Драматургия эстрадного обозрения
ЧТО ТАКОЕ ЭСТРАДНОЕ ОБОЗРЕНИЕ (РЕВЮ). - ИЗ ИСТОРИИ ОБОЗРЕНИЙ. - ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИЯХ. - ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА ЭСТРАДНОГО ОБОЗРЕНИЯ - ОБОЗРЕНИЕ-ПУТЕШЕСТВИЕ. - ОБОЗРЕНИЕ С ФИГУРАМИ ОБОЗРЕВАТЕЛЕЙ. - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВА КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЮЖЕТОВ ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИЙ. -АВТОРСКИЕ ЭСТРАДНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ.
Один из самых простых способов организации эстрадных номеров с целью превращения их разумной последовательности в единую театрализованную программу состоит в создании того или иного ОБОЗРЕНИЯ. Музыкальное обозрение в России иногда еще называют РЕВЮ.
«ОБОЗРЕНИЕ (франц. Revue) — вид представления, объединяющий различные эстрадные формы — сценки, куплеты, пародии, песенки, цирковые номера и другие, при помощи несложного сюжета (обычно связанного с путешествием) или постоянных персонажей-обозревателей. <...> В Европе в конце XIX в. развиваются два вида обозрений — 1) сатирическое злободневное обозрение, 2) эффектное зрелище с балетом, хором, цирковыми номерами в программах театров варьете, мюзик-холлов, цирков»1.
Эстрадные обозрения, особенно в прошлом, часто были полем дляполитической сатиры.
По свидетельству Е. Д. Уваровой, в России обозрения появились в 70-80-х годах XIX века. Одно из первых политических обозрений было поставлено В. М. Лентовским в 1877 году. Оно называлось «Ба, в Москве знакомые все лица». Большой популярностью пользовались они в Петербурге: «обозревали» Неметти, Тумпаков, Павловский театр, «Олимпия», «Аркадия» и др. В веселой и остроумной форме подавалось сатирическое содержание.
Например: «На площади перед Думой, вокруг большой лохани, сидели гласные и пускали мыльные пузыри с надписями „Троицкий мост»", „Городской трамвай", „Всеобщее образование". Поднявшись в воздух, пузыри лопались...». Или: «Двадцать пять актеров, изображавших банковских деятелей, выходили друг за другом. Из кармана первого содержимое перекладывалось в карман второго, и т. д. „Что это такое?" — спрашивал Обозреватель. — „Это? Это же взаимный кредит"».
В обозрении «Русский бес» («Оперетта в Пассаже», 1906) шла сцена о возвращении цензуры: шестеро актеров, изображающих редакторов разных изданий, с завязанными ртами, в саванах и кандалах, несли стяг с надписью «129-я статья». Номер имел шумный успех.
Наиболее популярные обозрения того времени — «Комета Галлея» («Аквариум». Москва, 1910), «Петербургская Кармен» (Екатерининский театр. СПб, 1906), «Дни свободы» («Зимний фарс». СПб., 1905) и другие. В различных эстрадных жанрах — пантомиме, скетче, куплете, пародии — поднимались самые злободневные политические темы: конституция, расправа над студентами, продажность депутатов, и т. д.
Широко распространенные в молодой Советской России политобозрения, появившиеся по инициативе Л. Д. Троцкого, возникли не на пустом месте, а подхватили уже существующую традицию. Естественно, изменились темы, стала другой политическая направленность, но форма политобозрения в России родилась гораздо раньше2.
Родина обозрений — Франция, где они появились в драматических театрах в 30-х годах XIX века. Но сам принцип обозрения — очень древний, можно сказать, классический. В литературе он, в частности, определяется термином «роман-путешествие». Так что к обозрениям можно отнести и древние религиозные «Жития святых», с их передвижениями по дорогам, проложенным «по земле, в небесах и на море». Сюда же относятся «Одиссея», «Дон-Кихот», «Приключения Ходжи Насреддина», «Кому на Руси жить хорошо?», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «12 стульев» и еще многие другие классические произведения.
Сюжет, построенный на передвижении в пространстве или во времени, — вот стержень испытанного веками драматургического хода для создания обозрений, который многократно находил себе применение на эстраде.
