Без эстрадных звезд и рядовых исполнителей, без артистов эстрады сегодня немыслим ни один настоящий народный праздник.
Для нас принципиально важно другое. У любого массового представления всегда есть свой сценарий, по которому оно развивается.
Любое массовое представление включает в себя не только массовые сцены, спецэффекты, лазерные шоу, выступления разного рода начальства, салюты, фейерверки, фонтаны, но и непременно выступления со своим привычным репертуаром (реже — специально созданным к этому случаю) популярных артистов и коллективов, точно так же, как и в любом эстрадном концерте.
Это с одной стороны. А с другой, естественно, мы сталкиваемся с действием общего закона природы, гласящего о переходе количества в качество.
Являются ли массовые праздничные представления какой-то особой, автономной по отношению к остальной эстраде областью? Вряд ли... Это, как поется в одной прекрасной старой песне, «братья по крови, горячей и густой». «Бригантина» у нас общая. И на массовом праздничном представлении «Алые паруса» весной на набережных Невы, и на концерте в анфиладе комнат Петербург-концерта...
Реально, после того как через несколько лет будет перестроен знаменитый Кировский стадион в Санкт-Петербурге, когда он получит современное световое, звуковое и прочее оборудование, а главное, — раздвижную крышу, — разница в тех задачах, которые становятся перед режиссером и сценаристом в создании театрализованной программы для Ледового дворца и этого дворца спорта под полуоткрытым небом, будет просто минимальной.
Любой, самый современный танк, все равно танк, а не самолет, любой самолет это самолет, а не подводная лодка, любой слон, большой или маленький, все равно слон. А люди — везде люди, зрители, слушатели, участники представления.
Завод «Балтика» отмечал праздник «День пива» по всему городу — от Дворцовой площади до «спальных окраин» (этот массовый праздник был почему-то совмещен с другим праздником — «Днем города»). Еще один производитель аналогичной продукции, завод имени Степана Разина, поступил скромнее и предпочел отметить свой юбилей шоу-программой в БКЗ «Октябрьский»...
Естественно, что сценарные разработки в этих случаях были в чем-то разными, а в каких-то позициях, что называется, пересекались.
Например, в БКЗ «Октябрьский», конечно же, главной фигурой эстрадной театрализованной программы был Стенька Разин, бунтарь-волгарь (в современных терминах — экстремист). Его роль с увлечением играл артист санкт-петербургского Театра «Балтийский дом» Р. Громадский. А программу «Балтики» вел шоумен С. Прохоров, переодетый в костюм пивовара далеких времен. Он въезжал прямо в ворота цеха на телеге, полной пивных бочек и запряженной красавцем першероном-тяжеловозом. При этом народная артистка СССР И. Богачева под большой симфонический оркестр приветствовала его бессмертным классическим произведением со словами «Налей, налей бокалы полней...».
Тема у этих представлений была одна, даже сценарист оказался один и тот же, некоторые песенки, репризы, фрагменты монологов почти повторяли друг друга, но сами программы были в чем-то разными, а в чем-то — несомненно родственными, что в конечном счете почти неизбежно.
Во всех странах существует масса праздников такого, если можно так выразиться, «гастрономического характера». От нашего православного «Яблочного спаса», или импортного «Дня пива», или «Дня мороженого» — до придуманной недавно «Шашлыкиады» и «Пельмениады». А есть еще и «День русской каши»...
Один из первых в Санкт-Петербурге праздников, посвященный мороженому, был реализован на Невском проспекте, на площадке возле Аничкова дворца, перед концертным залом «Карнавал».
На асфальте были обозначены соответствующие теме праздника «улицы», «проспекты», «площади» и «переулки»: «Улица Сливочная», «Проспект имени Крем-брюле» с соответствующими «указателями». Были костюмированные персонажи, представлявшие «в живом плане» любимые сорта этого продукта, — имеются в виду Миша и Маша. Был «Эскимос-на-палочке». Была приглашенная из Университета певица-африканка. Будучи от природы шоколадного цвета, она очень органично пела соответствующую песенку «Шоколадницы». Гвоздем программы являлся приезд... Деда Мороза (действие происходило 27 мая!) на велосипеде, в ластах и с удочкой... Новогодний персонаж говорил, что не мог остаться в стороне от такого праздника, прервал свой законный плановый отпуск, который проводил на Северном полюсе, и пожаловал в свою любимую Северную столицу. А покидал праздник Дед Мороз в карете, но... на оленях!
