Организационно-педагогические основы деятельности

Пояснительная записка

Введение

Данная образовательная программа «Синяя птица» относится к художественно-эстетической направленности и предназначена для объединения изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Кудесники».

Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

Занятия в системе дополнительного образования – это прекрасная возможность для продуктивной творческой деятельности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дополнительное образование увеличивает пространство в котором может развиваться личность ребенка, предоставляет возможности для развития творческих способностей.

Среди множества доступных видов творческой и изобразительной деятельности, декоративно прикладное искусство (ДПИ) занимает важное место в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Этот вид деятельности связан с эмоциональной и эстетической стороной жизни детей, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Уроки ДПИ играют огромную роль в эмоционально - эстетическом развитии детей. Огромным плюсом является то, что школьнику с ОВЗ подвластны разные виды деятельности ДПИ, сложность одного задания можно варьировать. Они могут добиваться результатов и перешагивать на более сложную ступень, получая огромное удовольствие от итогов своего творчества.

Главной целью развития каждого ребенка, является освоение социального опыта, включение в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков. А наличие каких либо отклонений, говорит о том что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели. Так и декоративно прикладное искусство помогает развивать мышление, мелкую моторику руки, воображение.
Дети и подростки с ограниченными возможностями не менее талантливы и одаренны, чем здоровые дети. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальные условия, помощь и поддержка.

Таким образом, занятия становятся особой средой, в которой ребенок социализируется как личность в процессе вовлечения и приобщения к сфере образного восприятия окружающего мира. Все приобретенные знания и умения на занятиях в объединении способствуют формированию, творческого мышления, развитию внимания и памяти, т.к. процесс изготовления поделки требует сосредоточенности и запоминания способов и последовательности приемов работы. Постепенно в процессе занятий происходит совершенствование трудовых умений ребенка.

Цель и задачи программы

Цель:создание условий для развития художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – положительного восприятия своей деятельности ее результатам, формирование навыков работы с различными материалами.

Задачи

Образовательные:

· расширить словарный запас;

· ознакомить с техниками декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства;

· научить приёмами работы с различными материалами;

· научить владеть различными инструментами;

Развивающие:

· развитие творческого воображения;

· развитие зрительно-двигательной координации;

· развитие внимания, памяти;

· развитие мелкой моторики;

Воспитательные:

· формирование у обучающихся установки на эмоционально-положительное восприятие мира;

· воспитание доброжелательного отношения к людям, к самому себе, умению радоваться успеху других;

· формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию, и самосовершенствованию.

1.3. Изменения, внесенные в дополнительную общеобразовательную программу, и их обоснование

В соответствии с тем, что у учащихся, набираемых на обучение, сформирован достаточный уровень базовых умений и навыков для занятия декоративно-прикладным творчеством, заложенный в данной общеобразовательной программе, в числе которых умение обращаться с ножницами, умение правильно держать кисть, карандаш, знание основных цветов, простых геометрических форм. Рабочая программа первого года обучения выстраивается согласно учебно-тематическому планированию дополнительной общеобразовательной программы.

Первого года обучения

№ п/п Название разделов и тем Количество часов
всего теория практика
I Введение -
1. Вводное занятие -
II Рисование
1. Декоративное рисование
3. Рисование пейзажа
4. Рисование натюрморта
5. Рисование фигуры и лица человека
6. Сюжетное рисование
III Лепка
1. Предметная лепка
2. Лепка фигуры человека
4. Сюжетная лепка
IV Аппликация
1. Предметная аппликация
2. Декоративная аппликация
3. Сюжетная аппликация
VI Диагностика уровня освоения программы -
1. Рисование по замыслу -
2. Аппликация по замыслу -
3. Лепка по замыслу -
Итого  

Содержание программы

Первого года обучения

Раздел I. Введение – 2ч.

Тема 1. Вводное занятие.

Теоретическая часть.Знакомство с планом работы на учебный год. Инструктаж по техники безопасности. Что такое декоративно прикладное искусство. Виды и направления декоративно прикладного искусства. Что такое изобразительное искусство. Виды и направления изобразительного искусства.

