Музейная сеть. Виды музеев (классификация)

Совокупность музеев, существующих на опреде­ленной территории, называют музейной сетью. Это понятие употребляется и для обозначения групп музе­ев одного профиля, одного типа или одной ведомствен­ной принадлежности: сеть художественных музеев, сеть музеев под открытым небом, сеть музеев Минис­терства культуры РФ.

Музейная сеть России формировалась на протя­жении трех столетий, и начальные этапы этого про­цесса носили в значительной степени стихийный ха­рактер, хотя объективно они отражали экономичес­кие, научные и культурные потребности своего времени. На основе музейной сети, сложившейся к 1917 г., а также национализации, конфискации и се­куляризации огромных художественных ценностей после Октябрьской революции в России была создана единая государственная музейная сеть, развитие которой направлялось и регулировалось центральными органами власти.

Каждый из музеев уникален и неповторим. И вме­сте с тем в составе их собраний, масштабе деятельнос­ти, юридическом положении и других характеристи­ках есть некоторые сходные черты, которые позволя­ют распределять все многообразие музейного мира на определенные группы, иными словами, осуществлять классификацию.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Например, историчес­кие музеи связаны с системой исторических наук, хра­нящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого.

Музеи одной специализации, то есть одного про­филя, объединяются в профильные группы: естествен­но-научные музеи, исторические музеи, художествен­ные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от струк­туры профильной дис­циплины или отрасли знаний эти основные профильные группы де­лятся на более узкие.

Исторические музеи де­лятся на:

общеисторические му­зеи (широкого профи­ля); например Государ­ственный Историчес­кий музей в Москве;

археологические му­зеи; например архео­логический музей-за­поведник «Танаис»;

этнографические му­зеи; например Россий­ский этнографический музей в Петербурге;

военно-исторические музеи; например, Цен­тральный музей Вели­кой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в Москве;

музеи политической истории; например Музей политической истории России в Пе­тербурге;

музеи истории рели­гии; например Музей истории религии в Пе­тербурге;

историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различ­ных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наи­более ярко проявляются в интерьерах жилищ; на­пример Музей городского быта «Старый Владимир»;

монографические музеи, посвященные конкретно­му лицу, событию, учреждению, коллективу; напри­мер, Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда;

• прочие исторические музеи; например, Музей ис­тории Москвы, Музей истории политической по­лиции России XIX —XX вв. в Петербурге.

Художественные музеи делятся на:

музеи изобразительного искусства (национально­го и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве;

музеи декоративно-прикладного искусства; на­пример, Всероссийский музей декоративно-при­кладного и народного искусства в Москве;

музеи народного искусства; например, Музей народного искусства Научно-исследовательско­го института художественной промышленности в Москве, Музей палехского искусства в г. Палех Ивановской области; Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров;

монографические; например, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологод­ской обл.;

• прочие художественные музеи.

Естественно-научные музеи делятся на палеонтоло­гические, антропологические, биологические (широко­го профиля), ботанические, зоологические, минералоги­ческие, геологические, географические и прочие музеи.

Существуют музеи, собрания и деятельность кото­рых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями ком­плексного профиля. Самыми распространенными сре­ди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко со­здаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.

Комплексным профилем обладают и музеи-ансам­бли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, на­пример, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художе­ственным профилем обладает один из крупнейших му­зеев Московской области — «Новый Иерусалим».

Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. поло­жило начало возникновению подводной археологии. Хотя остатки древних судов и прежде поднимались на поверхность водолазами, только изобретение ав­тономного аппарата для дыхания позволило археоло­гам вести раскопки под водой в соответствии с теми же правилами, что и на суше. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых техноло­гий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы — музеев подвод­ной археологии. В их собраниях — остовы и фраг­менты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известнос­тью среди музеев этой профильной группы пользу­ются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в., а также Бодрумский музей подводной археологии (Турция), в выставке которого — предметы, найденные в ходе раско­пок пяти кораблей, затонувших между 1600 г. до и. э. и 1025 г. н. э.

Наряду с профильной классификацией использу­ется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общест­венного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи.

Научно-исследова­тельские музеи функ­ционируют при науч­но-исследовательских институтах и академи­ях наук, в состав кото­рых они обычно входят в качестве структур­ных подразделений. Их фонды используют­ся в научных целях, а экспозиции ориенти­рованы прежде всего на специалистов. При­мером этого типа музе­ев может служить На­учный музей Институ­та мозга Российской академии медицинских наук, или, например, Музей внеземного ве­щества в составе Инсти­тута геохимии и анали­тической химии Российской академии наук (Москва), где на протяжении многих лет ведутся исследования внеземного вещества и создаются приборы для прове­дения научных изысканий в космосе. В музейной экс­позиции представлены коллекции метеоритов и лун­ных образцов, а также приборы — инструменты дис­танционного исследования состава атмосферы, грунта и других характеристик больших планет.

