Методы построения экспозиций

Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Иногда он воспро­изводит интерьер усадьбы или фрагмент природной среды, а иногда определенным расположением пред­метов экспозиционеры стремятся раскрыть какой-то сюжет или, например, наглядно продемонстрировать многообразие форм и других характеристик однород­ных предметов. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозиционных материалов называется ме­тодом построения экспозиции. В отечественном музее­ведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: систематический, ансамбле­вый, ландшафтный и тематический. Этим методам со­ответствуют систематическая, ансамблевая, ландшафт­ная и тематическая экспозиции.

Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали сис­тематические экспозиции. Их появление в конце XVIII — первой половине XIX в. было связано с бурным развитием процесса дифференциации в сфере науки

и созданием профильных музеев. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпре­тацию однородных пред­метов в соответствии с классификационной си­стемой конкретной науч­ной дисциплины или от­расли производства. Ос­нов пая структурная единица систематичес­кой экспозиции – типо­логический (системный) ряд; он позволяет пока­зать биологическую, тех­нологическую, эстетичес­кую и другие виды эволю­ции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естествен­но-научных, научно-тех­нических, археологических и этнографических музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей. (О систематическом методе экспонирования подробнее см. Ч. 1., гл. 6.)

Примерно с середины XIX в. в этнографические экспозиции, построенные на основе систематического метода, стали включаться ансамбли, получившие в му­зейном обиходе название «жизненные комплексы», потому что они стремились отразить реальные связи между предметами. Таковыми были, например, этно­графические комплексы «жилище», «мастерская», «сенокос», «свадьба», которые наглядно демонстриро­вали домашнюю обстановку, трудовой процесс, празд­ничные и религиозные ритуалы, при этом музейный предмет показывался как бы в среде своего бытова­ния. В конце XIX — начале XX в. в Западной Европе появились первые экспозиции, состоящие исключи­тельно из ансамблей. Это были экспозиции музеев под открытым небом.

Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконст­руирует на основе достоверных научных данных ре­ально существовавшую или типичную для определен­ной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры — дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее приме­ром могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях не только гума­нитарного, но и естественно-научного профиля.

Структурной единицей ансамблевого показа явля­ется экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытова­ния музейных предметов. Он может состоять из раз­личных экспонатов — орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, изобразительных и письменных материалов. Посколь­ку в этом комплексе воспроизводятся реальные или типичные связи и отношения между предметом? По своему содержанию и в зрительном восприятии он представляет собой законченное целое.

При воссоздании художественной ансамблевой экспозиции в качестве связующего звена, которое поз­воляет объединить в единое целое картины, скульпту­ру, мебель, предметы декоративно-прикладного искус­ства, обычно выступают стилистические особенности экспонатов. По такому принципу построена, напри­мер, экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века» в Большом дворце Павловска (Ленинградская область). В ее 16 залах на основе литературных, документальных и изобразительных источников (картин, акварелей, ри­сунков) воссозданы наиболее типичные интерьеры усадебных и городских домов состоятельной части рос­сийского общества. Расстановка мебели, развеска кар­тин и портретов, размещение предметов из фарфора и бронзы строго продуманы, подчинены четкому ритму и единому стилю. Экспозиция позволяет проследить, как на протяжении столетия менялись условия жизни и художественные вкусы, представления о красоте

и уюте.

Вместе с тем в таких стилевых ансамблях есть оп­ределенный недостаток. За редким исключением исто­рические интерьеры не существовали как единое сти­левое целое, в них могли находиться и находились предметы различных эпох и стилей, подобно тому, как в современных квартирах соседствуют разные по вре­мени создания вещи. Поэтому ансамбли, построенные по стилевому принципу, имеют условный и несколько искусственный характер.

В том случае, когда музеем становится сохранив­шийся памятник истории и культуры, в реконструкции ансамблевой экспозиции нет нужды. При иных обсто­ятельствах необходимо воссоздавать достоверную сре­ду, что влечет за собой целенаправленное комплекто­вание, а иногда изготовление воспроизведений музей­ных предметов — копий, муляжей, реконструкций. В мировой музейной практике именно ансамбле­вые экспозиции получили наибольшее распростране­ние, поскольку они легко воспринимаются посетите­лями, вызывают непосредственный интерес и оказы­вают сильное эмоциональное воздействие. Многие музеи почти все свои экспозиционные площади ис­пользуют под воспроизведения жилых и производст­венных интерьеров.

Параллельно с ансамблевыми формировались и ландшафтные экспозиции,воссоздающие взаимо­связи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица – биогруппы и ландшафтные диорамы.

Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественно-научных му­зеях в середине XIX в. Биогруппа (биологическая груп­па) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира. Час­то понятие «биогруппа» относится к научной такси-дермической композиции, которая представляет жи­вотных в среде обитания. Таксидермия (от греч. Taxis — устройство и derma — кожа) — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объек­тов животного мира. Современная таксидермия из ре­месла по изготовлению чучел переросла в искусство. Но искусство это — особого рода: условность и деко­ративность здесь недопустимы, поскольку естествен­но-научные музеи призваны популяризировать досто­верные и научно объективные сведения.

Большую роль в становлении ландшафтного мето­да экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, со­зданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систе­матическую экспозицию Британский музей естествен­ной истории, причем создавал их на строго докумен­тальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а моло­дые и старые птицы – с одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава ими­тировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.

«Сухость систематической коллекции, расставлен­ной в предназначенном постепенном порядке, совер­шенно скрадывается благодаря присутствию вышеупо­мянутой биологической коллекции, - делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолога. Ященко. – Глаз, утомленный осмот­ром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно вы­хваченные из жизни и перемещенные в залы музея. В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы, в каждом, без исключе­ния, момент, наиболее интересный биологу. Все витри­ны являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц»,- Заславский МЛ. Ландшафтные экспозиции музеев миpa. Л„ 1979. С. 153. . К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие харак­терными приемами ландшафтного метода экспониро­вания. Панорама (от греч. Pan — все и horama — вид, зрелище) представляет собой больших размеров лен­тообразную картину, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочета­ется с расположенным перед ней по кругу «предмет­ным» планом — макетами, сооружениями, фигурами. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя, располагается в круглом строении и рассматривается с площадки, находящейся в его центре. Первая панорама была создана ирландским художником Р. Баркером в 1787 г. и представляла со­бой круговое изображение города Эдинбурга.

В 1893 г. в Музее естественной истории в Стокголь­ме была создана первая биологическая панорама, вос­создающая природу Швеции. На огромном замкнутом полотне были изображены наиболее характерные для страны пейзажи, объединенные в одну сплошную кар­тину, опоясывающую окружность панорамы. Передний план с документальной точностью воспроизводил учас­ток местности со скалами, растениями, болотом, ручьем. В отличие от художественной панорамы, где жи­вопись подчиняет передний натурный план, в ланд­шафтной панораме пейзаж служит только вспомога­тельным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают до­кументальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности.

В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуще­ствлять круговой обзор, диорама (от греч. Dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изо­бражение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам).

Она охватывает лишь часть горизонта и может распо­лагаться на стене как полукруглого, так и прямоуголь­ного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественно-научных музеях гораздо более широкое распространение.

В биогруппе и диораме кроме животных размеща­ют растения и макеты различных фрагментов местно­го пейзажа – валунов, скал, косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая ландшафт местности, диорамы и биогруппы одновременно поз­воляют воссоздать действительный облик животного, показать динамику его движения. Такая композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые в реальной жизни человек не все­гда может наблюдать. Но достоверная передача осо­бенностей поведения и образа жизни животных, ха­рактерных черт их среды обитания требуют проник­новения в тонкости биологии. Малейшее отклонение от жизненной правды – неправильная поза животно­го, анатомические дефекты, не подобающие сезону гу­стота и окраска меха, растительность, не соответству­ющая данному ландшафту – все это подрывает веру в подлинность изображаемого и уничтожает познава­тельный смысл биогрупп и диорам.

В первой трети XIX в. ландшафтный метод экс­понирования стал практиковаться во многих музеях мира. В России первая ландшафтная экспози­ция была построена в 1930 г. в Московском областном краеведчес­ком музее (г. Истра). С 1970-х гг. ландшафт­ный метод стал преоб­ладающим в региональ­ных естественно-науч­ных музеях и отделах природы краеведчес­ких музеев.

Тематической на­зывают экспозицию, которая посредством экспозиционных мате­риалов раскрывает оп­ределенную тему, сю­жет, проблему, создает музейный образ отра­жаемых событий или явлений. В структурном отношении она пред­ставляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обосновано концепцией. В ис­торических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Основной структурной еди­ницей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные материалы. В отличие от система­тической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или ти­пичные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сторона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.

Первыми во второй половине 1920-х гг. тематичес­кий, или комплексно-тематический метод экспониро­вания стали разрабатывать историко-революционные музеи применительно к своей тематике – классовой борьбе, эко­номической и политичес­кой истории. С 1930-х гг. он стал пре­обладающим методом экс­понирования в советских музеях; в настоящее время является ведущим главным образом для исторических и краеведческих музеев.

Следует иметь в виду, что все перечисленные мето­ды экспонирования нередко интегрируются: система­тическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систе­матической экспозиции. Выбор методов экспонирова­ния зависит от многих факторов, в том числе от профи­ля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспози­ционных площадей.