Раздел III. Лепка – 30 ч.

Тема 1. Предметная лепка.

Теоретическая часть. История соленого теста. Технология подготовки теста к работе. Основы работы с солёным тестом. Окрашивание изделий из солёного теста. Сушка, склейка, хранение изделий из солёного теста.

Практическая работа. Изготовление поделок с использованием разных видов соленого теста, с применением вспомогательного материала (крупа, ткань, бумага). Лепка посуды

Тема 2. Лепка фигуры человека.

Теоретическая часть. Пропорции. Одежда и обувь. Детали костюма. Прическа и головной убор. Передача несложного движения.

Практическая работа. «Сказочный персонаж».

Тема 3. Сюжетная лепка.

Теоретическая часть. Изображение несложного взаимодействия персонажей в объеме. Передача движений и отношений персонажей.

Практическая работа. Сюжет из сказки.

Тема 2. Лепка по замыслу.

Практическая работа.Животное.

Список литературы

1. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие/ С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч. ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Доп. Мин. об. / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002.- 320 с. - (Высшее образование).

3. Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования: Учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений / Л.И. Боровиков. - Новосибирск, Изд-во НИПКиПРО, 1999.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997.

5. Горяева, Н.А.Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.-8-е изд. - М. : Просвещение, 2009.

6. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: сборник методических работ / Новосибирский областной колледж культуры и искусств, сост. О.В. Юзова. - Вып.1.-Новосибирск, 2008.

7. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов \ Т.С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

8. Корнева, Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим \ Г.М. Корнева. - СП. : Издательский дом «Кристал», 2001.

9. Красило, А.И. Психология обучения художественному творчеству: Учеб. пособие для психологов и педагогов \ А.И. Красило. - М.: Ин-т практ. психологии, 1998.

10. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие для образоват. учреждений сред. проф. образования: доп. М-вом образования и науки РФ / В.Н. Молотова. - М.: ФОРУМ, 2007. - 272 с., ил.

11. Некрасова, М.А. Народное искусство России в современной культуре./ Под ред. М.А. Некрасовой.- М., 2003.

12. Паранюшкин, Р.В. Композиция : Серия «Школа изобразительных искусств» / Р.В. Паранюшкин. - Ростов н/Д : Издательство «Феникс», 2001.

13. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарев. - М., 1960.

14. Репринцев, А.В. Развитие творческих способностей школьников в учреждениях дополнительного образования: материалы вторых Бруднов. чтений / [Редкол.: Репринцев А.В.(отв. ред.) и др.]. - Курск, 2001.

15. Сокольникова, Н.М.Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе./ Н.М. Сокольникова.- М.: 2003

16. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учеб. пособие для вузов/ М.С.Соколова.-М.: гуманитар. изд. центр Владос, 2005.

17. Энциклопедия ремесел, рукоделия, искусства и живописи. Полный справочник всех инструментов: для чего они предназначены и как они работают / Пер. с англ. О.М. Черняк. - М. : АСТ: Астрель, 2010.

Приложения

Приложение № 1

Техника безопасности для детей при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, стеками, зубочистками и др.)

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются обучающиеся, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования ножницами.

1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений.

1.4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.

1.5. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.

1.6. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.

Требования безопасности перед началом работы

2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.

2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.

2.3. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, фартук.

2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.

Требования безопасности при аварийных ситуациях

4.1. Если произошел несчастный случай или работающий почувствовал недомогание, то следует прекратить работу, сохранить обстановку место происшествия, если это не угрожает окружающим, сообщить педагогу о случившемся.

4.2. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки) и покинуть помещение.

4.3. При затоплении помещения водой, при возникновении пожара сообщить педагогу и покинуть помещение.