В своей книге «Эстрадные заведения» профессор С. С. Клитин, касаясь историографии этого вопроса, пишет:
«Примером <...> может служить спектакль-феерия под многозначительным названием „В волнах житейского моря", шедший в 1892 году в Петербургском Зоологическом саду. Героиня, стремящаяся быть не узнанной, путешествует по городам Европы в костюме мальчика. Ее преследует герой, с ярко выраженными чертами фата... Путешествующие оказываются в Неаполе на веселом празднике, затем в Монако, потом, конечно, в Париже на светском бале. Естественно, герой „исправляется", и все заканчивается как нельзя лучше. Но так или иначе, банальный и незатейливый сюжет позволяет оправдать постановку весьма экзотических и выигрышных массовых сцен...»3
В нашей сегодняшней реальной театральной жизни чаще бывает наоборот — массовые, экзотические и «выигрышные сцены» имеются как данность. А сценаристу с режиссером нужно придумать какой-то драматургический ход, который позволяет показать их на сцене в той или иной разумной последовательности. И тут, конечно, те или иные «путешествия», «полеты» и «плавания» исключительно удобны.
В частности этим же путем пошли сценарист и режиссер при попытке в начале XXI века возродить Московский мюзик-холл, предлагая драматургическую разработку под названием «Вояж без виз», где просто реально существующий мюзик-холл как бы отправляется на гастроли по разным странам и континентам. И далее — карнавал в Венеции, коррида в Испании, бал в Париже...
Исторически достоверным примером разработки именно такого хода можно привести спектакль Московского мюзик-холла по сценарию известного пролетарского поэта Д. Бедного «Как 14 дивизия в рай шла...».
Ситуация там была придумана и вправду экзотическая. Спектакль повествовал о том, как по время Первой мировой войны целая дивизия подорвалась на минном поле, и все они, как защитники Отечества, должны были прямым ходом, со всей амуницией двинуться в Рай. Но за доблестной армией шли маркитантки, проститутки, дезертиры-мародеры, которым тоже в Рай очень хотелось. Однако брать их туда не было никакой возможности... В этом была сильная и очень модная в те годы антирелигиозная тема.
Наверное, и классический сюжет знаменитого романа «Принц и нищий» мог бы иметь соответствующую и очень удобную для красочного эстрадного представления сценарную разработку...
Для иллюстрации вспомним еще и программы Московского мюзик-холла послевоенных лет. Это и «Москва — Венера, далее — везде», и «Красная стрела прибывает в Москву», и спектакль Московского театра эстрады «Вот идет пароход», и уже упоминавшийся, готовившийся к открытию нового Московского мюзик-холла спектакль-обозрение «Вояж без виз». И вправду, что может быть проще и естественнее, чем ехать куда-нибудь, плыть, лететь и «обозревать» все, что попадается на пути... Правда, следует в самом начале придумать какую-то цель путешествия, поиск чего-нибудь или кого-нибудь, погоню за кем-нибудь или что-нибудь в этом роде.
Еще одним примером из этого ряда может служить следующее драматургическое построение...
Вспомним роман А. Толстого «Аэлита». Он заканчивается долетающими из космоса все слабее и слабее словами загадочной небожительницы Аэлиты «Где ты, инженер Лось?». И вот возьмем в качестве отправной точки фантастическое событие: Аэлита прилетела к нам на Землю.
И не просто любовный жар привел ее к нам. Она в служебной командировке. Там, в звездных мирах, хотят понять, в чем состоит суть настоящего «земного притяжения», — не известной всем вульгарной гравитации, — а духовной ее составляющей. Почему люди Земли, выбравшие лозунг «Сквозь тернии — к звездам!», попав в космос, так стремятся поскорее снова вернуться домой, на Землю? Почему они тянутся туда, почему так любят свою беспокойную, экологически неблагополучную планету, почему именно на ней ищут свое счастье?
И вот Аэлита начинает искать на Земле самого счастливого человека. Среди олигархов и среди бомжей. Среди поэтов и чиновников. Интрига в том,что счастливых на Земле много, но самого счастливого найти не представляется возможным, счастье – это для нас что-то такое, что, поманив, скрывается за чертой горизонта, но зато всегда зовет в дорогу...