4.3. Экспозиционные материалы

Суть музейной экспозиции заключается в демон­страции памятников истории и культуры из конкрет­ного музейного собрания, поэтому основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко вы­ступают и воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов, то есть предметы, специаль­но созданные для экспонирования вместо музейного предмета или внемузейного объекта, имеющие с ним внешнее сходство и передающие все его существен­ные черты и свойства. Это — копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструк­ции, новоделы, голограммы.

Одна из причин их экспонирования связана с тем, что отдельные предметы из музейного собрания не мо­гут долго находиться за пределами фондохранилища, поскольку требуют особого режима хранения и специ­альных мер защиты, которые невозможно обеспечить в экспозиционных залах. Воспроизведения предметов экспонируются и в том случае, когда оригинал недо­ступен, утрачен, не может быть помещен в музей из-за своих габаритов, но представление о нем желательно дать для достижения тематической полноты и нагляд­ности экспозиционного показа. Например, в Дарви­новском музее экспонируется реконструированный в натуральную величину по воспоминаниям современ­ников фрагмент каюты парусного судна «Бигль», в ко­торой жил Ч. Дарвин во время своего кругосветного путешествия, оказавшего решающее влияние на фор­мирование взглядов молодого ученого. Для нагляднос­ти представлена и модель корабля, выполненная в мас­штабе 1:40.

Некоторые виды воспроизведений очень точно со­ответствуют оригиналу. Это относится прежде всего к копиям, репродукциям слепкам. Копия — это пред­мет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлин­ника или оригинала. Различают два вида копий. Один из них — это современное воспроизведение музейно­го предмета, которое по возможности точно повторяет те черты подлинника, которые являются существен­ными с точки зрения цели и задач копирования. Этот вид копий входит в состав научно-вспомогательного фонда, но в случае утраты подлинника может приобре­тать значение музейного предмета.

Второй вид копий - это повторе­ние произведения ис-кусства, которое вы­полнено автором или другим художником; в том случае, когда копию создает сам автор, ее называют авторским повторе­нием, или репликой.

Копия может отличаться от оригинала по технике или размерам, но должна точно воспроизводить его манеру и композицию, в отличие от реплики, в которой второ­степенные детали оригинала могут меняться. Копиро­вание прославленных художественных произведений получило широкое распространение уже во II в. до н. э. в Древнем Риме. Копии второго типа являются памят­никами истории и культуры и в качестве музейных предметов входят в состав основных фондов музея.

Копию живописного, графического или фотогра­фического изображения, сделанную печатным спосо­бом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют репродукцией.

Точно передают облик подлинника слешейс произ­ведений скульптуры и декоративно-прикладного ис­кусства. Их получают путем снятия с оригинала фор­мы - твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов - и за­ливки в нее гипса. Более точными являются слепки, от­литые в гипсовых формах. (Об использовании слепков подробнее см.: Ч. I, гл. VI.)

Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точ­ности воспроизводят муляжи. Они могут быть выпол­нены с оригинала по точным его обмерам, но иногда создаются по описаниям или рисункам. При утрате па­мятника материальной культуры на основе научной реконструкции по сохранившимся фрагментам или описаниям создается так называемые новодел - точ­ная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах.

Воспроизведение может выполняться и в отлич­ных от оригинала масштабе и технике, но при этом да­вать верное о нем визуальное представление. Таковы макеты и модели, которые выполняются в условном масштабе. Макет представляет собой объемное вос­произведение внешнего вида объекта, которое созда­ется в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе. Обычно в виде макетов воспроиз­водят производственные и бытовые интерьеры, внеш­ний вид отдельных зданий и сооружений, ландшафт и рельеф местности.

В отличие от макета модель сохраняет конструктивные принципы и фактуру оригинала. Модели создаются в тех слу­чаях, когда требу­ется изменить мас­штаб предмета, ко­торый не может быть представлен в экспозиции из-за своих габаритов, когда необходимо показать процесс функционирова­ния или работы предмета или же выделить упрощенную, условную схему предмета для его наглядной демонстрации, когда нужно предста­вить предмет, существующий только в проекте или плане.