К самому распространенному типу относятся на­учно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы прежде всего на массового посетителя, их фон­ды широко используются в культурно-образователь­ных целях. В их деятельности большое внимание уде­ляется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобра­зительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Эр­митаж и Музей антропологии и этнографии в Петер­бурге.

Главное назначение учебных музеев — обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в ос­новном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах — Музей лесоводства им. Г.Ф.Морозо­ва Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и ме­тоды работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во вре­мя практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фон­ды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступ­ны для массового посетителя. Таковы, например, неко­торые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

Типология по признаку общественного назначе­ния музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не суще­ствует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания — в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.

Существует и другая типология музеев, в соответ­ствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа.В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музея­ми функции документирования. Музеи коллекционно­го типа строят свою деятельность на основе традицион­ного собрания вещественных, письменных, изобрази­тельных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осу­ществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ан­самблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижи­мых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев — музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на ме­сте их нахождения с сохранением или восстановлени­ем историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедни­ков, например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Историко-архитектурный и этнографический му­зей-заповедник «Кижи» включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Он обра­зован в 1969 г. на острове Кижи, соседних островах и прилегающей к ним части побережья Онежского озе­ра. Музей включает свыше 70 памятников народного де­ревянного зодчества — культового и гражданского, часть из которых привезена из различных районов Карелии. Среди них — уникальная деревянная ярусная пирами­дальная Преображенская церковь с 22 главами (1714 г.), с четырехъярусным иконостасом и иконами середины XVIII в. Архитектурно-этнографическая экспозиция му­зея воспроизводит облик карельских и русских дере­вень, уклад жизни их обитателей. В интерьерах построек демонстрируются иконы, расписные церковные потол­ки — «небеса», народные музыкальные инструменты, хозяйственная утварь, инструменты для различных ре­месел, народная одежда, вышивка, узорное ткачество.

Особую типологи­ческую группу образу­ют и мемориальные му­зеи, создающиеся с це­лью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристи­ками профильной клас­сификации.

Понятие «мемори­альный музей» за вре­мя своего существова­ния претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х — начале 1960-х гг. относили все музеи, по­священные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и события­ми, и которые не имели в своих экспозициях мемо­риальных предметов. Позже усилиями исследовате­лей A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документаль­ной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями ко­торого являются мемориальное здание или место, кол­лекция мемориальных предметов и мемориально-бы­товая экспозиция, закрепило «Положение о мемори­альных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или харак­тером деятельности человека, которому посвящен.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере ус­ловный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, со­храняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограни­чивают свою деятельность только сохранением па­мятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музе­ев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономернос­ти их развития, способствовать большей эффективно­сти музейной деятельности в целом.

Существуют и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с ти­пологией. В основе классификации музеев может ле­жать административно-территориальный признак, в соответствии с которым различаются республикан­ские, краевые, областные, районные музеи. По принад­лежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бю­джета. Большая их часть находится в ведении Минис­терства культуры РФ. Вместе с тем существует значи­тельная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а раз­личным министерствам и ведомствам, решая поставлен­ные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи;они финансируются из государственного бюдже­та через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить Зоологический музей Московского университета им. М. В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и про­фессионального образования, Центральный музей же­лезнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург), Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург). Су­щественная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по дан­ным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся ми­ровой известностью — Музей антропологии и этногра­фии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералоги­ческий музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкин­ский дом).

К категории общественных музеев относятся му­зеи, созданные по инициативе общественности и дейст­вующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Фи­нансируют общественные музеи те учреждения, При которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» ис­пользовался термин «народный музей».

Традиция созда­ния общественных му­зеев стала складывать­ся в России на рубеже XIX —XX вв.; большой размах музейное стро­ительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведче­ского движения и ра­ботой по созданию «ле­тописей» фабрик и за­еosi. Однако в 1941 г. лишь около 10 общест­венных музеев сохра­няли свой статус. Со­временная сеть общественных музеев начала формиро­ваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 января 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, дейст­вующих на территории 26 республик, краев и областей России.

Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, учреждениях, организациях, на предприятиях; они выполняют те же социальные функции, что и государственные музеи. Независимо от профиля их деятельность имеет чаще всего краевед­ческую направленность, в фондах преобладают мате­риалы, собранные на территории района и связанные с местной историей. В собрании общественных музеев могут быть и памятники, имеющие большую научную, художественную, мемориальную ценность. Поэтому общественные музеи рассматриваются как резерв развития государственной музейной сети: за послед­ние два десятилетия около 200 общественных музеев получили статус государственных учреждений.

В начале 1990-х гг. изменения в общественно-по­литической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных му­зеев. Закрылись музеи революционной славы, комсо­мольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы, музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие му­зеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам — музеи А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, B.C.Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около 1000 обще­ственных музеев.

В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых ле­жат собрания, принадлежащие частным лицам, но до­ступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей при­роды), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.

В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый ча­стный художественный музей — Русский националь­ный музей искусств. В его фондах представлены произ­ведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искус­ства.

4.1. Музей как форма коммуникации

Коммуникация (лат. Communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — это передача информации от одного сознания к другому. Общение, обмен идеями, мыслями, сведениями — такой смысловой ряд выст­раивается в связи с этим понятием. Коммуникация обязательно протекает посредством какого-либо но­сителя; в его качестве могут выступать материальные объекты, логические конструкции, речь, знаковые системы, ментальные формы и другие проявления. Когда субъекты коммуникации не вступают в пря­мой контакт, коммуникация осуществляется посред­ством текста или другого носителя информации. Главная черта коммуникации — это наличие воз­можности для субъекта понять ту информацию, ко­торую он получает.

Понимание как сущность коммуникации предпо­лагает единство языка коммуницирующих, единство ментальностей, единство или сходство уровней соци­ального развития. Но возможна и коммуникация да­леких во времени и пространстве культур; в таком случае понимание культур возможно как реконст­рукция или конструкция по тем законам обработки информации, которые приняты в воспринимающей культуре.

В начале XX в. появился термин «социальная ком­муникация», а после второй мировой войны возникли философские концепции развития общества, рассмат­ривающие социальную коммуникацию как источник и основу общественного развития.

Понятие «музейная коммуникация» ввел в науч­ный оборот в 1968 г. канадский музеолог Дункан Ф. Камерон. Рассматривая музей как коммуникацион­ную систему, он считал ее отличительными специфи­ческими чертами визуальный и пространственный ха­рактер. Согласно его трактовке, музейная коммуника­ция — это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные ве­щи». В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помо­щью экспонатов особые невербальные пространст­венные «высказывания», а с другой, — способность посетителя понимать «язык вещей».

Такой подход позволил Д.Ф. Камерону сформули­ровать ряд предложений по организации музейной деятельности и взаимодействию музея и аудитории. Во-первых, наряду с хранителями-экспозиционерами полноправное участие в создании музейной экспози­ции должны принимать художники (дизайнеры), кото­рые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Во-вторых, экскур­соводам (музейным педагогам) следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вер­бальную форму, а обучать «языку вещей» тех посети­телей, которые этим языком не владеют. В-третьих, в музей должны прийти новые специалисты — музей­ные психологи и социологи, которые будут обеспечи­вать «обратную связь» в целях повышения эффектив­ности музейной коммуникации путем коррекции как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия.

Работы Д.Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критиче­ские отклики, тем не менее стали одним из поворот­ных пунктов в развитии музееведческой теории. До начала 1960-х гг. сохранялось определенное от­чуждение музеев от общества. Научные исследова­ния предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов. Между тем стала на­стоятельно ощущаться потребность в теории, позво­ляющей объяснить процесс взаимодействия музеев с обществом и направить его в нужное русло. Запол­нить этот вакуум в музееведении помогли коммуни­кационные представления, получившие к тому вре­мени распространение в других областях знания. В 1980-е гг. происходит оформление теории музейной коммуникации, которая складывалась наряду и в по­лемике с такими традиционными направлениями, как, например, теория музейного предмета, теория музейной деятельности. Существенный вклад в ее разработку наряду с трудами Д.Ф. Камерона внесли исследования Ю. Ромедера, В. Глузинского, Д. Пор­тера, Р. Стронга, М.Б. Гнедовского.

Постепенно в музееведении сформировался но­вый, коммуникационный подход, при котором посети­тель рассматривался в качестве полноправного участ­ника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного под­хода. Обозначились и разные структурные модели му­зейной коммуникации.

Одна из наиболее распространенных моделей со­стоит в том, что посетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой модели посетитель общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом само­ценное значение. Цель этого общения — не получение знаний, а эстетическое восприятие, которое не долж­но подавляться информацией искусствоведческого ха­рактера. Такая форма коммуникации в большей степе­ни характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний созда­ют для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учат эстетическому восприятию экс­поната как особому искусству.