Приложение № 2

Десятибалльная шкала оценивания степени обученности обучающихся
10-бал. шкала Теоретические параметры оценивания Практические параметры оценивания
1 балл Очень слабо Присутствовална занятиях, слушал, смотрел. Присутствовална занятиях, слушал, смотрел.
2 балла Слабо Отличаеткакое-либо явление, действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки. Затрудняется повторить отрабатываемое учебное действие за педагогом
3 балла Посред-ственно Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может. Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их.
4 балла удовле-твори- тельно Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий. Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания.
5 баллов недост. хорошо Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положенияусвоенной теории или её раздела, аспекта. Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия.
6 баллов хорошо Без особых затруднений отвечает на большинство вопросов по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий, признаков, стремится к самостоятельным выводам, обобщениям. Выполняет задания, действия по образцу, проявляет навыки целенаправленно-организованной деятельности, проявляет самостоятельность.
7 баллов очень хорошо Четко и логично излагаеттеоретический материал, хорошо видит связь теоретических знаний с практикой. Последовательно выполняет почти все учебные задания, действия. В простейших случаях применяет знания на практике, отрабатывает умения в практической деятельности.
8 баллов отлично Демонстрирует полное пониманиесути изученной теории и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений. Выполняет разнообразные практические задания, иногда допуская несущественные ошибки, которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога.
9 баллов велико-лепно Легко выполняет разнообразные творческие заданияна уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках. С оптимизмом встречает затруднения в учебной деятельности, стремится найти, различные варианты преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога.
10 баллов прекрасно Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности. Оригинально, нестандартно применяетполученные знания на практике. Формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков.

Пояснительная записка

Введение

Данная образовательная программа «Синяя птица» относится к художественно-эстетической направленности и предназначена для объединения изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Кудесники».

Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

Занятия в системе дополнительного образования – это прекрасная возможность для продуктивной творческой деятельности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дополнительное образование увеличивает пространство в котором может развиваться личность ребенка, предоставляет возможности для развития творческих способностей.

Среди множества доступных видов творческой и изобразительной деятельности, декоративно прикладное искусство (ДПИ) занимает важное место в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Этот вид деятельности связан с эмоциональной и эстетической стороной жизни детей, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Уроки ДПИ играют огромную роль в эмоционально - эстетическом развитии детей. Огромным плюсом является то, что школьнику с ОВЗ подвластны разные виды деятельности ДПИ, сложность одного задания можно варьировать. Они могут добиваться результатов и перешагивать на более сложную ступень, получая огромное удовольствие от итогов своего творчества.

Главной целью развития каждого ребенка, является освоение социального опыта, включение в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков. А наличие каких либо отклонений, говорит о том что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели. Так и декоративно прикладное искусство помогает развивать мышление, мелкую моторику руки, воображение.
Дети и подростки с ограниченными возможностями не менее талантливы и одаренны, чем здоровые дети. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальные условия, помощь и поддержка.

Таким образом, занятия становятся особой средой, в которой ребенок социализируется как личность в процессе вовлечения и приобщения к сфере образного восприятия окружающего мира. Все приобретенные знания и умения на занятиях в объединении способствуют формированию, творческого мышления, развитию внимания и памяти, т.к. процесс изготовления поделки требует сосредоточенности и запоминания способов и последовательности приемов работы. Постепенно в процессе занятий происходит совершенствование трудовых умений ребенка.

Цель и задачи программы

Цель:создание условий для развития художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – положительного восприятия своей деятельности ее результатам, формирование навыков работы с различными материалами.

Задачи

Образовательные:

· расширить словарный запас;

· ознакомить с техниками декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства;

· научить приёмами работы с различными материалами;

· научить владеть различными инструментами;

Развивающие:

· развитие творческого воображения;

· развитие зрительно-двигательной координации;

· развитие внимания, памяти;

· развитие мелкой моторики;

Воспитательные:

· формирование у обучающихся установки на эмоционально-положительное восприятие мира;

· воспитание доброжелательного отношения к людям, к самому себе, умению радоваться успеху других;

· формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию, и самосовершенствованию.

1.3. Изменения, внесенные в дополнительную общеобразовательную программу, и их обоснование

В соответствии с тем, что у учащихся, набираемых на обучение, сформирован достаточный уровень базовых умений и навыков для занятия декоративно-прикладным творчеством, заложенный в данной общеобразовательной программе, в числе которых умение обращаться с ножницами, умение правильно держать кисть, карандаш, знание основных цветов, простых геометрических форм. Рабочая программа первого года обучения выстраивается согласно учебно-тематическому планированию дополнительной общеобразовательной программы.

