На эстраде основной вид зрелищных мероприятий — КОНЦЕРТ, состоящий из НОМЕРОВ, но иногда имеющий и свой ПРОЛОГ, и ФИНАЛ, как первого отделения, так и всего КОНЦЕРТА.
Кроме ПРОЛОГА, — который разыгрывается в концертном зале, может иметь место ПРЕДПРОЛОГ — то или иное сценическое действо, протекающее в фойе концертного зала или вообще — на улице, перед входом в зал...
Если эстрадный концерт делится антрактами на несколько частей, принято употреблять именно термин ОТДЕЛЕНИЕ, а не ДЕЙСТВИЕ (первое, второе...).
И точно так же, как бойцы пожарной охраны не любят, когда их называют «пожарниками», так и работники упомянутых видов искусства не любят когда их называют «киношниками», «циркачами» и «эстрадниками». Хотя в начале XX века и даже в середине 30-х годов (а советская эстрада стала государственной именно в 1930 году, когда появилось ГОМЭЦ – Государственное объединение музыки, эстрады и цирка) эти термины были официальными и употреблялись в печати и даже в официальных документах.
В последние годы эстраду активно теснит явление, которое терминологически определяется как ШОУ-БИЗНЕС. Шоу-бизнес имеет своей первой, главной, а зачастую и единственной целью именно БИЗНЕС, то есть деланье ДЕНЕГ с помощью музыки, танцев, песен, юмора и сатиры. Но в то же время у эстрады остались еще достаточно важные художественные, воспитательные цели, разумная, эстетическая (а не только техническая) организация досуга многомиллионного населения страны. Поэтому рано отказываться от этого традиционного термина, обозначающего такой древнейший и важнейший вид искусства, — каким является ЭСТРАДА.
Тем более что в словосочетаниях ЭСТРАДНЫЙ СПЕКТАКЛЬ — по отношению к программе ТЕАТРА МИНИАТЮР или ЭСТРАДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ по отношению к СТАДИОННОМУ ПРАЗДНИКУ нет ничего противоестественного, всем понятно, о чем именно идет речь.
В цирке программу ведут ШПРЕХШТАЛМЕЙСТЕР и КОВЕРНЫЕ КЛОУНЫ. На эстраде - ВЕДУЩИЙ или КОНФЕРАНСЬЕ. Шоу ведет ШОУМЕН. В театре для ведения спектакля иногда прибегают к роли, называемой ЧЕЛОВЕК ОТ ТЕАТРА.
Проблемы, стоящие перед исполнителями этих ролей, очень схожи, но не тождественны и диктуются характером того, что происходит на сцене, эстраде, манеже. Тут и так называемое «создание теплой, дружеской, а иногда и торжественно-приподнятой атмосферы в зале», и «заполнение пауз» между номерами и аттракционами, и исполнение сатирических, юмористических, публицистических номеров, затрагивающих какие-то общественно-важные или злободневные темы. Здесь и заботы о том, чтобы концерт, спектакль, представление не теряло свой темп, «катилось» от ПРОЛОГА к ФИНАЛУ без пауз, остановок, затяжек. И все это заботы не только режиссера-постановщика и исполнителей, но и ЭСТРАДНОГО ДРАМАТУРГА. Далее мы подробнее коснемся всех этих проблем.
Иногда делаются усиленные попытки поставить знак равенства между ЭСТРАДНЫМ НОМЕРОМ и ЭПИЗОДОМ ЭСТРАДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, но это не совсем верно. В частности, по той простой причине, что по законам жанра, условиям той неизбежной «игры», которую с самого начала ведут между собой зрители и исполнители один ЭПИЗОД эстрадного представления может органично, непосредственно и плавно, незаметно для зрителей перейти в другой. Напротив, — эстрадный номер всегда должен иметь свой финал, свою «точку», свое логическое завершение, свои зрительские аплодисменты в конце... Забегая вперед, отметим, что именно поиск финала номера — важнейшая и труднейшая задача и режиссера-постановщика на эстраде, и, разумеется, работающего с ним или без него сценариста.
Да, зрители могут устроить овацию и оперному певцу в середине спектакля, но это другое... Артист эстрады не может уйти после исполнения своего номера, что называется, «под стук собственных каблуков»...
