В поле нашего внимания сейчас те эстрадные программы, которые изначально заказываются и делаются для телевидения
Наверное, не стоит подробно говорить и о таких телепрограммах, построенных на юморе, как «Аншлаг-аншлаг» под бурным руководством Р. Дубовицкой. Все их стационарные передачи и путешествия на теплоходах во всех своих элементах состоят из выступлений известных эстрадных артистов и авторов, соединяемых всякий раз, что называется, «на живую нитку» теми или иными диалогами.
Тут трудно подметить какие-то закономерности и что-то брать в качестве примера. Хотя эта наивная непритязательность и вправду дает некоторое ощущение легкости существования всех участников очередного проекта — как на подиуме, так и за кулисами, и на палубе судна и в его баре, что, может быть, и не так плохо...
Еще одна телепередача, связанная с эстрадой, называется «Смехопанорама».
По своей структуре она также фрагментарна и представляет собой некий эстрадно-исторический «ликбез». Хотя деятельность на этом поприще Е. Петросяна — собирателя и коллекционера разнообразных материалов, связанных с прошлым и настоящим нашей эстрады, — заслуживает всяческого уважения.
К слову сказать, «Смехопанорама» изначально была реализована на концертной эстраде как спектакль-обозрение, как вариант ответа на очень популярную тогда телепередачу «Кинообозрение». И лишь потом трансформировалась в телесериал.
Сложнее дело обстоит с телепередачей «Кривое зеркало», название которой созвучно с известным в прошлом артистическим кабаре.
Это — эстрадное зрелище, с некоторыми постоянными действующими лицами, каждый раз с новой программой. Оно тоже состоит из отдельных эстрадных номеров, монологов, куплетов, музыкальных мозаик, в лучшем случае соединенных каким-то нехитрым сюжетом. Иногда «отыгрываются» те или иные комедийные ситуации, иногда основой номера служат просто какие-то всем известные недавно имевшие место события. По жанру это типичное эстрадное обозрение. При этом рамки его обозначаются не развитием и завершением той или иной сюжетной линии, достижением какого-то результата, развязкой интриги, а просто отведенным телевизионной сеткой временем. Даже в выступлениях по телевидению команд КВН содержится больше стройности в построениях.
Нужна ли драматургическая стройность в чисто-юмористической передаче, не претендующей на изысканность драматургии? Скажем так — может быть, и не помешала бы... Но можно оставить и так как есть. Как иногда говорят, за это у нас не судят!
Уже отмечалось, что очень многие наши телепередачи являются слепками с заграничных проектов. Здесь и «Поле чудес», и «Кто хочет стать миллионером?», и запрещенные у нас сейчас «Куклы», и «Скрытая камера». Идти на наше телевидение с какими-то своими предложениями может только безнадежный оптимист. Это — государство в государстве со своими законами, вкусами и тенденциями. И если вы их не знаете, не «варитесь в этой каше», ваши шансы на самореализацию близки к нулю.
Но иногда само телевидение ищет сценариста для разработки той или иной темы. Здесь уже несколько проще. При учете того, что телевидение само выставит те или иные, разумные или безумные условия и пожелания. Но, вступив в контакт, уже можно вести ту или иную творческую игру, что-то предлагать, что-то оспаривать, что-то пробовать реализовать в работе с режиссером, которого сразу же выставит телеканал. Станут ли сценарист с режиссером соавторами, определится в процессе работы.
Что касается роли эстрадных постановок на радио, то сегодня она ограничивается трансляцией тех или иных реально существующих «живых» концертных программ, редкими интервью с «классиками эстрады», артистами и авторами, а также вкраплением более или менее относящихся к делу шуток во время бесконечных «песенных марафонов». Наше телевидение существенно потеснило радио, почти лишив его самостоятельного творчества. Хотя те же американцы, которые любят подсчитывать все на свете, утверждают, что аудитория радиопрограмм почти ни в чем не уступает телевизионной аудитории. Это и слушатели автомобильного радио, и пенсионеры, и домохозяйки, любящие слушать радио во время приготовления обедов и ужинов на кухне...
Впрочем, один из преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета культуры недавно жаловался, что невеста его сына чуть было не отказалась выйти за него замуж по той причине, что у него на кухне нет телевизора...
Это реальный факт, некий, пусть мелкий, и известной степени смешной, но характерный штрих к портрету нынешнего поколения, требующего, чтобы все вокруг него уже сегодня «было его достойно».
Нас же больше интересует, кто подумает о том, что такое современный, «достойный нового поколения» смех и юмор.
При желании создать на телевидении ту или иную эстрадную, юмористическую, да и просто развлекательную программу, и сценарист и режиссер сталкиваются с необходимостью обосновать тот факт, что данная программа, или тем более — сериал, — являются социально-значимыми, общественно-необходимыми и актуальными.
При этом понятия актуальности, современности программы и в особенности ее социальной значимости трактуются очень произвольно.
Нужны ли стране, народу, электорату смешные и развлекательные программы? Вроде, да. Чтобы отвлечь... А, может быть, нужнее передачи патриотического свойства? А, может быть, еще нужнее — религиозные?
Важность социально-художественных потребностей, тем, приоритетов все время меняется, уследить за ними трудно, но к ответам на подобные вопросы сценарист должен быть готов.
