одежде
Специалисты в области стиля считают, что сангвиника и холерика следует ограничивать в оформлении одеждой, а флегматика и меланхолика – поощрять.
Женщины с холерическим темпераментом являются активными потребителями моды, горячими и нетерпеливыми. Они лишены умеренности, и если у них нет хорошего вкуса, то общая картина может выглядеть эксцентрично. Эта группа женщин мало заботится о гармонизации одежды со своим обликом. Они видят не “себя в моде”, а “моду на себе”. Таким женщинам можно, например, посоветовать носить платье-костюм, который всегда производит одинаково спокойное впечатление.
Самая большая опасность переборщить для этих женщин таится в красках, так как у них есть склонность воспринимать все цвета слишком чистыми, яркими. Конечно, в соответствии со своим темпераментом (и цветовым типом) женщина может использовать яркие насыщенные краски, но, подбирая тон, она должна учитывать, что если основным цветом выбирается яркий насыщенный, то дополнительный должен быть ахроматический (серый, белый или черный). В таком виде краски сохраняют свою насыщенность и силу, но несколько приглушаются.
Сангвиник – активный потребитель моды. Он требует разнообразия, ему быстро все надоедает, он не привязывается к старому. Сангвиник видит себя в моде и, как правило, хорошо разбирается в выборе основных решений гардероба; больше, чем другие типы, склоняется к восприятию элегантности и утонченности. Таким женщинам можно смело носить платья сложных покроев, броские детали отделок и дополнения. В соответствии со своим жизнерадостным характером сангвиник любит живые краски. Если женщина этого типа имеет хорошую фигуру, она может себе это позволить (в рамках своей цветовой палитры).
Флегматичная женщина наиболее консервативно относится к моде. Отбирает и предпочитает устоявшиеся, классические формы, адаптированные к модному направлению. В одежде ценит удобство и редко изменяет выбранному стилю в одежде.
Флегматики часто одеты очень случайно или отстают от моды. Основная причина того, почему флегматичная женщина наиболее трудно подчиняется моде, заключается не в принципиальной оппозиции моде, а в ее инертности. Чтобы такая женщина хорошо одевалась, ее нужно активно поощрять. Если это удается, то новая одежда оказывает на нее активизирующее действие. Флегматичным женщинам следует носить одежду поярче. Конечно, увлекаться красками тоже не следует, резкие краски не соответствуют их характеру, но это не означает, что нужно носить одно только серое платье.
Среди меланхоликов преобладают типы, которые воспринимают и одобряют моду, но редко следуют ей из-за скромности, нерешительности, инертности. В новой одежде меланхолик чувствует себя неловко, ему кажется, что все смотрят на него. Поэтому старается выбрать неброские решения, одевается нередко с излишней скромностью. Среди меланхоликов есть женщины, настолько скромные в одежде и поведении, что они проходят мимо нас незамеченными. Однако если внимательно приглядеться, можно заметить, что у них красивые глаза, впечатлительный рот и женственные движения.
Необходимо пробудить в меланхолическом типе интерес к своей внешности. Учитывая впечатлительность меланхоличной женщины, следует рекомендовать ей развивать стремление к хорошему вкусу. У нее редко есть понимание нюансов, деталей и сочетаний.
Красиво подобранные мягкие пастельные тона для такой женщины лучше всего. Если у нее красивая фигура, пойдут комплекты и ансамбли интересных цветовых и фактурных сочетаний. Можно использовать одежду более ярких нюансов своей палитры. Конечно, при этом не следует переходить границы. Слишком красочные ткани с крупным рисунком не для меланхолика. Когда меланхолик преодолеет свою робость, начнет одеваться с большим вкусом, это сразу благоприятно отразится на его внешности и настроении.
Американская теория “времен года” предполагает существование взаимосвязи между эмоционально-психологическими признаками личности и цветовым типом внешности.
Женщинам весеннего типа свойственна естественность, искренность и, невзирая на хрупкую внешность, определённый запас бодрости, оптимизма. Женщины весеннего типа – увлекающиеся и любознательные натуры, “компанейские “. В них нет ничего таинственного, они относятся к людям без предубеждений, полны новых идей и не скрывают их.
Идеальная палитра летнего типа отражает и типичные черты характера. Представительницы летнего типа очень женственны, но от них в определённой мере веет прохладой. Женщины летнего типа, нашедшие собственный стиль, часто выглядят раскованными и уверенными “настоящими дамами“. Они тщеславны, но терпимы и имеют спокойный характер. Во многих случаях служат “смягчающим фактором” в конфликтных ситуациях.
