Выбор основных решений гардероба в зависимости от цветового типа внешности.
2.1. История и основные положения теории “сезонов”
Важной проблемой формирования индивидуального стиля в одежде является колористическое оформление личности, определение рациональных цветовых решений гардероба, прически, макияжа. Выбор индивидуальной палитры во многом определяется цветовым типом внешности.
Каждый человек обладает индивидуальным сочетанием цветов глаз, волос и кожи, которое называется цветовым типом внешности (цветовым тоном образа). В настоящее время широкое распространение получила американская теория “сезонов”, предлагающая классификацию на четыре основных цветовых типа внешности: “весна”, “лето”, “осень” и “зима”. Теория сезонов исходит из того, что каждому типу особенно к лицу цвета определённого времени года: интенсивные, контрастные и холодные цвета зимы или приглушённые, будто подёрнутые дымкой цвета лета, или тёплые, ясные краски весны, или светящиеся, но землистые - осени. Тут не играет роли ни когда человек родился, ни какое время года у него самое любимое. Главное – краски внешности.
Осознание того, что гамма красок четырех времен года соответствует внешнему облику людей и каждый может причислить себя к определенному сезону, началось с исследований швейцарского художника и искусствоведа Иоганна Иттена. Наблюдая за своими студентами, Иттен обнаружил, что они интуитивно выбирают для своих картин краски, гармонирующие с их природным колоритом. Продолжая свои наблюдения, он пришел к выводу, что человек интуитивно знает, какие цвета лучше гармонируют с его обликом и каждый подсознательно чувствует притяжение к определенной цветовой палитре.
Колористы взяли за основу исследования Иттена и применили их при создании индивидуального стиля в одежде и аксессуарах, прическе, макияже.
Одним из первых, кто на практике применил теорию цветовых типов внешности, можно считать Макса Фактора, предложившего в 1918 году идею “цветовой гармонии” в гриме [21].
Фактор считал, что определённые сочетания тонов кожи, цвета волос и глаз эффектнее всего выглядят, если вся используемая косметика подбирается в одной цветовой гамме. Сами косметические средства должны согласовываться между собой и выгодно подчёркивать друг друга. Использование “цветовой гармонии” в кино позволяло достигать более зрелищных эффектов. Все голливудские звезды пользовались услугами Фактора и его гримом как на экране, так и в повседневной жизни.
В 1935 году Фактор открыл роскошный салон — “Голливудскую студию грима Макса Фактора”. Особым событием стало открытие четырёх кабинетов, по числу вариантов “цветовых гармоний” Фактора. Голубой кабинет “только для блондинок” открывала актриса Джин Харлоу, зелёный – для рыжеволосых — знаменитая танцовщица Джинджер Роджерс, партнерша Фреда Астора; для брюнеток предназначался розовый кабинет, который открывала прославившаяся ещё в немом кино Клодетт Кольбер. Для “браунеток” (от слова brown — коричневый, для обозначения женщин с цветом волос, который раньше назывался “тёмная блондинка”) — персиковый, его открывала актриса Рошель Хадсон.
В СССР первыми стали исследовать влияние цветового типа внешности на проектирование рациональных ассортиментных серий одежды киевские ученые Мышкина и Трухан (конец 70-х годов), известна работа Л.П.Шершнёвой, посвященная анализу признаков габитуса как исходных данных проектирования одежды для индивидуальных заказчиков.
С течением времени теория цветовых типов внешности развивалась и в настоящее время она представлена разработками нескольких фирм (“Color Me Beautiful” [26], “Beauty For All Seasons”[24], Мюнхенский институт прикладной цветотехники [7,10,36]).
Сформировались основные принципы классификации. Первый показатель в характеристике типа – холодный он или теплый. Специалисты считают, что из всех красок внешности важнейшим фактором здесь является тон кожи. Кожа имеет либо желтоватый, почти золотистый оттенок - тогда с ней гармонируют тёплые тона; на фоне холодных она теряет свой нежный золотистый тон и кажется болезненно-жёлтоватой. В другом случае кожа отливает голубым и имеет почти незаметный сероватый подтон - тогда она выигрывает в окружении холодных цветов и становится блёклой на фоне тёплых.
Зимнему и летнему типам идут нюансы из палитры прохладных тонов. Весеннему и осеннему типам, напротив, более к лицу тёплые.
Второй фактор, на котором базируется разделение на четыре типа по временам года, – интенсивность и глубина цвета. Есть женщины, которым идут сильные контрастные цвета, и есть такие, кто на их фоне просто исчезает. Видишь только платье, его узор, а личности уже не замечаешь. Таким женщинам следует носить более приглушённые, мягкие тона и размытые узоры - тогда смотрят ей в лицо, а не только на платье.
Среди женщин, которым больше идут прохладные тона (летний и зимний типы), зимний тип предпочитает сильные контрасты, а летний - более приглушённые, мягкие, пастельные. У женщин, которым идут тёплые тона (весенний и осенний типы), осень любит насыщенные яркие краски, весне же принадлежат ясные, но нежные тона.
Современные американские авторы – Мэри Спиллейн (фирма “Color Me Beautiful”), Дорис Пузер предлагают развить данную классификацию, более четко выделяя типы светлые и насыщенные (густые) и типы ясные и приглушенные. Таким образом, каждый тип (сезон) имеет три подтипа: зима может быть глубокой, ясной и прохладной; лето – прохладным, мягким и светлым и так далее.
Еще более детальную классификацию, включающую 400 подтипов, разработала фирма ”Beauty for all seasons”, предлагающая услуги компьютерного анализа цветового типа внешности.
Типология по временам года очень образна и эмоциональна, поэтому она получила такое широкое распространение. Основные положения этой теории широко используются в практической работе по дизайну личности как для мужчин, так и для женщин.