Недавно в газетах появилось сообщение о том, что правительство Индии, озабоченное растущей рождаемостью в стране, издало телевидению указ, предписывающий их индийскому телевидению выводить на экраны в вечерние часы побольше музыкальных и развлекательных передач. Задача — заставить молодежь сидеть у телевизоров и таким образом отвлечь от секса. Тоже проблема! Постановили с этой целью даже цены на телевизоры значительно снизить...
Занимаясь сценарными разработками разного рода эстрадных программ для телевидения, надо всегда учитывать ряд обстоятельств.
Во-первых, протяженность по времени. Эстрадная программа в зрительном зале может продолжаться один час с небольшим, если это программа в одном отделении. Или — около двух часов, если речь идет о двух отделениях. Хотя есть программы, которые растягиваются и на три часа, и даже более.
Например, театрализованный концерт, посвященный 60-летнему юбилею народного артиста России Е. Петросяна в ГКЗ «Россия», начавшись в 19 часов вечера, закончился в 2 часа 30 минут ночи...
И тем не менее, кроме некоторых материальных, проблем, связанных с арендой зала, в данном случае не возникло. Другое дело — телевидение, с его достаточно жесткой «сеткой». Тут только какой-нибудь очень важный правительственный концерт может выйти за отведенные ему временные рамки, естественно, если это прямой эфир. А если это запись, то телевидение «нарежет» столько, сколько ему нужно. Да еще и аплодисменты, и «смех в зале» у кого-то «приберет», а кому-то добавит...
Очень часто для той или иной юмористической передачи на телевидении бывает отведено 26 минут. Почему такая странная цифра? Она — удобна. 26 минут юмора, 4 минуты рекламы — итого 30 минут. Уж куда удобнее!
Соответственно, в данном случае из этих параметров и следует исходить. Если это чисто текстовая передача, значит, сценарий ее должен состоять из 13 страниц машинописного текста (30 строк на страницу, 60 знаков в строке, всего 1800 знаков). Практикой проверено, что такая страница текста займет 2 минуты звучания. И не надо пугаться этого «ремесленнического расчета». Такова специфика работы драматурга на телевидении.
Любая эстрадная телепередача, — фрагмент ли это театрализованного, тематического концерта, несколько миниатюр, сюжетная разработка, — должна, как здание, построенное по проекту архитектора, быть соразмерна в своих отдельных частях, гармонична в своем построении. Тот или иной Пролог не должен сразу же переходить в Эпилог, заявленная тема должны иметь свое развитие. В основании даже короткой 26-минутной телепередачи всегда должна лежать какая-то четкая мысль, посыл. Вы должны знать, а зритель понимать, что именно вы хотели бы всем этим сказать.
Ответственность и мастерство драматурга имеют на телевидении очень большое значение. Ведь любому из нас выключить телевизор гораздо проще, чем встать и выйти из зрительного зала...
Еще очень важно при сценарных разработках для телевидения помнить о тех его возможностях и приемах, которых в помине нет и не может быть в реальном концертном зале. Это и стоп-кадр, который может возникнуть в любом нужном вам месте, и рапид, то или иное укрупнение кадра, та или иная деталь, возможность совмещения двух разных планов, двух и более игровых площадок, создание полиэкрана. А также включение в сюжет прямой трансляции с улицы, из другого концертного зала, с места событий. Все это открывает широчайшие возможности для тех или иных сюжетных поворотов и юмористических построений в подготовке эстрадного сценария для телевидения. Естественно, этим не следует чересчур увлекаться, смысл происходящего не должен уж очень мелко дробиться на те или иные трюки.
Более того, эстрадный драматург, даже достаточно опытный и хорошо ориентирующийся в том, что должно и может происходить на эстраде в реальном концертном зале, при работе для телевидения, тем более при разработке самостоятельного сюжета, очень часто остро нуждается в консультациях и поддержке режиссера. При этом часто именно режиссера телевизионного. И в этом, как бы вынужденном соавторстве нет ничего зазорного.
И наконец, может быть, несколько спорное положение или, скорее, деловой совет. При работе с телевидением полезно учитывать характер зрительской аудитории. Это аудитория не просто массовая. Она еще и структурированная. Юмористическую передачу для детей смотрят преимущественно детишки и мамы с бабушками, Новогодний ночной театрализованный концерт — взрослые и часто уже пригубившие пару рюмок люди. Соответствующим образом должен быть структурирован и образный строй передачи, и речь персонажей, выбран доступный ряд упоминаемых событий, характер юмористических и сатирических реприз. В любом случае не следует допускать как излишней развязности, так и чрезмерной заумности текстов и ситуаций, явной тенденциозности в освещении даже общеизвестных фактов. Любой намек, особенно насмешка, каламбур, сравнение, иносказание никоим образом не должны никого обижать. А юмористу, в особенности сатирику, удержаться от острого словца бывает порой достаточно сложно. Но именно в чувстве такта, чувстве меры, наличии хорошего вкуса — не просто залог успеха, но и важнейший показатель профессиональности.
Артисты эстрады хорошо знают, что микрофон не только усиливает звук, но и подчеркивает все речевые и вокальные недостатки исполнителя.