В последние десятилетия в музейной сфере все бо­лее широкое распространение получает новый способ создания оптического двойника предмета - гологра­фия. Голограмма - это объемная оптическая копия ре­ального объекта, которая создается путем записи изоб­ражения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. Под воз­действием пучка света это изображение воспроизводит­ся в натуральную величину. Техника голографии позво­ляет получать также уменьшенное или увеличенное объемное изображение реального объекта. Голография дает возможность изготавливать объемные копии исто­рических реликвий. Известны, например, голограмма булавы Богдана Хмельницкого, голограмма «вальтера» легендарного разведчика Николая Кузнецова, голограм­ма мумии доисторического человека, демонстрирующа­яся в Британском музее. Могут создаваться голографические интерьеры, портреты современников, а также голограммы произведений скульптуры, живописи, деко­ративно-прикладного искусства. Создание голограммной копии с произведения искусства - работа очень тонкая и творческая, требующая специальных познаний в области искусствоведения, поэтому она сродни труду художника-копииста.

Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозициювводятся карты, схемы, диаграммы, таблицы и другие научно-вспомогательные материалы. Однако их не­правильное использование может отвлекать внимание посетителя от музейных предметов и тем самым нару­шать специфику экспозиции. Поэтому они не должны «забивать» экспонаты-подлинники своей излишней яркостью или оформительскими эффектами.

Особое место в экспозиции принадлежит текс­там. По своему содержанию они должны быть одно­значными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на заглавные (оглавительные), ведущие, пояснительные, этикетаж и указатели.

Заглавные текстыпомогают посетителю ориен­тироваться в экспозиции и содержат названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов. Ведущий текстсродни эпиграфу в литературном про­изведении. Он выражает основную идею экспозиции в целом или же каких-то ее разделов, тем, залов, ком­плексов. Пояснительный (объяснительный) текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к ком­плексу или же к отдельному экспонату. Он содержит информацию, которая лежит за пределами зрительно­го восприятия экспонатов. Например, в одной из вит­рин Государственного музея Востока экспонируются крохотные туфельки, необычной формы и маленького размера. Без соответствующей аннотации посетитель может решить, что они принадлежали ребенку. В дей­ствительности это - туфли взрослой женщины. Дело в том, что согласно некогда бытовавшим в Китае пред­ставлениям о красоте женщина, особенно из состоя­тельных кругов общества, должны была иметь малень­кие дугообразные ножки, напоминающие форму мо­лодого месяца или лилию. Для того чтобы ступня приобрела соответствующую форму, девочкам с шес­тилетнего возраста подгибали все пальцы, кроме боль­шого, к подошве и накрепко привязывали их бинтами. Это продолжалось до тех пор, пока подошва не прини­мала дугообразную форму. Поэтому по размеру своих ног китаянки оставались в возрасте девочек 6 - 8 лет; при этом развит был только большой палец ступни.

Непременным элементом всякой экспозиции яв­ляется этикетка, совокупность всех этикеток данной экспозиции называется этикетажем. Этикетка - это текст, содержащий название предмета, его атрибутив­ные данные, то есть сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, со­циальной и этнической среде бытования, историчес­ком и мемориальном значении. В нижней части эти­кетки необходимы сведения о том, что экспонируется: подлинник или копия. При этом существует одно ме­тодическое правило. Если в экспозиции представлены преимущественно подлинники, то в этикетаже можно отмечать только копии, когда же экспонируется глав­ным образом копийный материал, в этикетаже необ­ходимо указывать подлинники.

Один и тот же предмет, включенный в разные экс­позиции, может иметь различные по форме и содержа­нию этикетки. Например, в исторических музеях эти­кетки к изобразительному материалу начинаются не с фамилии автора (как в художественном музее), а с на­звания произведения. Этикетки не должны быть гро­моздкими, но и чрезмерный лаконизм информации, содержащейся в этикетке, не оправдан, поскольку оп­рос посетителей и наблюдение за их реакцией свиде­тельствуют о том, что музейный зритель нуждается в максимально подробных сведениях об экспонатах. Для того чтобы облегчить посетителям, самостоя­тельно осматривающим экспозицию, возможность ориентироваться в ней, используется система указа­телей. Это, прежде всего план экспозиционных залов, содержащий название каждого из них. У входа в от­дельный зал часто помещается его план с указанием маршрута, названиями и нумерацией экспозицион­ных комплексов. В залах используют указатели в виде стрелок на стене или на полу.

Надо помнить, что тексты не являются специфиче­ски музейным средством выражения, поэтому экспо­зиция не должна быть ими перегружена. Музейный образ природных и общественных явлений должны создавать, прежде всего, вещи, документы, произведе­ния изобразительного искусства.

В последние годы в экспозициях музеев все более широкое применение находят фонокомментарии. Голо­са птиц, животных и различные природные шумы вос­производятся в краеведческих и естественно-научныхмузеях. Музыкальные, театральные, литературные музеи включают в экспозицию в качестве основных экспо­натов документальные звукозаписи лучших музыкаль­ных коллективов и солистов мира, голоса поэтов и писа­телей. В архитектурных музеях-заповедниках часто используются записи народной и старинной музыки.

Наши рекомендации