Через год подобный массовый праздник был реализован на площадке у Александрийского театра.
Там было организовано театрализованное костюмированное шествие, в котором шли персонажи спектаклей «близлежащих» театров: Театра Комедии, Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, Кукольного театра им. Е. Деммени. От Дома кино подходили киногерои, от Цирка — «Мишка на Севере», со стороны зала «Карнавал» — артисты эстрады. Движение колонны регулировал «палочкой мороженого» милиционер Дядя Степа — естественно, на ходулях.
Со своими отдельными программами работали одновременно три концертные площадки. Главная — у входа в Александринку, вторая на углу у Публичной библиотеки, третья у входа в сквер Аничкова дворца...
На соответствующий лад были подтекстованы популярные песенки.
В целом при разработке сценариев массовых праздников всегда разумно учитывать «местную географию», «привязываться» к ней. Это относится и к праздникам внутри городской среды, и в парках, и на стадионах, и в поле, и в лесу, и на реке... Они должны разворачиваться, что называется, «на земле, в небесах и на море».
Вот несколько примеров использования разных пространств и мест действия.
Во время одного из новогодних ночных праздников на Невском проспекте, с помощью спецэффектов, со своего пьедестала в сквере своего имени «спускалась» Екатерина Великая. Она читала свой монолог в стихах, а потом опять становилась на свое место.
Во время празднования прихода нового тысячелетия на поднятой половинке разведенного Дворцового моста, как на экране, демонстрировался специально созданный документально-художественный кинофильм. Во время массового праздника «Детские игры Доброй Воли» участники, собравшиеся на Елагином острове, по «очень спутниковой связи» вступали в радиоконтакт с видневшимися на другой стороне реки Невки мачтами Кировского стадиона, где шли основные соревнования. Дети слали свои поздравления участникам и чемпионам международных игр и выпускали по направлению к ним десятки воздушных шаров и стаи голубей.
В Южно-Сахалинске, учитывая, что городской стадион расположен у подножья горы, на которую ведет линия подъемника, был использован отряд парапланеристов, разбрасывавших с воздуха цветы над всем стадионом...
Это очень красиво и трогательно, когда под песню «Мы — дети Галактики» прямо на фоне ярко-голубого неба, плавно кружась, летят вниз легкие, разноцветные полевые цветы...
В пригороде Санкт-Петербурга Зеленогорске на празднике шаров состоялся матч-первенство праздника по пляжному волейболу и «ватер-футбол» — игра в футбол на мелководье, забавная и задорная...
Вообще пляж — прекрасное место для проведения массового праздника, скажем, в День физкультурника.
Кроме пляжного волейбола, создания замков и прочих фигур на песке, водных лыж, водного серфинга, показа «пляжных мод» и конкурса купальников, может быть предпринят выход из воды «тридцати витязей прекрасных», того же Нептуна с очаровательными русалками и смешными чертями. Ближе к вечеру может быть зажжен «Костер дружбы», среди почетных гостей могут быть знаменитые «островитяне», тот же Робинзон Крузо с Пятницей...
Прямо из воды могут бить фонтаны, а в акватории дефилировать пожарные катера, создающие водные «веера»...
Интересно, что в мировом списке праздников разных стран и народов (есть и такой) существует... Праздник пляжа.
Мировая, да и наша отечественная практика со всей очевидностью показывают, что массовые праздники тогда становятся по-настоящему красивыми и яркими, когда удается объединить эстраду и спорт, так сказать, культуру и физкультуру.
Ярким подтверждением этому являются грандиозные представления в честь открытия и закрытия как летних, так и зимних Олимпийских игр.
В последние годы во всем мире становится все более популярным такой вид спорта, как «ледолазание». С использованием определенной технологии зимой, на том или ином жестком каркасе, создается 30-метровая разноцветная «сосулька». Участники соревнований с помощью альпинистских веревок и «кошек», состязаясь на время, прокладывают по ней маршрут. Японцы, например, вот уже несколько лет серьезно собираются залить льдом стоящее в центре Токио здание Управления метрополитена, оказавшееся очень удобным для этих целей по своей конфигурации, и провести там, у всех на глазах, открытое Первенство мира по ледолазанию...