То или иное путешествие по разным странам и городам, по страницам старых и новых книг, по творческим лабораториям поэтов и композиторов и лабораториям ученых всегда помогут относительно легко выстроить эстрадную программу.
Например, чисто обозренческий ход был использован в спектакле санкт-петербургского Театра музыкальной комедии «История ВКП(б) в песнях и частушках», который поставил народный артист России А. А. Белинский. Там мы честно «обозревали» свое песенное и частушечное «наследство», переходя от темы к теме, от года к году, от исполнителя к исполнителю с помощью бесхитростных и достаточно конферансных по своему характеру связок.
Повторимся: границы между театрализованным концертным представлением, шоу-программой, эстрадным обозрением, ревю и эстрадно-музыкальным спектаклем в театре оперетты достаточно условны. И это хорошо и правильно.
Хочется обратить внимание и на то, что путешествовать можно не только в пространстве, но и во времени, тем или иным способом переносясь как в прошлое, так и в будущее. Столкновение мировоззрений, быта, костюмов, принятых манер поведения и условностей, характеров героев разных времен — испытанный путь не только к органичному сюжетному объединению номеров, но и, что для эстрады особенно важно, — к выстраиванию комизма ситуаций.
При этом не следует, что называется, забивать себе голову поисками реальной логики. Как и почему именно это произошло — в эстрадном обозрении никого не волнует. Трамвай на стрелке случайно не туда повернул, и вот в его окнах появляются уже не знакомые нам силуэты Питера, а минареты средневекового Дамаска... Или начинается Всемирный потоп, или еще что-нибудь, такое же неожиданное и красочное...
Вероятно, ждет своего часа театрализованная программа-обозрение по роману М. Твена «Янки при дворе короля Артура». И многие другие классические произведения, где можно использовать этот прием.
И тут мы должны рассмотреть еще одну позицию в выбранном нами ряду драматургических приемов годящихся для создания красочной театрализованной концертной программы, в особенности обозрения и ревю.
Впрочем, мы уже и так вторглись в пространство этой темы...
Практика показывает, что на эстраде для построения театрализованной программы часто используется тот или иной «чужой мотив», взятый «напрокат» из какого-то достаточно известного произведения. Порой это даже не инсценировка, а использование тех или иных ситуаций или просто образов популярных героев.
Примером может служить спектакль Ленинградского мюзик-холла «Новая Кармен».
В этой программе Кармен, не как в опере Визе по новелле Мериме — молодая разбитная работница табачной фабрики, — а наша старая питерская «путана», уличная представительница древнейшей профессии Катька, по прозвищу Кармен. А дальше, лишь слегка придерживаясь канвы классической оперы, выстроена цепочка сценок, под музыку и без нее, с юмором и без оного. Отдельные сценки-связки использовались как конферансные репризы в обычном сборном концерте, но каждый раз находился тот или иной повод выпустить на сцену вокалиста или вокалистку, показать тот или иной хореографический этюд. При этом трудно сказать, что было первичным: имевшийся красивый танец или забавная «заходная» на него миниатюра. Тут, как сейчас любят говорить, «возможны варианты».
Соответствующего стиля мюзикл недавно был поставлен в Москве по «12 стульям», но, судя по всему, с переводом сюжета из одного жанра в другой авторы эстрадного варианта не справились. Спектакль успеха не имел, что, естественно, не может отменить других попыток подобных манипуляций.
Впрочем, создание сценария обозрения не обязательно требуетобращения к адаптации известного произведения. На эстраде существуют театрализованные концертные представления, драматургия которых является плодом чистой фантазии сценариста и режиссера-постановщика. Они не связаны ни с какой праздничной датой, не являются ответом на чей-то заказ, иллюстрацией или развитием чей-то мысли или сюжета. Это творчество в чистом виде, произведение, выросшее, можно сказать, на пустом месте, из воздуха, из растворенной в нем информации, из ритмов и красок сегодняшнего дня. И создание таких программ требует высокого интеллектуального и профессионального уровня.