Те глубочайшие изменения, которые произошли в нашей странe за последние полтора десятка лет, естественно, отразились и на жизни эстрады.
И дело не только в том, что в творческих и прокатных организациях исчезли художественные советы, о чем порой, при разгуле пошлости и непрофессионализма, похоже, во многих случаях следует пожалеть.
Дело даже не столько в том, что монопольно владевшая всеми концертными площадками государственная эстрада в значительной мере потеснена различными фирмами, компаниями, агентствами и мелкими «конторами» системы шоу-бизнеса. Государственные организации, такие как Москонцерт или Петербург-концерт, сохранились, хотя масштаб их деятельности не сравним с прошлыми временами. Во всяком случае, недавно работавшая в Петербурге специальная комиссия, исследовавшая работу Петербург-концерта, после длительных размышлений пришла к выводу о том, что в нашей Культурной столице государственная концертная организация, несмотря ни на какие коммерческие веянья времени и рыночные новации, нужна. Ибо совсем не все важные и широкие, ответственные мероприятия можно поручить коммерческим структурам, которых в области эстрады в городе развелось несметное количество. Причем это количество совсем не всегда переходит в надлежащее качество, ибо те, кто занимаются шоу-бизнесом, в первую очередь преследуют совсем иные цели. Но это одна сторона вопроса.
Другая его сторона заключается в том, что в результате демократизации общественной и культурной жизни в области эстрады стали проводиться самые разнообразные мероприятия, немыслимые, казалось бы, ранее, в так называемый «период застоя». Появились разного рода клубы, и не только просто ночные, студенческие, молодежные, но и, например, клубы сексуальных меньшинств, и в них проводятся те или иные концертные мероприятия, мало похожие на те, которые предлагались уважаемой публике на концертной эстраде всего 10-15 лет назад.
И тем не менее, кроме этой неизбежной «пены перестройки культуры», есть и другие изменения, которые следует считать полезными и положительными.
Кроме ранее существовавших традиционных, классических форм эстрадных мероприятий, таких как сборный или дивертисментный концерт, театрализованная тематическая программа, театр миниатюр, так называемое «спецмероприятие», в последние годы появились разного рода эстрадные программы совершенно новой, свободной формы, посвященные многочисленным новым праздникам, юбилеям, презентациям. Появилась и окрепла так называемая «корпоративная культура» со своими правилами и требованиями к сценаристам, писателям-юмористам, эстрадным драматургам, режиссерам-постановщикам, и мы коснемся в данной работе ряда вопросов, связанных с этими сторонами нашей сегодняшней концертной жизни.
Впрочем, взаимоотношения между «новым» и «старым» на эстраде бывают очень причудливы и порой иллюстрируют известную фразу о том, что «любое новое — это хорошо забытое старое».
Некоторое время назад появилась идея провести в Америке, в одном из гигантских залов Атланты, программу «Живые шахматы», во время которой на расчерченной на 64 клетки сцене живыми фигурами играли бы в «быстрые шахматы» наш гроссмейстер Анатолий Карпов, предварительная договоренность с которым была достигнута, и какой-то чемпион Соединенных Штатов. При этом за «черных» должны были играть негры, а за «белых», естественно, «белые» исполнители. И, понятное дело, предполагался красочный пролог, «жеребьевка», парад участников, поднятие флага, представление судейской коллегии, олимпийская клятва и еще многое другое...
Предложение поражало своим размахом, необычностью и новизной, оказавшейся, впрочем, кажущейся... В 30-х годах прошлого столетия в Ленинграде на Дворцовой площади проводился именно такой театрализованный матч. Правда, за «белых» играл Краснознаменный Балтийский флот, а за «черных» — наша доблестная Красная Армия.
И это совсем не единственный случай, доказывающий, что и до нас на Земле жили талантливые люди и они тоже много чего интересного напридумывали… Шутка ли, в древнеримском Колизее разного рода игры, театрализованные спортивно-концертные программы, как известно, бывало, шли по 100 дней подряд и никогда не повторялись.
Какой фантазией должны были обладать в те годы сценаристы и режиссеры-постановщики!
Обратимся не столь давней истории. Вспоминается одна, чисто петербургская традиция, имевшая место в первой четверти ныне уже ушедшего XX века.