“Осенние” женщины – от природы целеустремлённые и энергичные. Если они задумали что-либо сделать, отговорить их невозможно. Женщины осеннего типа обеими ногами прочно стоят на земле, искрятся уверенностью в себе и непоколебимым оптимизмом. Они кажутся не эфирно-хрупкими, как женщины весеннего типа, а отчаянно смелыми, по ним заметно с первого взгляда: они умело распоряжаются своей жизнью. Время от времени они подвергаются опасности перестараться. Женщины осеннего типа выглядят не так элегантно, как женщины зимнего типа. Однако именно это вызывает к ним особенную симпатию. Одно их присутствие создаёт у окружающих ощущение уюта. В их характере в очень удачных пропорциях сочетаются страстность, сентиментальность и доброта. Благодаря организаторским способностям женщины осеннего типа часто достигают вершины карьеры, однако зачастую им достаётся и самая неприятная работа.
При описании “зимней” женщины используют эпитеты: элегантная, драматичная, экстравагантная, аристократичная, импозантная, гордая. Женщины зимнего типа тщеславны и очень уверены в себе. Им не свойственны естественность весны, кротость лета или теплота осени. Женщины зимнего типа излучают сильное эротическое биополе, но одновременно с этим холодную неприступность. Они умеют себя “подать” прежде всего на работе. На подчинённых их образ производит впечатление, что они всё держат под контролем.
Возможно, не всегда психологические особенности конкретной личности совпадают с этими характерными признаками, однако следует помнить, что таково восприятие типа. Оно определяется психологическим восприятием цветовой гаммы, свойственной тому или иному типу.
4.3. Одежда как характеристика личности
Когда говорят “Одежда делает людей”, то имеют в виду – какова одежда, такова и личность.
Вечно брюзжащие, всегда чем-то недовольные, разыгрывающие порядочность безвкусные и пошлые моралисты бывают просто счастливы, когда они выглядят подобно тряпке для вытирания пыли.
Становящаяся самостоятельной бойкая девушка, неудовлетворенная моралистскими требованиями исполнения своего долга, демонстрирует эту неудовлетворенность провоцирующей укороченностью юбки или ее длиной, или просто привлекающей внимание деталью одежды.
Экстравагантность, будь то прическа панка или провоцирующее парижское модельное платье – это всегда повышенное притязание на значимость. Экстравагантность проистекает из чувства неполучения требуемого признания. Это особенно характерно для людей, которые вместо самовоплощения ищут аплодисменты.
“Будь то фиговый листок или кринолин, будь то короткая или длинная одежда, да и все, что люди когда-либо носили в качестве модных одеяний, все это чистая условность, которую нельзя отнести на счет личности человека… И не мода, сколь бы необычной, выходящей за рамки и даже шокирующей она ни была, позволяет выносить суждение о человеке, но направленность и уровень стиля одежды.” [19].
Люшер выделяет четыре уровня стиля в одежде:
1. 1. Элегантность – индивидуально и суверенно подобранная одежда из чувства чистой радости.
2. 2. Ухоженность – традиционно выбираемая имитация роли или непринужденно выбираемая одежда.
3. 3. Безразличие – дисгармоничная, но опрятная одежда.
4. 4. Запущенность – дисгармоничная и неопрятная одежда.
Элегантность – это не только тщательно уравновешенная пропорциональная и гармоничная целостность всех элементов одежды. Элегантность требует добавить нечто особенное, сформированный собственной личностью оригинал, индивидуальную “изюминку”. Эта особенность проистекает из способности радоваться прекрасному, самостоятельно комбинировать формы, цвета и рисунки. Эстетически элегантным является тот, кто одевается из радости.
Тот, кто спрашивает, как он должен быть одет, чтобы понравиться другим, чтобы выглядеть элегантно или модно, функционирует в качестве раба своей роли-идола.
Безрадостность – это не только безразличие и равнодушие, но и опасение оказаться объектом критики, если не следовать новейшей моде. Из страха прилежно старается конформист подобно марионетке, послушно дергаться за колебаниями моды: коротко – длинно. Он боится выглядеть несовременно и невыгодно. Роль-защита решает, что нужно надевать, а чего носить не стоит. Лишь из страха перед критикой многие мужчины надевают свои белоснежные сорочки и тщательно отглаживают костюмы. Не потому, что они испытывают радость от этого или благодаря этому великолепно себя чувствуют, но лишь затем, чтобы не показаться неухоженными. И они стоят в униформе своей роли-идола так же далеко от исполненной радости эстетической элегантности, как и простая неряшливость, как обычное безразличие.
Большинство людей в каждой своей одежде сохраняют один и тот же уровень притязаний. Элегантно одетые люди даже домашнюю одежду носят так, что она соответствует тому же высокому уровню.
Судить об особенностях личности позволяет не только уровень стиля, но и его направленность. Хорошо одетая актриса носит иную одежду, чем хорошо одетая парикмахерша, ухоженный архитектор одевается иначе, чем хорошо одетый директор банка.
Люшер выделяет четыре направленности стиля одежды в качестве роли-идола (они образуют две полярные пары: традиционный и оригинальный; классический и новомодный) и четыре направленности стиля одежды в качестве роли-защиты (единообразие и разн