Понятие и функции музейного предмета

На первый, поверхностный взгляд может пока­заться, что словосочетание «музейный предмет» по­нятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, пись­менные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий.

В исследованиях зарубежных и российских ученых 3. Странского, Й. Бенеша, К. Шрайнера A.M. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный пред­мет стал изучаться и как источник особого вида позна­ния, и как основной элемент системы музейной ком­муникации.

Попытаемся в общих чертах схематично предста­вить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует немало объек­тов и предметов, которые обладают научной, худо­жественной, исторической или мемориальной цен­ностью и в силу этого имеют значимость для исполь­зования в музее. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести ста­тус музейного предмета, они должны пройти ряд по­следовательных операций, в ходе которых их подго­тавливают к длительному хранению и многопланово­му использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды быто­вания предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрыва­ются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием тру­да или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его обществен­е значение как памятника истории и культуры. В му­зейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, собы­тия, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отноше­ния со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный историчес­кий контекст.

Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение бого­служебной книги, которое оно имело в среде бытова­ния — в храме. В музейном собрании Евангелие при­обретает новое, общественное значение и восприни­мается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего вре­мени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и ха­рактеристики породившей их действительности.

Свойства музейного предмета

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным пред­ставлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и при­знание получили три свойства музейного предмета, ха­рактеризующие его различные стороны, - информа­тивность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержатель­ную сторону музейного предмета, его способность вы­ступать в качестве источника сведений об историчес­ких событиях, культурных, общественных и природ­ных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. В.В. Кондратьев предложил разделить эти сведения на две условные группы – внутреннее ин­формационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит инфор­мацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те све­дения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными – название предме­та, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т. П. Внешнее информационное поле включает сведения об исто­рии предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информа­цию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, по­черпнутую из других источников. Внутреннее и внеш­нее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функциони­рования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сто­еo предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частно­сти формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприя­тием предмета, с его способностью вызывать у чело­века ассоциации и ощущение сопричастности к опре­деленным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об ис­тории создания предмета или среде бытования, о свя­зи его с известными событиями и людьми. Эти сведе­ния передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пуш­кина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дан­тесом, гитара B.C. Высоцкого, паек блокадника, днев­ник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой – все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных

предметов.

Некоторые исследователи, например В.В. Кондра­тьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоя­тельного свойства музейного предмета его репрезен­тативность,то есть представительность в ряду одно­типных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наибо­лее полно и ярко отражают то или иное явление дейст­вительности. Их информационные возможности пре­восходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Зарубежные ис­следователи, в частности 3. Странский, И. Ян, для обо­значения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» - музейный предмет).

Таким образом, музейный предмет можно охаракте­ризовать как движимый объект природы или материаль­ный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по от­ношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятников.

Наши рекомендации