Тренировочные слоговые таблицы, совмещенные с массажем ступней ног

Садимся на пол «по-турецки», подтягиваем к себе одну ступню и начинаем последовательно массировать палец за пальцем, совмещая каждое движение с выговариванием одного слогосочетания.

Движения нужно делать следующим образом. Берем всеми пальцами одной руки палец ноги и прокручиваем его движением, аналогичным тому, которым мы ввинчиваем лампочку. Сначала ввинчиваем его по часовой стрелке, а затем – против часовой стрелки.

Большой палец правой ноги:

Трехсложные сочетания:

Крюч-мю-чуч креч-ме-чеч кряч-мя-чач

Крэч-мэ-чэч крич-ми-чич крыч-мы-чич

В обратную сторону:

Чук-чур-чук чок-чор-чок чак-чар-чак

Чек-чер-чек чик-чир-чик чик-чир-чик

Второй палец:

Щул-ку-муч щол-ко-моч щял-ка-мач

Щел-кэ-мэч щил-ки-мич щил-кы-мыч

В обратную сторону.

Звуки М –Н –Л– Р

Мнур – мнор – мнар – мнэр – мнир - мныр

Нмур – нмор – нмар – нмэр – нмир – нмыр

Третий палец:

Млру – млро – млра – млрэ – млри - млры

Лрум – лром – лрам – лрэм – лрим – лрым

В обратную сторону:

Врувл – вровл – вравл – врэвл – вривл - врывл

Мнулр – мнолр – мналр – мнэлр – мнилр – мнылр

Четвертый палец:

Трехсложные сочетания:

Лю-лю-люль ле-ле-лель ля-ля-ляль

Ле-ле-лель ли-ли-лиль ли-ли-лиль

В обратную сторону:

Лвун-лу-мун лвон-ло-мон лван-ла-ман

Лвэн-лэ-мэн лвин-ли-мин лвын-лы-мын

Мизинец:

Лбур-му-бун лбор-мо-бон лбар-ма-бан

Лбэр-мэ-бэн лбир-ми-бин лбыр-мы-бын

В обратную сторону.

Звуки Р и РЬ

Тру – тро – тра – трэ – три - тры

Дру – дро – дра – дрэ – дри – дры

Круговыми движениями растираем пятку:

Трюрь – трерь – трярь – трерь – трирь - трирь

Переходим к другой ноге и последовательно повторяем все манипуляции, которые уже проделали с одной ногой.

Большой палец:

Шру – шро – шра – шрэ – шри - шры

Жру – жро – жра – жрэ – жри – жры

Большой палец разминаем в другую сторону.

Двусложные сочетания:

Лрю-рюрь лре-рерь лря-рярь

Лре-рерь лри-рирь лри-рирь

Второй палец:

Ржу-жру ржо-жро ржа-жра

Ржэ-жрэ ржи-жри ржы-жры

В другую сторону:

Врю-фрю вре-фре вря-фря

Вре-фре ври-фри ври-фри

Третий палец:

Трехсложные сочетания:

Крюч-мю-чур креч-ме-чер кряч-мя-чар

Креч-ме-чер крич-ми-чир крич-ми-чир

В другую сторону:

Рсу-рсу-нурс рсо-рсо-норс рса-рса-нарс

Рсэ-рсэ-нэрс рси-рси-нирс рсы-рсы-нырс

Мизинец:

Звуки ТЬ – ДЬ

Тють – теть – тять – теть – тить - тить

Дють – деть – дять – деть – дить – дить

В другую сторону:

Ютю – ете – ятя – ете – ити - ити

Юдю – еде – ядя – еде – иди – иди

Пятку:

Стюсь – стесь – стясь – стесь – стись - стись

Здюсь – здесь – здясь – здесь – здись – здись

Поднимаемся на ноги и, проговаривая следующие сочетания, ходим по аудитории «на носочках».

Двусложные сочетания:

Лтю-лтю лте-лте лтя-лтя

Лте-лте лти-лти лти-лти

Лдю-лдю лде-лде лдя-лдя

Лде-лде лди-лди лди-лди

Ктю-мтю кте-мте ктя-мтя

Кте-мте кти-мти кти-мти

Трехсложные сочетания:

Ждю-штю-нус жде-ште-нос ждя-штя-нас

Жде-ште-нэс жди-шти-нис жды-шты-ныс

Ртю-тю-рюрь рте-те-рерь ртя-тя-рярь

Рте-те-рерь рти-ти-рирь рти-ти-рирь

Рдю-дю-рюрь рде-де-рерь рдя-дя-рярь

Рде-де-рерь рди-ди-рирь рди-ди-рирь

Памятуя о том, что речевой процесс напрямую связан с работой кистей рук, мы пользуемся этим фактом на фазе проработки дикционной активности.

Слова для тренировки правильного произношения звуков А и О в предударных и заударных слогах

Двусложные слова:

\ Ъ

ТА – ТА

Примеры:

/\ /

ТА –ТА

Примеры:

Трехсложные слова:

Ъ /\ /

ТА-ТА-ТА

Примеры:

/\ / Ъ

ТА-ТА-ТА

Примеры:

/ Ъ Ъ

ТА – ТА – ТА

Примеры:

Четырехсложные слова:

Ъ Ъ /\ /

ТА –ТА – ТА – ТА

Примеры:

Ъ /\ / Ъ

ТА –ТА – ТА – ТА

Примеры:

/\ / Ъ Ъа

ТА –ТА – ТА – ТА

Примеры:

/ Ъ Ъ Ъа

ТА-ТА-ТА-ТА

Примеры:

Примечания

1. .Куракина К.В. Восемнадцать упражнений вокального характера по воспитанию голоса и дикции драматического актера. – СПб, 2003. - с. 44.

2. Нэнси Зи. Искусство дыхания. – София, 2004. - с. 38.

3. Там же, с. 139

4. Черная Е.И. Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. – СПб, 2005. - с. 41.

5. Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг. – СПб, 1996. - с. 4.

6. Там же, с.48.

7. Там же, с. 69.

8. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. – ГИТИС, 2000. - с. 405.

9. Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг. - с. 70.

10. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. - с. 394.

11. Там же, - с. 418.

12. Куракина К.В. - с. 6.

13. Васильев Ю.А. - с 76.

14. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности: Гимнастика чувств. – СПб, - 2001. - с.99.

15. Васильев Ю.А. - с.82.

16. Галендеев В.Н. Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. – СПб, - 2005. - с. 13.

17. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. - с.271.

18. Бруссер А.М. Учебно-методическое пособие по технике речи. – М, 2002. - с. 16.

19. Алферова Л.Д., Васильева Л.Н. Нормативное сценическое произношение. – СПб, 2005. - с. 64.

Наши рекомендации