Галерея Боргезе. Вилла Боргезе

Один из самых популярных музеев в Риме, если не во всей Италии. Дворец был построен в начале XVII ст. с единственной целью – для размещения обширной коллекции предметов искусства, принадлежавшей кардиналу Боргезе. В настоящее время в музее выставлены работы таких авторов, как Бернини, Караваджио, Канова, Рафаэль, Тициан и другие. Всего в экспозиции имеется 500 картин и 300-400 скульптур. Дворец окружает прекрасный парк, также один из лучших в Риме.

Ватикан

Площадь Святого Петра – творение архитектора Бернини. Этот шедевр архитектурного гения был заложен в XVII веке. Гигантская площадь должна была стать местом собраний католиков всего мира. Ее окружают две полуциркульные колоннады, состоящие из четырех рядов дорических колонн. Площадь находится у восточной границы Святого города.

В центре площади располагается обелиск, привезенный римским императором Калигулой из Египта.

Базилика Святого Петра была построена в XV-XVII веках на месте более древней базилики IV века н.э. В ее строительстве принимали участие Браманте, Микеланджело, Бернини.

В 1506 году строительство новой базилики Святого Петра было поручено архитектору Браманте. Он также начал обновление фасада Папского дворца, которое было закончено Рафаэлем в 1519 году.

Микеланджело в 1546 году принялся за создание трех апсид и купола базилики. К моменту его смерти в 1564 году были завершены левая апсида и барабан купола. Только в 1612 году с возведением фасада здания Папа Павел V мог объявить о том, что строительство закончено.

Архитектор Бернини, вместе со строительством площади Святого Петра, завершил основную часть работ по внутренней отделке базилики. Его руке принадлежат Балдахин Верхнего Алтаря и Кафедра Святого Петра.

В базилике хранится великое множество реликвий и шедевров изобразительного искусства. Среди них – одеяние Святой Вероники, частица Святого Креста, знаменитая скульптура Микеланджело «Пиета», статуя Святого Петра.

Справа от алтаря Папы находятся Священные Гроты (Sacre Grotte Vaticane), где похоронены многие Папы ранних веков христианства и три последних Папы. Здесь проводятся археологические раскопки, в результате которых были найдены остатки древней базилики.

К северу от базилики располагается знаменитая Сикстинская капелла, которая служит в качестве часовни при папском дворце. Капеллу построили в 1475-1483 годах во время Папы Сикста IV Ровере. Первая месса состоялась в ней 9 августа 1483 года.

Часовня имеет прямоугольную форму. Ее размеры (40,93 метра в длину и 13,41 метра в ширину) соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Высота капеллы – 20,7 метров, ее завершает цилиндрический свод с небольшими боковыми сводами.

В создании Сикстинской капеллы принимали участие многие великие творцы того времени. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Часовня знаменита не только красотой архитектурных форм, но и оформлением внутреннего пространства: в росписи стен участвовали такие великие художники как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Роселли, Люка Синьорелли. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея.

Всемирную славу Сикстинской капелле принесли фрески работы Микеланджело на своде потолка и над алтарем часовни. В 1508 году Папа Юлий II заказал Микеланджело Буонаротти роспись потолка капеллы. Работы длились около четырех лет – с 1508 по 1512 год: так появились знаменитые Сцены Творения. Позже (1535-1541), по заказу Папы Павла III Фарнезе Микеланджело написал над алтарем сцену Страшного Суда.

Обе фрески пострадали из-за многовековой копоти от свечей. Фреска Страшного Суда даже была закрашена при Папе Пие IV, которому показалось оскорбительным присутствие обнаженных фигур в сцене религиозного содержания. В 1980-1990 годах проведены реставрационные работы.

У северной границы Ватикана находится вход в Ватиканский или Папский дворец. Этот комплекс, состоящий из более чем тысячи комнат, нескольких часовен, музеев и папской библиотеки, является хранилищем множества шедевров мирового искусства с древнейших времен. Их разнообразие поражает: здесь можно увидеть древнеегипетские, сирийские, античные реликвии (в том числе такие хрестоматийные скульптуры как Аполлон Бельведерский и Лаокоон), скульптуры и живописные полотна эпохи Ренессанса, коллекцию древних географических карт и многое другое. Папские апартаменты дворца оформлены Рафаэлем и теперь известны как комнаты Рафаэля.

Среди музеев и галерей Ватикана особенно выделяются Музей египетского искусства, Музей этрусского искусства, Музеи Пио Клементино, Музей Кьярамонти и Ватиканская пинакотека с большой коллекцией работ итальянских мастеров.

Флоренция. Галерея Уффици

Галерея Уффици – не только один из старейших музеев Италии, начало которому было положено еще в 1560 году, когда флорентийский герцог Козимо Медичи начал постройку новой резиденции. Это еще и самое значительное в мире собрание итальянской живописи, начиная с зарождения собственно итальянской национальной школы в XIII веке и кончая произведениями XVIII века, когда итальянская живопись, пережив долгий и пышный расцвет в XV-XVII веках, стала клониться к упадку.