Организационно-педагогические основы деятельности

Программа «Синяя птица» рассчитана на 1 года обучения. Набор в группы свободный. Группы имеют постоянный разновозрастной состав.

Согласно рабочему календарю на 2015-2016 учебный год, рабочая программа по предмету «Декоративно-прикладное творчество» для обучающихся первого года обучения на 2015-2016 учебный год «Синяя птица» рассчитана на 144 академических часа в год (с 1 сентября 2015 года до 31 мая 2016 года).

Занятия проводятся по группам – 15 человек, 2 раза в неделю по 2 часа.

Продолжительность занятия устанавливается для группы учащихся 2 раза по 45 минут, 15 минут отводится на подготовку дидактических материалов и организацию по уборке кабинета, проветривание кабинета,15 минут на игровую разминку. Занятия проходят на базе ЦДО «Алые паруса» в кабинете № 201.

Достигаемый уровень подготовки в рамках данной программы – начальный.

1.5. Результативность образовательной программы

Предметные результаты освоения программы представлены через обученность обучающихся.

К концу 1 года обучения обучающиеся должны:

Знать:

· правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами и материалами;

· названия и назначение материалов, характерных для ручного творчества;

· область применения и назначения инструментов, используемых в работе;

· этапы изготовления поделки/рисунка.

Уметь:

· правильно организовать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

· соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

· правильно пользоваться инструментами, использовать материалы;

· экономично размещать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линии разметки, соединять детали из бумаги при помощи клея;

· анализировать под руководством педагога изделие (определить его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).

Личностные результаты освоения программы представлены через воспитанность качеств личности:

· аккуратность,

· трудолюбие,

· внимательность.

Личностные результаты освоения программы представлены через воспитанность качеств личности:

· аккуратность,

· трудолюбие,

· внимательность.

Результативность освоения образовательной программы определяется по следующим диагностическим параметрам:

Основная диагностика
Направление диагностики Метод
1. Обученность по программе Шкалирование как основной метод технологии оценки степени обученности, предложенный В.П. Симоновым (Приложение №3)
2. Воспитанность качеств личности Включенное педагогическое наблюдение, ранжирование. Оценивается по баллам:
0 – никогда не проявляется; 2 – проявляется иногда;
1 – проявляется крайне редко; 3 – проявляется всегда.
Дополнительная диагностика
3. Мотивация выбора объединения Анкетирование
4. Удовлетворенность качеством образовательных услуг детей и родителей
5. Результативность деятельности объединения Сбор количественных показателей, методическая деятельность педагога Сбор количественных и качественных показателей
6. Итоговая аттестация выпускников
7. Процент реализации образовательной программы
       

· способность высказать свое отношение о проделанной работе;

· участие в выставках, конкурсах.

2. Учебно-тематический план

Первого года обучения

№ п/п Название разделов и тем Количество часов
всего теория практика
I Введение -
1. Вводное занятие -
II Рисование
1. Декоративное рисование
3. Рисование пейзажа
4. Рисование натюрморта
5. Рисование фигуры и лица человека
6. Сюжетное рисование
III Лепка
1. Предметная лепка
2. Лепка фигуры человека
4. Сюжетная лепка
IV Аппликация
1. Предметная аппликация
2. Декоративная аппликация
3. Сюжетная аппликация
VI Диагностика уровня освоения программы -
1. Рисование по замыслу -
2. Аппликация по замыслу -
3. Лепка по замыслу -
Итого  

Содержание программы

Первого года обучения

Раздел I. Введение – 2ч.

Тема 1. Вводное занятие.

Теоретическая часть.Знакомство с планом работы на учебный год. Инструктаж по техники безопасности. Что такое декоративно прикладное искусство. Виды и направления декоративно прикладного искусства. Что такое изобразительное искусство. Виды и направления изобразительного искусства.

Наши рекомендации