Лондонская Национальная галерея

Экспозиция этого музея не относится к числу самых обширных. Но качественно он не уступает таким гигантам, как парижский Лувр или петербургский Эрмитаж. По отношению количества всемирно известных шедевров к общему размеру коллекции Лондонской Национальной галерее в мире нет равных. Трудно найти среди знаменитейших художников мира такого, картины которого отсутствовали бы в лондонском собрании. При этом величайшие европейские школы живописи представлены в лондонской экспозиции не просто самыми прославленными именами, но и кульминационными работами этих мастеров. Коллекция Лондонской галереи позволяет полноценно изучать историю европейского искусства в его вершинных проявлениях.

Конечно, находясь в Англии, в первую очередь хочется познакомиться с английским искусством. Музей предоставляет эту возможность в полной мере. Пейзажи и портреты Гейнсборо и Лоуренса, сатирические полотна Хогарта демонстрируют британскую художественную школу во всем ее своеобразии. Живопись Англии достойно соперничает с более знаменитыми живописными традициями Италии, Нидерландов, Испании, неслыханно богато представленными в Лондонской Национальной галерее.

Экспозиция содержит жемчужины итальянской школы живописи – это и «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи (зрелый вариант более ранней работы, хранящейся в Лувре), и его же картон «Святое семейство», шесть полотен Боттичелли, в том числе одна из самых знаменитых его картин «Венера и Марс», «Крещение» Пьеро Франческа, не говоря уже о произведениях фра Беато Анжелико, Антонелло да Мессина, Тициана, Веронезе, Тинторетто.

Нидерландская школа представлена самой значительной в Европе коллекцией. Она включает четыре полотна Яна Ван Эйка (ни один музей мира не располагает таким собранием), в том числе одну из самых значительных его картин – портрет четы Арнольфини, произведения Кампена, Мемлинга, Кристуса, Ван дер Вейдена, Боутса, Давида, Босха – всех звезд нидерландского «золотого века» живописи, а сверх того – Брейгеля, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка и других знаменитых голландцев. Обратите особое внимание на великого голландского художника XVI века Вермеера Дельфтского. В Лондонской галерее есть две его картины, и это немало: Вермеер, один из самых загадочных художников Нидерландов, оставил после себя так мало произведений, что по всему миру они наперечет, и даже в Голландии, на родине художника, находятся лишь шесть его полотен.

В Лондонской галерее выставлены произведения крупнейших испанских художников: Эль Греко, Мурильо, Риберы, Сурбарана, Гойи. Величайший живописец Испании Диего Веласкес представлен в музее девятью полотнами, и среди них – едва ли не самая знаменитая картина испанской школы «Венера перед зеркалом».

По сравнению с испанцами, итальянцами и фламандцами, немецкая и французская коллекция не столь богаты. Но тем не менее имена Кранаха, Альтдорфера, Гольбейна, Дюрера, Каспара Давида Фридриха, Ватто, Пуссена, а также самых знаменитых французских импрессионистов говорят сами за себя.

Британский музей

Простое и гордое имя Британского музея носит одна из грандиознейших сокровищниц мира. На территории почти в 6 гектаров, в комплексе зданий, возводимых в течение более чем ста лет, хранятся памятники всех ныне известных мировых культур. Благодаря этому Британский музей заслуженно именуют музеем цивилизаций.

Британский музей – один из немногих музеев Европы, который интересен не только представленными в нем экспонатами, но и сам по себе является драгоценнейшим памятником культуры. Его почтенная двухсотпятидесятилетняя история неразрывно связана с историей Великобритании – страны, где процветали естественные науки. Именно ученый-натуралист – не художник, не меценат – положил начало ныне прославленному собранию. Это был королевский лейб-медик сэр Ханс Слоун (1660-1753). За свою долгую жизнь он собрал гигантскую коллекцию естественно-научных, этнографических и художественных редкостей.

Британский музей начался именно с этой коллекции, завещанной Слоуном государству вместе с обширной библиотекой. Тогда же правительство приобрело фамильную коллекцию английских рукописей графа Эдварда Харли, а в 1753 г. – собрание исторических манускриптов, редких книг и монет коллекционера сэра Роберта Коттона (1571-1631). Так стали постепенно определяться основные направления будущего музея: естественные и гуманитарные науки, а также нумизматика.

Начиная с того момента, когда наследство сэра Слоуна перешло в руки английского правительства, развитие музея шло под неусыпной заботой государства. Для сбора средств на приобретение коллекций и музейного здания была организована лотерея, в результате которой был куплен изящный особняк Монтегю-хаус, стоящий посреди парка в тогдашнем лондонском пригороде Блумсбери (ныне – один из районов Лондона).

