Работа по заказу — важнейшая сторона работы профессионального эстрадного драматурга.

Это происходит вне зависимости от того, откуда исходит это задание – от государственной организации, от частного продюсерского бюро или от крупной фирмы, желающей широко отметить юбилей или провести театрализованную презентацию нового товара или услуги.

Специфика работы на эстраде такова, что сценарист, как правило, работает рука об руку с режиссером-постановщиком.

Иногда это является полноценным соавторством. Иногда придуманный режиссером номер или целый спектакль нуждается лишь в той или иной литературной обработке, или текстовой «поддержке» одного или группы авторов, из которых каждый работает в своем излюбленном жанре, в том, в каком он наиболее силен, что в итоге идет на пользу и всему представлению. Иногда режиссер остается как бы «за кадром», скрываясь за красивыми словами — «художественный руководитель постановки» или «главный режиссер». Это вопрос личных договоренностей, характера участия, этики — при соблюдении некоторых правовых норм. В такой работе хорошо все то, что идет на пользу дела.

Тут для всех нас примером может служить аналогия с творчеством знаменитых художников Кукрыниксов, долгие годы успешно «живописавших» втроем. И прекрасное трио эстрадных авторов 70-х годов прошлого столетия - Гиндина, Рябкина и Рыжова (ГИНРЯРЫ). А если мы заглянем в фильмографию, то обнаружим, что великий кинорежиссер Феллини из фильма в фильм работал с одной и той же группой авторов, сценаристов, из которых каждый отвечал за свой участок работы. И это великий Феллини! И это притом, что ткань киноленты расчленяется на эпизоды, фрагменты диалогов и сцен с гораздо большим трудом, чем эстрадное представление, которое состоит из отдельных номеров, изначально фрагментарных. И что еще характерно, фамилии самого Феллини среди группы сценаристов нет. Видимо, ему хватало славы быть режиссером-постановщиком, а значит — автоматически АВТОРОМ своих фильмов...

Еще одна особенность работы сценариста на эстраде и в шоу-бизнесе состоит в том, что начальные условия для его разработок и требования заказчика бывают порой не просто очень разными, а диаметрально противоположными и даже — взаимоисключающими.

Разрабатывая сценарии для таких традиционных праздников, как очередной Новый год или День Победы, автор сталкивается с тем, что в «прокрустовом ложе» традиционных персонажей и ситуаций он должен искать какой-то свой, новый поворот, свое решение. Среди того, что БЫЛО и обязательно ДОЛЖНО БЫТЬ в сценарии, нужно придумать и что-то свое, такое, чего раньше еще было...

Тут оченьтрудное и тесное поле для работы фантазии...

С другой стороны, бывает, что начинать надо просто «с чистого листа» — есть задание, есть необходимость, есть событие, и больше нет ничего— давай: «Твори, выдумывай, пробуй!»

В качестве вдохновляющего исторического примера может быть приведен такой факт: в свое время, когда императрица Екатерина Великая с благородной рекламной целью первой сделала себе прививку против оспы, в Санкт-Петербурге был объявлен трехдневный праздник, горела уличная иллюминация, гремели салюты, все ликовали, радовались, пили и танцевали...

Учитывая все вышеизложенное, нам кажется, что можно сделать однозначный вывод: роль драматурга на эстраде и в мире шоу-бизнесаинтересна, важна и трудна.

Однако овладеть навыками сценарной работы в современных реальных условиях можно только после того как вы будете знать, что раньше или до вас на эстраде другие авторы-сценаристы, какие приемы они применяли, как обращались со словом, с сюжетом, с народным юмором; что делают сегодня другие современные авторы. Только тогда у появятся, возникнут, родятся свои по-настоящему новые идеи и предложения.

Этопуть не простой. Он бывает и труден и крут. Но, повторимся: «Дорогуосилит идущий!»

И если наша «дорога не ведет к храму», то пусть она ведет хотя к Дворцу Искусств, в котором поднимает свой занавес какое-то новое, музыкальное, увлекательное эстрадное представление...

Практически создание нового номера или эстрадной программы может начаться не обязательно с конкретного заказа какой-то государственной или коммерческой организации. Оно может быть выражением творческой инициативы артиста, режиссера, сценариста, продюсера, ощутивших желание сделать на эстраде что-то новое, заявить о себе, высказать в художественной форме то, что они думают о стране, обществе, времени и о себе.

Наши рекомендации