Лекция № 3. Роль хореографии в развитии современных теоретических концепций в искусстве XX ст.
На заре нового тысячелетия искусство танца переживает момент наибольшего напряжения и являет высокий уровень развития. Совершенно очевидно, что именно в двадцатом веке танец вошел в контекст современного искусства, постепенно облекаясь в новую форму, приобретая новый смысл и роль. Разумеется, у него сохранились все имеющиеся ранее возможности. Танец по-прежнему является зрелищем, приятным времяпрепровождением, социальным ритуалом и т. д., но главная его функция заключается в том, что он представляет собой современное искусство, актуальное художественное высказывание. Бесспорно, существует множество линий развития танца: он становится спортом (спортивные и бальные танцы), частью терапии (танцтерапия), основой социальной (молодежной) самоидентификации (хип-хоп, брэйк, фанк и др.), однако не все перечисленные направления можно отнести к современному искусству. Богатое наследие, которое мы получили из прошлого, в сочетании с творчеством и многообразием нынешних форм, позволяет танцу проявлять себя не только в лоне балетных трупп и других профессиональных коллективов, но и быть неотъемлемой частью огромного количества творений: в драматическом театре, в кинематографе, в музыкальных спектаклях и многих других формах искусства.
Во многих отношениях танцу не уделяется того внимания, которого он заслуживает среди самых значительных культурных явлений различных эпох. Очевидно, что сегодня танцовщики, хореографы, преподаватели, критики и специалисты в этой области должны бороться за всеобщее признание, которого заслуживает танец. Для достижения этой цели необходимо укреплять взаимоуважение и взаимопонимание между различными исполнительскими стилями. Уважение к традиции, сохранение и развитие исторического танца, как девятнадцатого, так и двадцатого века не должно противостоять процессу обновления, дерзновенному эксперименту и новым поискам в области искусства танца: «Современный танец может быть только революционным», считает французский искусствовед Жаклин Робинсон. Академический и современный танец должны дополнять друг друга, сталкиваться и, будучи составными частями искусства танца, обогащать общее развитие хореографического искусства. Для этого требуются новые усилия в области истории, в эстетике и философии во имя достижения равновесия между сценической практикой и формами интеллектуального самовыражения художников.
В ходе изучения данного курса студенты должны уяснить, что в искусстве XX ст. прослеживается развитие традиций поиска хореографического языка, новых выразительных средств, которая складывалась на протяжении всего XX века. Эта традиция создавалась плеядой всемирно известных хореографов. Конец XX века являет собой итог всех тех балетных открытий, которые мир наблюдал на протяжении столетия. Каждый балетмейстер пытался найти свой собственный хореографический стиль, который возникал, естественно, исходя из опыта предшественников и коллег, тем самым, образовывая традицию и преемственность. Проблема поиска нового хореографического языка, новых средств выразительности явилась одной из центральных проблем танцевального мира XX века. В ходе изучения данного курса прослеживаются истоки рождения нового языка, стилевых направлений, их взаимовлияние и взаимодействие, а также перспективы развития. В рамках курса проводится теоретическое осмысление проблемы новых выразительных средств путем анализа творческого поиска хореографического языка ведущих балетмейстеров XX века.
Понятие «выразительных средств» включает в себя: тип построения спектакля (дивертисмент, коллаж, лирические картины, сквозное симфоническое развитие и т.д.), хореографический текст, состоящий из сольных и ансамблевых форм различных видов танца и танцевальных характеристик, взаимодействие хореографических и музыкальных форм, выбор темы, идеи, сюжета произведения, постановочные приемы (способы решения, раздвоение и размножение хореографических образов, их философский смысл, роль аксессуаров и предметов в спектакле, сценография и т.д.). Понятие также включает в себя совокупность средств сценической выразительности, которую составляет: пластическая идея (лексика), музыкальная идея, сценографическая идея, индивидуальность артиста.
В балетоведческой литературе проблемы поиска новых выразительных средств в хореографии поднимались на протяжении конца XIX-XX века в работах:
1. Дункан А. Айседора Дункан. Танец будущего. Моя жизнь: Мемуары. - К.: Муза, 1994.
2. Нижинский В. Чувство: Тетради / Подгот. текста Погожевой Г. - М.: ВАГРИУС, 2000.
3. Голейзовский К. Жизнь и творчество: Статьи. Воспоминания. Документы. — М., 1984.
4. Лопухов В. Пути балетмейстера. - Б.: Петрополис, 1925;
5.Лопухов Ф. Хореографические откровенности. — М. Искусство, 1972; 6. Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. - М.: Искусство, 1972.
7. Фокин М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. —Л.: Искусство, 1981.
8. Баланчин Д., Мейсон Ф. Сто один рассказ о большом балете. - М.: Крон-пресс, 2000.
9 Бежар М. Мгновение в жизни другого: Мемуары / Пер. с фр. - М.: В/О Союзтеатр, 1989.
10. Григорович Ю. Традиции и новаторство // Музыка и хореография современного балета: Сб. статей. — Л.: Музыка, 1974.
11. 1 Robinson J. L'aventure de la Danse moderne en France 1920-1970. - P.: Bouge, 1990. - P. 15.
ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ №2.
МАКС КОЛ-ВО БАЛЛОВ 20