В число совета попечителей, стоявшего во главе музея, входили члены семейств основателей: Слоун, Коттон и Харли, государственные деятели и, разумеется, ученые. Коллекция пополнялась благодаря заботам королевского дома: в 1757 году король Георг II (1727-1760) передал в дар рождающемуся музею придворную библиотеку, которой уже в то время было около трехсот лет (ее начали собирать в XV веке). Именно Георг II издал распоряжение, согласно которому библиотека Британского музея получала право на первый экземпляр каждой книги, вышедшей на территории Великобритании.

15 января 1759 г., за полтора с лишним года до смерти короля Георга, музей открылся. Интерес к нему был необычаен. Многие дожидались месяцами своей очереди: пускали туда только по предварительной записи, хотя музей изначально создавался как общедоступный. Посетители получили свободный доступ во все залы лишь во второй половине XX в.

В течение XVIII-XIX вв. собрание музея активно пополнялось. В 1772 г. британское правительство купило коллекцию древнегреческих и этрусских ваз. Через тридцать лет, в 1802 г. – еще более важное приобретение: английские войска в Египте, столкнувшись с наполеоновской армией, обнаруживают среди захваченных французами трофеев множество произведений искусства древнего Египте. В их числе – ставший впоследствии знаменитым Розеттский камень, ныне – одна из драгоценнейших жемчужин Британского музея.

Благодаря этой базальтовой плите, на которой выбит длинный текст на древнегреческом и древнеегипетском языках, французский ученый-египтолог Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832) совершит свое открытие: сравнив параллельные тексты, он откроет секрет расшифровки древнеегипетских иероглифов.

Не проходит и пятнадцати лет, как Британский музей украшает еще один шедевр, тоже приобретенный путем не слишком праведным. Англичанин лорд Эльджин, большой поклонник античной Греции, добивается от турецкого правительства (в то время Афины принадлежали Турции) фирмана, где сказано: «Никто не должен чинить ему препятствий, если он пожелает вывезти из Акрополя несколько каменных плит с надписями или фигурами». Лорд Эльджин широко истолковал любезное разрешение: он отослал в Лондон ни много ни мало двести ящиков, содержащих целые фризы и множество архитектурных деталей Парфенона, созданного некогда под руководством великого Фидия.

Эти же методы практикуются и в дальнейшем. Английские археологи – Артур Эванс на Крите, Флиндерс Питри в Египте, Остин Генри Лэйярд в Месопотамии и другие – совершают ряд крупнейших открытий. Какое бы то ни было законодательство, упорядочивающее вывоз археологических ценностей, тогда отсутствовало. Все находки английских археологов, естественно, покидали страну и становились достоянием стремительно расщиряющегося Британского музея. Собрание обогащается скульптурами мавзолея в Галикарнассе, храма Артемиды в Эфесе, считавшихся чудесами света. Появляется великолепный отдел Ассирии и Шумера, сердцевина которого – обнаруженные Лэйярдом статуи и рельефы из дворца царя Ашшурнасирапала (884-859 гг. до н.э.), в свое время потрясшие мир и оказавшие заметное влияние на европейское искусство.

Ныне музей владеет крупнейшим в мире собранием скульптуры Передней Азии, отдел египетских древностей насчитывает около 66 тыс. единиц, а древнегреческое собрание располагает целым рядом всемирно прославленных шедевров: кроме скульптур Акрополя, это бюст Перикла, статуя Деметры и другие.

Небольшой Монтегю-Хаус не мог вместить поток сокровищ, текущих в Лондон из колоний. В 1823-47 году появляется первый ряд пристроек к нему, которые делались и в дальнейшем по периметру здания. Парадный фасад получает торжественную колоннаду, а внутренний двор превращается в читальный зал. Естественнонаучные коллекции переведены в музей естественной истории. Музей человечества принимает этнографическую коллекцию, включающую памятники Африки, Океании и доколумбовой Америки. Из Монтегю-хаус выехала и библиотека Британского музея, ныне объединенная с другими книжными собраниями и образующая Британскую библиотеку. Но и по сей день в старом здании музея остается коллекция рукописей и многие библиографические редкости.

Сегодня Британский музей на своем сайте скромно именуется «возможно, величайшей в мире коллекцией археологических находок». Экспозиция делится на десять частей. Это памятники (в основном, скульптура и прикладное искусство) Древней Греции, Рима, Древнего Египта, Африки, обеих Америк, Азии, Японии, Ближнего Востока, тихоокеанских островов.