Но практически это же самое можно сделать и у нас в Санкт-Петербурге, на Елагином острове, в ЦПКиО, на Масляном лугу. Такой массовый праздник, вдобавок ко всему этому, мог бы содержать «взятие снежного городка», фигурное катание или хоккейный матч. Вода в прудах там рядом, а катаются на коньках сегодня даже на Красной площади. Может получиться замечательный массовый праздник — «Праздник Русской зимы», или, еще лучше, — народов Севера в северной столице государства российского. Мало кто знает, что наш Центральный парк культуры и отдыха на Елагином острове входит в Международную ассоциацию парков городов Балтийского моря и что с инициативой о проведении совместного Зимнего праздника к нам обращалась Канада.
При создании у нас сценариев больших массовых праздников и представлений всегда надо учитывать еще одно очень важное обстоятельство. Россия — страна многонациональная. Ее культура — сплав и конгломерат разных культур. Это открывает широчайшие возможности для творчества. Но сегодня разного рода межнациональные конфликты сотрясают весь мир. Тут сценаристу следует быть очень внимательным и тактичным.
Касается ли это режиссера массового праздника, а не только сценариста? Несомненно. И в полной мере.
В реальной жизни вполне правильный лозунг «спорт вне политики» редко соблюдается в полной мере даже на Олимпиадах. Еще в большей степени это относится к эстраде и массовым праздникам. На Празднике открытия Международного фестиваля молодежи и студентов в Пхеньяне, после прохождения по дорожкам огромного стадиона больших театрализованных делегаций более чем ста стран, на эту же дорожку была выпущена одна-единственная стройная черноволосая девушка... В напряженной тишине насторожившегося переполненного посланцами разных стран стадиона она шла в финале красочного и шумного парада всех жителей земли. Диктор объявил, что она представляет на празднике в столице Северной Кореи Южную Корею, что она с огромным трудом добралась в Пхеньян из Сеула через Бомбей и Франкфурт-на-Майне. Тогда стадион встал и разразился аплодисментами! Дружба народов — вещь не всегда чисто умозрительная, а часто вполне осязаемая...
А ведь многие помнят, как еще совсем недавно широко и радостно отмечался праздник 250-летия Георгиевского трактата, объединившего Грузию с Россией, ныне тихо отошедший в прошлое.
Праздничная культура России отражает не только историческую, но и реальную, сегодняшнюю жизнь страны и жизнь мира....
И еще один реальный пример из этой же области.
Отрабатывался сценарий выступления петербургской делегации на массовом празднике, посвященном тысячелетию Казани, к которому Петербург подарил столице Татарстана целую улицу (!!!). В последний момент выяснилось, что общественность республики не желает видеть на этой самой дареной им улице памятник Петру Великому, который их когда-то чем-то почему-то вроде бы обидел... Но пьедестал уже был воздвигнут! Встал вопрос, кого ж на него водружать?!
Хозяева праздника попросили поставить на месте реформатора Руси бюст... русского поэта Николая Гумилева. Он когда-то кому-то что-то хорошее сказал про татар. Нашли эту фразу и ночью, перебив буквы, высекли на постаменте золотыми буквами...
Соответственно, пришлось переписывать весь торжественный монолог в стихах и менять часть мизансцен.
Вдумаемся в сообщения из относительно благополучной и цветущей курортами Испании. Там много десятилетий проводился веселый массовый народный праздник, посвященный произошедшему много веков назад избавлению от мавританского ига.
На стенах старинных замков играли оркестры, пылали факелы, звучали патриотические монологи. Ряженые стражники сбрасывали с высоких бастионов в крепостной ров какую-то куклу, «напоминавшую древнего мавра-мусульманина». И все всегда кричали «Ура!», пили замечательные испанские вина и очень-очень-очень веселились...
Но в наши дни прекрасный финальный аттракцион со сбрасыванием куклы в пропасть пришлось отменить, чтобы не обижать религиозных чувств части населения Испании.
Ну, а как назвать следующий эпизод, описанный в газетах, когда приехавшей в Ригу из Москвы на «Юморину» чернокожий студент во всеуслышанье спел с эстрады такую частушку:
Эх, клюковка, да с голубикою,
Подходи, скин-хэд, — глазик выколю!
Один выколю, другой останется,
Чтоб ты помнил, гад, кому кланяться!
Можно ли позволять себе с эстрады (а потом еще и повторять в печати) такие слова!? Да еще в Латвии, стране, где сильны настроения неонацизма!
Праздник победы одной национальной футбольной команды над другой легко переходит в ужасающее побоище даже в центре Москвы...