Тренировочные слоговые таблицы, совмещенные с массажем ступней ног
Садимся на пол «по-турецки», подтягиваем к себе одну ступню и начинаем последовательно массировать палец за пальцем, совмещая каждое движение с выговариванием одного слогосочетания.
Движения нужно делать следующим образом. Берем всеми пальцами одной руки палец ноги и прокручиваем его движением, аналогичным тому, которым мы ввинчиваем лампочку. Сначала ввинчиваем его по часовой стрелке, а затем – против часовой стрелки.
Большой палец правой ноги:
Трехсложные сочетания:
Крюч-мю-чуч креч-ме-чеч кряч-мя-чач
Крэч-мэ-чэч крич-ми-чич крыч-мы-чич
В обратную сторону:
Чук-чур-чук чок-чор-чок чак-чар-чак
Чек-чер-чек чик-чир-чик чик-чир-чик
Второй палец:
Щул-ку-муч щол-ко-моч щял-ка-мач
Щел-кэ-мэч щил-ки-мич щил-кы-мыч
В обратную сторону.
Звуки М –Н –Л– Р
Мнур – мнор – мнар – мнэр – мнир - мныр
Нмур – нмор – нмар – нмэр – нмир – нмыр
Третий палец:
Млру – млро – млра – млрэ – млри - млры
Лрум – лром – лрам – лрэм – лрим – лрым
В обратную сторону:
Врувл – вровл – вравл – врэвл – вривл - врывл
Мнулр – мнолр – мналр – мнэлр – мнилр – мнылр
Четвертый палец:
Трехсложные сочетания:
Лю-лю-люль ле-ле-лель ля-ля-ляль
Ле-ле-лель ли-ли-лиль ли-ли-лиль
В обратную сторону:
Лвун-лу-мун лвон-ло-мон лван-ла-ман
Лвэн-лэ-мэн лвин-ли-мин лвын-лы-мын
Мизинец:
Лбур-му-бун лбор-мо-бон лбар-ма-бан
Лбэр-мэ-бэн лбир-ми-бин лбыр-мы-бын
В обратную сторону.
Звуки Р и РЬ
Тру – тро – тра – трэ – три - тры
Дру – дро – дра – дрэ – дри – дры
Круговыми движениями растираем пятку:
Трюрь – трерь – трярь – трерь – трирь - трирь
Переходим к другой ноге и последовательно повторяем все манипуляции, которые уже проделали с одной ногой.
Большой палец:
Шру – шро – шра – шрэ – шри - шры
Жру – жро – жра – жрэ – жри – жры
Большой палец разминаем в другую сторону.
Двусложные сочетания:
Лрю-рюрь лре-рерь лря-рярь
Лре-рерь лри-рирь лри-рирь
Второй палец:
Ржу-жру ржо-жро ржа-жра
Ржэ-жрэ ржи-жри ржы-жры
В другую сторону:
Врю-фрю вре-фре вря-фря
Вре-фре ври-фри ври-фри
Третий палец:
Трехсложные сочетания:
Крюч-мю-чур креч-ме-чер кряч-мя-чар
Креч-ме-чер крич-ми-чир крич-ми-чир
В другую сторону:
Рсу-рсу-нурс рсо-рсо-норс рса-рса-нарс
Рсэ-рсэ-нэрс рси-рси-нирс рсы-рсы-нырс
Мизинец:
Звуки ТЬ – ДЬ
Тють – теть – тять – теть – тить - тить
Дють – деть – дять – деть – дить – дить
В другую сторону:
Ютю – ете – ятя – ете – ити - ити
Юдю – еде – ядя – еде – иди – иди
Пятку:
Стюсь – стесь – стясь – стесь – стись - стись
Здюсь – здесь – здясь – здесь – здись – здись
Поднимаемся на ноги и, проговаривая следующие сочетания, ходим по аудитории «на носочках».
Двусложные сочетания:
Лтю-лтю лте-лте лтя-лтя
Лте-лте лти-лти лти-лти
Лдю-лдю лде-лде лдя-лдя
Лде-лде лди-лди лди-лди
Ктю-мтю кте-мте ктя-мтя
Кте-мте кти-мти кти-мти
Трехсложные сочетания:
Ждю-штю-нус жде-ште-нос ждя-штя-нас
Жде-ште-нэс жди-шти-нис жды-шты-ныс
Ртю-тю-рюрь рте-те-рерь ртя-тя-рярь
Рте-те-рерь рти-ти-рирь рти-ти-рирь
Рдю-дю-рюрь рде-де-рерь рдя-дя-рярь
Рде-де-рерь рди-ди-рирь рди-ди-рирь
Памятуя о том, что речевой процесс напрямую связан с работой кистей рук, мы пользуемся этим фактом на фазе проработки дикционной активности.
Слова для тренировки правильного произношения звуков А и О в предударных и заударных слогах
Двусложные слова:
\ Ъ
ТА – ТА
Примеры:
/\ /
ТА –ТА
Примеры:
Трехсложные слова:
Ъ /\ /
ТА-ТА-ТА
Примеры:
/\ / Ъ
ТА-ТА-ТА
Примеры:
/ Ъ Ъ
ТА – ТА – ТА
Примеры:
Четырехсложные слова:
Ъ Ъ /\ /
ТА –ТА – ТА – ТА
Примеры:
Ъ /\ / Ъ
ТА –ТА – ТА – ТА
Примеры:
/\ / Ъ Ъа
ТА –ТА – ТА – ТА
Примеры:
/ Ъ Ъ Ъа
ТА-ТА-ТА-ТА
Примеры:
Примечания
1. .Куракина К.В. Восемнадцать упражнений вокального характера по воспитанию голоса и дикции драматического актера. – СПб, 2003. - с. 44.
2. Нэнси Зи. Искусство дыхания. – София, 2004. - с. 38.
3. Там же, с. 139
4. Черная Е.И. Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. – СПб, 2005. - с. 41.
5. Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг. – СПб, 1996. - с. 4.
6. Там же, с.48.
7. Там же, с. 69.
8. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. – ГИТИС, 2000. - с. 405.
9. Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг. - с. 70.
10. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. - с. 394.
11. Там же, - с. 418.
12. Куракина К.В. - с. 6.
13. Васильев Ю.А. - с 76.
14. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности: Гимнастика чувств. – СПб, - 2001. - с.99.
15. Васильев Ю.А. - с.82.
16. Галендеев В.Н. Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. – СПб, - 2005. - с. 13.
17. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. - с.271.
18. Бруссер А.М. Учебно-методическое пособие по технике речи. – М, 2002. - с. 16.
19. Алферова Л.Д., Васильева Л.Н. Нормативное сценическое произношение. – СПб, 2005. - с. 64.