Специально выделено нумизматическое собрание, включающее более 750 тысяч монет и медалей, европейское прикладное искусство Средневековья и Нового времени и английская коллекция – памятники искусства и археологические материалы, начиная с доримской эпохи. Среди них – так называемый «линдоусский человек» - найденная в 1984 г. в болотах северо-западной Англии предполагаемая жертва друидического жертвоприношения.

Хотя в Британском музее нет значительной живописной экспозиции (одна из прекраснейших коллекций европейской живописи хранится в Лондонской Национальной галерее), он располагает одним из самых крупных собраний рисунка и гравюры, насчитывающим около 570 тыс. листов. Среди них творения великих художников: двадцать рисунков Леонардо да Винчи, тридцать один – Рафаэля, восемьдесят пять – Микеланджело, около сотни рисунков и гравюр Дюрера, сто семнадцать – Рембрандта, двести – Гольбейна. Если прибавить к этому коллекцию графики Антуана Ватто и Клода Лоррена, то масштаб лондонского собрания предстанет во всей своей грандиозности.

Франция

Лувр

Лувр – древний замок французских королей – сегодня выглядит так, как он выглядел еще в эпоху Генриха IV и Людовика XIII, когда была предпринята кардинальная перестройка средневекового здания. Ныне это один из крупнейших в мире музеев. И хотя в его гигантской экспозиции наряду с шедеврами встречается и множество второстепенных произведений, Лувр по праву занимает ведущее место среди мировых художественных собраний.

В Лувр можно попасть двумя способами, и оба они поражают воображение. Первый, самый распространенный – с улицы Риволи или из сада Карусель – через знаменитую стеклянную пирамиду, которая вызвала столько споров среди любителей искусства. Второй – непосредственно из станции метро «Пале-Рояль-Лувр»: посетитель попадает в гигантский подземный торговый центр и, путешествуя по его переходам, незаметно для самого себя оказывается в «зале Наполеона» – на территории одного из самых грандиозных в мире музеев.

Несмотря на обилие разноязычных и раздаваемых бесплатно путеводителей, разобраться в луврской топографии с первого взгляда трудно. Лувр имеет семь «департаментов» и три «крыла», а также четыре уровня (не считая подземного, где расположены гардероб, кассы и информация). Первый и второй уровни называются соответственно «ре-де-шоссе» и «антресоль», а третий и четвертый – первым и вторым этажами.

На деле же все оказывается просто. «Департаменты» здесь означают разделы экспозиции. Таких департаментов Лувр насчитывает семь: живопись, графика, скульптура, прикладное искусство, а также древности – восточные, еos-римские и древнеегипетские. Эти департаменты располагаются по трем крыльям здания (имеющим собственные имена – Ришелье, Денон и Сюлли). Каждый департамент имеет свои подразделения. Изобразительные искусства делятся в соответствии с той или иной художественной школой, древности – по эпохам.

Трудно охватить единым взглядом грандиозную экспозицию Лувра. Среди наиболее ценных коллекций – собрание «египетского департамента», одно из самых богатых в мире, начало которому положил в 1826 году сам Франсуа Шампольон, знаменитый египтолог, расшифровавший древнеегипетские иероглифы. Недавно вновь открывшийся после длительной реконструкции древнеегипетский отдел – один из самых посещаемых департаментов Лувра.

Можно ли побывать в Лувре и не увидеть знаменитую на весь мир Венеру Милосскую, древнегреческую статую богини Ники, несравненную Джоконду Леонардо да Винчи? Нет, конечно. Администрация музея тоже так считает. Поэтому среди многочисленных указателей резко выделяются те, которые настойчиво влекут посетителя к этим «хитам» луврской экспозиции, минуя сокровища не столь прославленные, но нередко не менее драгоценные. Например, «Джоконда», известная также под именем Моны Лизы, вовсе не единственная картина Леонардо в Лувре, не говоря уже о двух прекрасных портретах Рафаэля, произведениях Боттичелли, Джотто, Пьеро еo Франческа и других жемчужинах итальянской школы, заслуживающих никак не меньшего внимания, но теряющихся среди множества картин второстепенных художников.

Основная масса туристов, устремляясь в роскошные и широко рекламируемые залы итальянской и французской живописи, нередко пропускает небольшую, но прекрасную коллекцию живописцев северноевропейских школ, включающую полотна Яна Ван Эйка, Рогира Ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля, Массейса, Вермеера и Рембрандта, а также знаменитых немцев Гольбейна и Дюрера.

Французская коллекция Лувра заслуживает тщательного осмотра, так как это самое значительное собрание картин французской школы, начиная с эпохи Средневековья и кончая серединой XIX века. Произведения средней руки, вроде огромных помпезных полотен XIX века, здесь соседствуют с подлинными шедеврами, как, например, знаменитый «Жюль» (он же «Пьеро») Антуана Ватто или «Завтрак» Франсуа Буше. Прекрасный художник Камиль Коро (1796-1875) служит водоразделом между эпохами романтического искусства и импрессионизма, и соответственно – собраниями Лувра и музея д'Орсе, где выставлена французская живопись начиная со второй половины XIX века.

