По курсу «Музейно-выставочная работа»
Для написания отчета, необходимо посетить любой музей или выставку, проходящую в рамках любого музея или выставочного комплекса. Выставка может быть посвящена любой тематике, это может быть как выставка или музей на территории города, страны, а также за рубежом. Желательно при посещении крупных музеев особое внимание уделить новым выставкам.
Требования к отчету:
Отчет должен быть выполнен и сдан предварительно, является формой допуска студента к сдаче экзамена. Предполагает самостоятельную и аналитическую работу с применением уже имеющихся знаний и навыков. Оценивается по 5 бальной системе. Учитывается самостоятельность суждений и выводов, оригинальность подхода, аккуратность выполнения работы. Работа должна быть оформлена на формате А4 , Общий объем работы примерно 10 страниц. Ответы необходимо давать развернуто, план выставки прилагать с подписями всех комплексов. Если была использована дополнительная литература, указать ее в конце.
План отчета:
Первая часть
1. Название музея, который вы посетили или выставки.
2. Определить профиль музея.
3. Указать дату постройки здания, историю его создания подробно.
4. Подробно описать процесс создания экспозиции данного музея - как появлялись экспонаты, как пополнялась коллекция. Какие приобретения были сделаны в последнее время.
5. Определить какую роль играет данный музей в культуре города, страны.
6. Выяснить, часто ли открываются новые выставки, какие последние новые выставки были открыты.
7. Использует ли музей новые технические решения и приемы -модернизация здания, использование компьютерных технологий.
8. Выбрать один тематический зал или выставку .
9. Зарисовать план этого зала или выставки[5]- схематически.
10. Обозначить на плане основные типологические комплексы и дать пояснения к ним.
11. Кратко описать, что представлено на данной экспозиции, тема данной выставки.
12. Проанализировать архитектурно-художественное решение выставки[6], отметь колористическое решение, новые подходы к оформлению.
13. Определить насколько идейный замысел удалось воплотить в экспозиции, каким образом.
14. Отметить световое оформление залов - играет ли подсветка в экспозиции особую роль или, наоборот, мешает осмотру.
15. Используются ли дополнительные аудио-визуальные средства[7] и как они подчеркивают или дополняют содержание выставки.
16. Отметить качество этикетажа[8]- доступность для прочтения, объяснение терминов, пояснения и комментарии.
17. Определить насколько удобно расположение выставочных комплексов для посетителей или групп; легко ли осматривать экспонаты, доступны ли для прочтения документы, картины.
18. Предусмотрены ли удобства для посетителей- сидения, кресла, стулья.
19. Отметьте ваши замечания в целом к данной выставке, ваши рекомендации к реконструкции и модернизации.
Вторая часть
Вторая часть отчета предполагает проведение СВОД - анализа Свод- анализ должен помочь музею определить приоритетные направления деятельности. Свод анализ- это сильные стороны музея, слабые стороны музея, возможности, опасности (экономические трудности, политические трудности , городские трудности). Вы должны внимательно проанализировать увиденное в музеи и внести свои предположение относительно интереса и спроса со стороны посетителей и туристов к данной выставке, музею в целом, что по- вашему можно было бы привнести нового для привлечения людей к данному музею. Здесь необходимо сформулировать комплекс определенных мер- составить мини маркетинговое исследование.
План маркетингового исследования:
1.Проблемы данного музея.
2.Причины этих проблем.
З. Ваши предложения по их устранению- привести ряд последовательных действий, которые бы улучшили работу данного музея.(проведение компании по поиску спонсоров, изменение рекламной политики, взаимодействие с турфирмами, поиск новых экспозиционных решений, и. т. д.
Оформить данное проведенное мини маркетинговое исследование необходимо в виде таблицы:
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности |
То чем музей располагает, то, что с вашей точки зрения является положительным. | То, что необходимо исправить (плохое освещение, неинтересные выставки, отсутствие гардероба и.т.д.). Т.е. негативные стороны | То, что возможно предпринять музею в ближайшее время (Открыть выставки, сделать новые программы, экскурсии, привлечь спонсоров). |
Вывод |
Вывод: В ходе освещения сильных и слабых сторон можно определить приоритетные направления деятельности музея. Сопоставив положительные и отрицательные стороны деятельности можно выявить, как использовать имеющийся потенциал и исправить негативные аспекты. Т.Е СВОД – АНАЛИЗ выявляет и плюсы и минусы и учитывает возможности музея, тем самым можно увидеть выход из сложившегося положения.
В выводе надо написать, что бы Вы порекомендовали музею, какие меры предпринять для улучшения выставочной работы, приема посетителей, сервиса.
[1] Фролов А.И. Основатели российских музеев. – М., 1991 – С. 7
[2] Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический проект, 2000. – С. 361.
[3] Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 216.
[4] Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический проект, 2000. – С. 362.
[5] План выставочного пространства- необходимо зарисовать схематически помещение выставки, зал музея,. Схематически обозначить комплексы и подписать , что представлено. Если это художественная выставка можно ограничиться избранными произведениями.
[6] Под архитектурно-художественным решениемпонимается оформление выставочного комплекса,
продуманность решения выставки, замысел авторов, колористическое решение. Концепция выставки оформленная своеобразным образом.
[7] Аудио-визуальные средства - видео, аудио, компьютерная аппаратура. Применение иных мультимедийных средств.
[8] Этикетаж (от фр.Etiquette – этикетка) - в практике художественных выставок - подписи, помещаемые под экспонатами или рядом с ними. Обычно этикетаж содержит: фамилию, имя и год рождения автора; название произведения и его частей; материал и год исполнения произведения; дополнительно могут указываться; владелец произведения, его цена и т.д.