Именно такие программы очень часто относятся ко второму типу обозрений, когда в основе сюжета — не путешествие, а постоянный (или постоянные, если их несколько) обозреватель, который «обозревает» и обыгрывает тему, положенную автором в основу представления.
К таким мы можем отнести, например, спектакль санкт-петербургского Театра эстрады «Как делать деньги?». И хотя в афишах он именовался спектаклем, по сути это было именно эстрадное обозрение на тему...
Постановка имела большой успех как в городе на Неве, так и далеко за его пределами. Острая, всегда современная, можно сказать, животрепещущая тема рассматривалась с самых разных сторон и являлась поводом для миниатюр, монологов и публицистических фельетонов.
Именно этот процесс обсуждения общественно-значимой и волнующей всех темы позволял спектаклю двигаться от номера к номеру, от миниатюры времен Древнего Рима, подарившего миру знаменитую фразу «Деньги не пахнут!», до фальшивомонетчиков наших дней. Одна из связующих драматургических линий состояла в следующем: на сцене открывался Музей Денег, и в первом зале его, под охраняемым со всех сторон пуленепробиваемым колпаком, покоились знаменитые «30 серебреников», за которые вроде бы Иуда и продал Иисуса Христа. И за каждым из этих «серебреников» через века тянулся шлейф преступлений, обманов, убийств. Точнее, «серебреников» в музее было 29, а последний — 30-й — вроде бы и по сей день гуляет по миру, творя свои черные дела...
На самом деле эта линия, эта тема и ее развитие несколько тяжелы для эстрады, но ее удалось скупировать и провести через всю программу, придав ей несколько философский характер, естественно, с юмористическим оттенком.
Другим примером этого раздела могло бы служить театрализованное эстрадное представление, шедшее в петербургском Центральном парке культуры и отдыха — «Елагин остров». В афише оно имело подзаголовок «Первая Городская Шашлыкиада народов СНГ». Эта эстрадная программа также обладала всеми структурными признаками обозрения второго типа.
Собственно говоря, само это слово «ШАШЛЫКИАДА», естественно, ассоциируется у нас с Олимпиадой, Универсиадой и подобными спортивными праздниками. С одной стороны, оно содержит прямое указание на любимое блюдо россиян, имеющее кавказское происхождение. Это определяло саму драматургическую конструкцию эстрадного обозрения. Были взяты, что называется, «на вооружение» спортивная терминология, элементы известных ритуалов, такие как Подъем флага «Шашлыкиады», Парад участников, Представление Судейской коллегии, «Зажжение шашлыкийского огня», «Шашлыкийская клятва» участников. Само же соревнование было чисто гастрономическим и состояло в том, какая команда, какого района или ресторана приготовит самый лучший шашлык и красивее других подаст его на стол Общественного Жюри. Естественно, что шашлык по-грузински подавался под грузинскую национальную музыку, шашлык по-армянски — под армянскую, шашлык по-арабски сопровождался «танцем живота». Соответственно проходил «Конкурс тостов» и поздравления от «почетных гостей» — «братьев по крови горячей и густой»: от «господина Люля-кебаба», от «госпожи Шаурмы», от «коханы Котлеты по-киевски» и т. п.
Фактически обозрениями по жанру являются столь любимые участниками юмористической передачи «Аншлаг-аншлаг!» летние «круизы», разыгрываемые в реальных условиях того или иного плавания на реальном теплоходе и затем пущенные «в нарезку» Центральным телевидением.
К жанру обозрения второго типа можно отнести серийную передачу М. Жванецкого «Дежурный по стране». В известной степени к этому же жанру относилась и популярная в свое время телепрограмма «Вокруг смеха». Возможности этого классического хода и сегодня представляются неисчерпаемыми.
1 Уварова Е. Д. Обозрение // Эстрада России. XX век: Энциклопедия. С. 458. См.: Уварова Е. Д. Политическая сатира в эстрадных обозрениях начала XX века в России // Политическое кабаре на стыке веков: Международный симпозиум. СПб, 2000. С. 4-5.
2 Там же.
3 Клитин С. С. Эстрадные заведения. М., 2002. С. 172-173.
Г Л А В А 1 6