Музей д'Орсэ

Один из прекраснейших музеев Франции, музей д'Орсэ, лежит на левом берегу Сены, как раз напротив сада Тюильри и другого славнейшего художественного хранилища – Лувра. Подобно Лувру, он дал свое имя набережной, на которой находится.

Не каждая столица и даже не каждое государство может похвастаться музеем, столь полно и завораживающе воплощающим самую душу искусства страны – так, как музей д'Орсэ воплощает душу французского искусства. Если вы, будучи в Париже, не успели прогуляться по Лувру – это досадно. Но если вы не посетили музей д'Орсэ – можно считать, что дух Франции в его наисовершенной полноте остался вам неведом.

В конце XIX века, накануне Всемирной выставки правление Орлеанской железной дороги принимается за строительство нового вокзала на месте разрушенного дворца д'Орсэ. Здание вокзала соединяло в себе труды лучших архитекторов и достижения новейшей техники.

В 1900 году французский художник Эдуард Детай писал: «Вокзал великолепен и выглядит как дворец изящных искусств». Он оказался пророком: здание вокзала д'Орсэ, постепенно устаревшего технически и наконец заброшенного, в 1986 году получило вторую жизнь в качестве музея французского искусства середины XIX – начала XX века, где произведения и самого Детая занимают не последнее место.

Нечасто можно встретить такую гармонию между архитектурой музея и его экспозицией. Сохраненный в максимальной неприкосновенности вокзал эпохи модерна с его галереями, стеклянной крышей и гигантскими часами на противоположном от входа торце стилистически составляет единое целое с прикладным искусством «art nuveau», живописью французских символистов и гордостью экспозиции – картинами импрессионистов: Ренуара, Дега, Моне, Мане, Сезанна и других.

Нигде в мире нет столь полного собрания импрессионистов, и нигде в мире импрессионисты так не смотрятся, как в Париже. Секрет особого обаяния парижской экспозиции, очевидно, в том, что в сегодняшнем Париже жив дух Парижа Ренуара и Писарро, Моне и Сезанна. И если Париж средневековый или «мушкетерский» сохранились лишь в немногих кварталах (таких, например, как Латинский), то Париж Третьей Империи и Париж эпохи модерна в полном смысле слова определяют сегодняшнее восприятие французской столицы.

Ницца. Музей Шагала

Музей Марка Шагала в Ницце полностью торжественно именуется «Le Musee National Message Biblique Marc Chagall». По-русски это звучит приблизительно как «Библейское послание Марка Шагала».

Уникальность этого музея среди европейских художественных собраний заключается в цельности его экспозиции: сердце ее – цикл из семнадцати полотен на сюжеты из Ветхого завета, созданный Шагалом между 1962 и 1967 годами. Собрание дополняет серия гуашей, также тематически связанных с Библией, но созданных мастером значительно раньше, в 1930-32 годах. Эти два цикла были принесены в дар французскому правительству Марком и Валентиной Шагал (позже к ним добавились несколько произведений также на библейскую тему, датируемых 1987 годом).

Национальный музей Библейского послания Марка Шагала был торжественно открыт 7 июля 1973 года. В организации музея принимал активное участие сам Андре Мальро – знаменитый французский писатель и политический деятель, бывший в правление Шарля де Голля министром культуры Французской республики. Именно по его инициативе проект музея был поручен известному архитектору Андре Эрману.

Сам Шагал тоже не остался в стороне – специально для своего будущего музея он создал мозаику и витражи концертного зала.

Из семнадцати картин библейского цикла двенадцать, объединенные общей сине-изумрудной гаммой, связаны с книгами Бытия и Исхода. Остальные пять, в ярко-красных тонах, вдохновлены любовной лирикой Песни Песней.

Поклонники искусства витебского мастера узнают на этих полотнах его неизменных персонажей: ослика, корову, петуха, мирно гуляющих в райских кущах или радостно устремляющихся на волю из Ноева ковчега…

Италия

Рим

Капитолийские музеи

Один из самых значительных музейных комплексов Рима. Расположены на площади Капитолия в стоящих друг напротив друга зеркально-симметричных зданиях, Новом Дворце (Palazzo Nuovo) и Дворце Консерваторов (Palazzo dei Conservatori). Коллекция включает в себя произведения искусства Древнего Рима, а также великолепные работы Бернини (Bernini) и Караваджио (Caravaggio).

Наши рекомендации