Детская аудитория, как правило, монолитна и единодушна уже с самого начала. «Эффект группы» здесь очень силен.
Дети даже разных возрастов, с малым количеством взрослых, сидящих рядом с ними, если можно так выразиться, почти хмелеют от того, что они в таком количестве и почти одни, без надзора старших. И этот «дух свободы» взвинчивает их, кружит им головы, толкает на странные, с нашей, взрослой точки зрения, поступки.
Так было и в гораздо более жесткие, с точки дисциплины, времена, не говоря уже о наших днях.
Когда на Новогоднем представлении во Дворце спорта «Юбилейный» зазвучала таинственная музыка, закрутился, отбрасывая разноцветные блики, зеркальным шар под потолком, а главное – стал гаснуть свет, семь тысяч школьников как один взревели, вытащили из карманов заранее приготовленные фонарики, бенгальские огни. Они поджигали особым образом упакованную фотопленку и бросали ее в разные стороны...
Кошмарное зрелище — особенно если учесть, что в эти минуты вместо Деда Мороза на эстраду вышла второй секретарь Ленинградского Горкома ВЛКСМ с намерением поприветствовать собравшуюся аудиторию...
Дети изначально несут в себе ожидание интерактивного общения с исполнителями, они отвечают на вопросы, поднимают руки, показывают, куда побежала Баба-Яга, сами принимают активнейшее участие в разных «погонях»... Дети с удовольствием «живут» в атмосфере представления, скепсис им не свойствен. Он начинает проявляться класса с 8-9-го.
В конце театрализованного концерта в Ледовом дворце один из исполнителей, уходя с эстрады, бросил в зал простую и, казалось бы, ни к чему не обязывающую фразу: «До новых встреч! Я приду к вам снова и, может быть, даже очень скоро, дорогие мои друзья!».
После окончания этого шоу одна из билетерш со слезами на глазах рассказывала, что один из маленьких зрителей ни за что не хотел уходить с мамой домой. А когда она ему сказала, мол, пойдем, все уже кончилось, видишь, артисты тоже домой пошли, ответил: «А они сказали, что еще придут!».
И это не выдумка, не анекдот, это — правда.
В этой связи перед нами во всей сложности встает вопрос так называемого «положительного героя» эстрадных представлений для детей, и в особенности транслирующихся по телевидению. Смена общественного строя в нашей стране совсем не сняла этого вопроса, а только обострила.
Ведутся дискуссии вокруг того, следует ли в обязательном порядке преподавать в школах Закон Божий или догматы мусульманской веры. Нужен ли среди преподавателей литературы и зоологии раввин? И эти дискуссии очень далеки от завершения. Ситуации порой возникают парадоксальные.
Одна и школьниц уже подала в суд на преподавателя биологии за то что он неверно трактует теорию Чарльза Дарвина и она лично никак не произошла от обезьяны, а наверняка каким-то другим способом. И это тоже не анекдот, а реальность, которая, впрочем, могла бы с успехом лечь в основание школьного «капустника» или игры КВН.
В том возрасте, когда неизбежно тем или иным образом, на тех или и иных основаниях формируется мировоззрение подрастающего поколения, очень важен выбор примеров для подражания. И ответ на вопрос, кем вырастет мальчик, напрашивается сам собой.
Поведение детей — зеркальное отображение поведения взрослых.
Сегодня разного рода детские коллективы — хореографические, вокальные, народные — желанные участники самых различных эстрадных представлений для взрослых. И причин тому множество. Первая — это экономическая выгода. Детям, выходящим на эстраду, не платят ни копейки. Немного платят только руководителям коллективов, а число участвующих детей может исчисляться сотнями.
Далее. Дети — это всегда трогательно. Как правило, — очень красиво. Коллектив детского цирка Дворца культуры имени М. Горького из года в год показывает уникальные номера. Песни, в том числе и специально подтекстованные, в исполнении Детского хора ВГТРК «5-й Канал», записанные на высококачественной профессиональной аппаратуре, — очень важный элемент самых различных эстрадных программ, основа прологов и финалов. В современных больших дворцах спорта без детских коллективов просто не заполнить пространство эстрадной площадки, а без этого нет нужной красочной «картинки» и для самого зала, и для телевизионной трансляции.
Примером удачного использования детей-исполнителей для большого стадионного эстрадного представления мог бы послужить следующий, неоднократно апробированный эпизод.
На протяжении всего театрализованного концерта время от времени объявляется, что в честь праздника по улицам города проходит Международная велогонка, которая должна финишировать здесь, на стадионе. Несколько раз имитируется «связь» с участниками гонки, нагнетается ажиотаж, указывается участок трассы и т. п. Наконец следует объявление, что вот-вот лидеры гонки ворвутся на стадион.
Через главные ворота влетают мотоциклисты сопровождения, милицейские машины, к финишу бегут фотокорреспонденты, врачи с кислородными подушками и носилками, и вот... На дорожку стадиона влетает группа пяти-шестилетних карапузов на трехколесных велосипедах! Один из них вырывается вперед и бурно финиширует! Ему преподносят «желтую майку лидера», которая ему — до пят. Звучит туш. У «победителя» берется интервью, во время которого, на вопрос, давно ли вы занимаетесь спортом, звучит ответ: «С самого детства!». А на вопрос: «Кто же вас тренирует?» чемпион отвечает: «Бабушка!».
В последние годы дети, особенно белокурые от природы, активно осваивают роли «ангелочков с крыльями», которые почтительно распахивают двери на балах для элиты, например, в Константиновском дворце...