Тогда существовал такой особый термин — «садово-парковая эстрада».
Дело обстояло таким образом. В Петербурге и его окрестностях в конце XIX — начале XX века начала бурно развиваться промышленность — заводы, фабрики, разного рода предприятия. Начался мощный приток рабочей силы из деревень. Эти массы вчерашних крестьян, вырванные из привычной среды, еще сохраняли с ней связь по своим привычкам, художественным запросам, вкусам, требованиям.
Эти люди должны были как-то проводить свой досуг, свое свободноевремя, добровольно тратя при этом честно заработанные «трудовые рубли». Трудно представить себе, что вчерашний пахарь, ставший молотобойцем на Путиловском заводе, в воскресенье со своей барышней, такой же вчерашней крестьянкой, пойдет вечером Александринский театр, или даже в Мюзик-холл, или Театр-фарс, названия которых он даже не в силах пока выговорить. Он будет искать что-то попроще, какое-нибудь уличное гулянье, пивную с выступлениями оркестра народных инструментов или цыганским хором, а летом он пойдет в один из многочисленных городских садов и парков. Там играли духовые оркестры, продавались недорогие угощения, там можно было покачаться на качелях, или покататься лодке, или посмотреть выступления артистов цирка... Тысячи, десятки тысяч молодых людей каждую субботу и воскресенье заполняли городские сады и парки.
Почему этого почти не происходит сегодня? Этого не знает никто… И гремящий бешено-громкой музыкой «Чудо-остров» в Приморском парке Победы, основанный на заграничных аттракционах типа «Американских горок», не меняет общего положения. Это — открытая сегодня «ниша» на общем, достаточно полно забитом фоне вечерних городских увеселений, да и дневных, субботних и воскресных, тоже...
Как показывает практика, дело может начаться с инициативы того или иного предприимчивого человека, не знающего точно, куда именно вложить свои деньги. Но проблема может сдвинуться с мертвой точки и в том случае, если тот или иной режиссер-постановщик, вкупе со сценаристом, художником и еще какой-то группой единомышленников, будут готовы начать разработки в этом направлении.
И регулярные Праздники открытия фонтанов Петергофа, и то, что происходит в культурной программе Выставки «Российский фермер» в петербургском Экспоцентре в Гавани, и натужные усилия что-то сделать на Елагином острове — не меняют общего положения в этой области...
С чего тут мог бы начать молодой режиссер или сценарист? С посещения Театральной или Публичной библиотеки, с изучения того, что было сделано в этом направлении в былые годы, с придумки той или иной программы для бывшего так называемого Сада-Буфф на Невском проспекте, напротив Елисеевского магазина, в свое время любимого места отдыха горожан. С желания что-то сочинить для простаивающего Таврического или Летнего сада, где, в конце концов, казалось бы, сам Бог велел проводить Дни поэзии, Дни музыки и песни... С разработки сценария хотя бы «Праздника осеннего букета»...
Да мало ли что еще можно придумать и провести в нашей Северной столице.
Мы начнем рассмотрение драматургических основ эстрады с номера, а эстрадных программ, — с относительно простых примеров, с традиционных форм эстрадных мероприятий, таких как обыкновенный сборный концерт, тематическая и театрализованная концертная программа. Разобравшись в их драматургических основах, будем двигаться дальше — к рассмотрению так называемых больших эстрадных программ, идущих на открытых многотысячных стадионах, площадях, в наших огромных дворцах спорта, типа Олимпийского комплекса в Москве или Ледового дворца в Петербурге, то есть — имеющих место в наши дни.
Тем более что многочисленные наблюдения подсказывают — сегодня многое возвращается, как говорится, — «на круги своя»».
Хорошо это или плохо — второй вопрос, но факт остается фактом.
1Уварова E. Д. Эстрада // Эстрада России. XX век: Энциклопедия. С. 767.
2Анастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика // Русская советская эстрада. 1917-1929. М. 1978. С. 9.
3Шароев И. Профессия, режиссер! // Советская эстрада и цирк. 1989 № 10. С. 2.
4Анастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика. С. 8.
5Юткевич С. Благодарность вдогонку // Миронова М., Менакер А. В своем репертуаре. М. 1984. С. 303-304.
Г Л А В А 2
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