Ни один итальянский город не терпит недостатка в произведениях живописи своих великих соотечественников. Но коллекция картин Итальянского Возрождения, хранящаяся в Уффици, несравненна по своей исчерпывающей полноте. Джотто, фра Беато Анджелико, Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Филиппо Липпи, Мантенья, Мазаччо, Пьеро еo Франческа, Караваджо, Тициан – все прославленные титаны живописи, блиставшие на Апеннинах, представлены в этом уникальном музее целым рядом шедевров. Бесполезно поэтому даже пытаться охватить за один раз это грандиозное собрание, которого вполне достаточно, чтобы изучать по нему историю искусства Италии.

Среди жемчужин, составляющих собрание Уффици, трудно указать наиболее драгоценные. Но некоторые картины уже давно стали визитной карточкой знаменитой галереи, подобно «Джоконде» или Венере Милосской в парижском Лувре. Это прежде всего две картины великого флорентийского художника Сандро Боттичелли «Аллегория весны» («Примавера») и «Рождение Венеры». Написанные между 1477 и 1485 годами на вилле Медичи в Кастелло, они остаются олицетворением «золотого века» итальянского искусства – эпохи Высокого Возрождения.

Именно в Уффици находится тот самый знаменитый картон Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов», который произвел огромное впечатление на Андрея Тарковского. Огромный фолиант Леонардо, несколько раз появляющийся в автобиографическом фильме «Зеркало», открыт именно на репродукции «Поклонения». Еще одно необычное произведение Леонардо наверняка заинтересует знатока: это «Крещение Христа» – ученическая работа юного художника, написанная в соавторстве с учителем – знаменитым Андреа Вероккио. Маститый живописец доверил своему ученику написать лишь фигуру ангела, но даже неискушенный любитель наверняка отметит, как громко заявил о себе уже в этой работе будущий великий мастер.

Уффици обладает единственной значительной картиной Микеланджело Буонаротти (большая часть живописных работ великого скульптора – фрески в Сикстинской капелле в Ватикане). Это так называемое «тондо» (то есть картина круглой формы), изображающее Святое семейство. Иногда его называют по имени бывших владельцев «тондо Дони».

Итальянское собрание составляет львиную долю экспозиции галереи Уффици, но не исчерпывает ее. В зале Боттичелли рекомендуем зрителю не пропустить очаровательный «Алтарь Портинари» нидерландца Гуго дер Гуса, а среди произведений немецких художников не может не привлечь внимание целая коллекция – шесть полотен – Альбрехта Дюрера.

Венеция

Дворец Дожей

Дворец Дожей – фантастическое сооружение готического ренессанса из бело-розового мрамора является доказательством былого процветания Венецианской республики.

В этом дворце располагались одновременно Сенат, Верховный суд и тюрьма. Из этого дворца Дожи не только управляли своей обширной торговой империей, но и жили здесь; в нем проходили торжества, принимали дорогих гостей, вели переговоры с заклятыми врагами. Дворец строился на уходящих в дно лагуны сваях. В крепостных укреплениях и дозорных башнях необходимости не было, так как на момент строительства дворца венецианцы чувствовали себя под полной защитой флота.

Внутри вы увидите роскошную позолоченную Scala d'Oro (Золотую лестницу), стены и потолки, расписанные лучшими венецианскими художниками. Обязательно посетите экскурсию по тайным комнатам дворца, который проведет вас по секретным комнатам дожей, на чердак дворца и в тюрьму с комнатами пыток.

Галерея Академии

Этот музей – один из красивейших музеев не только Венеции, но и мира. Галерея была основана в 1750 году, первоначально выполняя функции школы живописи и ваяния.

В Галерее собраны самые значительные произведения венецианских живописцев пяти веков. В ней 25 залов, каждый из которых соответствует определенной тематике и периодам.

Сейчас среди экспонатов этого музея полиптих Паоло Венециано «Коронование Марии», «Святой Георгий» Мантеньи, «Мадонна с младенцем, святой Екатериной и святой Магдалиной» и «Оплакивание Христа» Джованни Беллини, «Гроза» и «Старая синьора» Джорджоне, «Пьета» Тициана, а также произведения Лоренцо Пальма Веккью, Веронезе, Гварди, Лонги, Карпаччо и других.

Коллекция Гуггенхейм

Посещение этого музея особо рекомендуется для ценителей современной живописи и тем, кто интересуется историей и архитектурой. Одна из крупнейших в мире коллекций картин художников 20 века расположилась во дворце, построенном в 1749 году архитектором Лоренцо Боскетти.. Музей очень интересен и содержит уникальную частную коллекцию современной живописи. В музее есть зал кубизма (экспонаты Пикассо, Брака, Леже, Дали, Купки, Шагала и других), зал сюрреализма (Магритт, Дельво, Дали, Танги…), зал футуризма и абстракционизма (Кандинский, Брак). В музее также организуются временные выставки.

Морской исторический музей

В музее выставлены свыше 25.000 тысяч экспонатов. Одна из коллекций это макеты кораблей и корабельная оснастка. Самое интересное – кортелла – единственная сохранившаяся часть галеры 16 века.

Германия

Наши рекомендации