Принципиально новым в контексте теории музей­ной коммуникации стал подход немецкого музееведа Ю. Ромедера. Согласно его концепции, музейный предмет не должен рассматриваться как самоценный, потому что он всегда является лишь «знаком некоторо­го общественно-исторического содержания»3. Музей­ная экспозиция в данном случае предстает как знако­вая система, отображающая различные историко-культурные явления и процессы через экспонаты как знаковые компоненты. Причем отображается не сама действительность, а ее понимание автором экспози­ции, которое представлено в виде определенной концепции и художественного образа (дизайна). Эта модель музейной коммуникации используется для общения с иной культурой, и главное в ней — преодо­ление культурно-исторической дистанции. При этом сотрудник музея выступает в роли посредника в обще­е между двумя культурами.

Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности. Поэтому акт музейной коммуникации может быть не только успешным, но и прерванным, в случае если культурные установки обоих субъектов коммуникации различны, и те ценностные значения, которыми наделил вещи один из субъектов, вторым «не прочитываются». Для устранения нарушений и в целях выработки «общего взгля­да на вещи», необходим диалог между субъектами коммуникации, который может включать элементы вербального комментирования смысла собрания пред­метов. Необходимы также социологические и психо­логические исследования в рамках «музей и посети­тель», которые позволяют музеям устанавливать «об­ратную связь» со своей аудиторией.

тема 2. Музей в истории культуры

2.1. История музейного сервиса в зарубежных странах и в России

Все цивилизации, даже самые древние, собирали и хранили предметы, имеющие религиозное значение или эстетическую ценность. В античное время не было музеев в привычном смысле слова, но именно тогда (в 5-4 в. до н.э.) из Академии Платона появился храм, в котором стояли статуи муз. Храм был включен в повседневную жизнь: «студенты», обучавшиеся здесь, приходили в храм в поисках поэтического вдохновения и научных озарений. В античное время выявились 2 варианта сохранения и передачи ценностей культуры: 1.общественные хранилища при храмах и государственных учреждениях (например, пинакотека – собрание картин у входа в Афинский Акрополь); 2.личные коллекции государственных деятелей и частных лиц. Рим в древности был украшен множеством замечательных статуй, триумфальными арками, зданиями-памятниками и был, по сути, огромным музеем под открытым небом. Собрания произведений искусства хранились и в термах.

В средние века здания церквей, соборов становятся хранилищами предметов искусства и даров, считавшихся полезными для пропаганды веры. Произведения искусства чаще всего выступали в качестве предметов культового назначения для церковной службы либо оформляли интерьер храма. Благосостояние, авторитет того или иного храма зависели от количества церковной утвари. Так в средневековой Европе формировались церковные сокровищницы. Однако сокровищница еще не коллекция, а тем более не музейное собрание. Коллекцию отличает собрание разрозненных предметов в единое целое, отвечающих вкусу и интересам собирателя. Коллекция становится музеем в силу ее общедоступности, возможности знакомства с ней других людей. Именно такой процесс начинается в эпоху Возрождения. В этот период возникает интерес к естественно-научным коллекциям.

До 17 в. коллекции, являясь собственностью частных лиц, служат лишь удовлетворению потребностей своих хозяев. С 1699г. проводятся выставки в Большой галерее Лувра. 18 век, продолжив эту работу, делает королевские коллекции частично доступными для посетителей (при сохранении их частного характера): с 1750 – Франция, с 1769- Италия, с 1779 – Германия. Первыми публичными музеями в современном смысле слова – стали Британский музей в Лондоне (открыт в 1759) , Лувр (с 1791 собственность государства, открыт для народа с 1793г.) Новой функцией Лувра стало распространение знаний (экскурсии, лекции и т.п.) В 19в. происходит открытие национальных музеев в Европе: Национальная картинная галерея в Вашингтоне (1865), Музей истории искусства (Вена, 1891) и т.д. В 19 в. возникает и успешно решается новая задача: создание специальных зданий для публичного показа музейных коллекций. Основными потребителями услуг музеев были художники, научные работники, антиквары, коллекционеры. Возникают исторические, естественнонаучные, технические, литературные и т.д.

Отечественная история музеев и музейного сервиса восходит к 10-11 векам, когда после принятия христианства начинается строительство церквей и соборов. Все они имели ризницы – специальные помещения для хранения риз, церковной утвари т других ценных вещей. В 1037 г. великий князь киевский Ярослав Мудрый повелел хранить рукописные книги при Софийском соборе. В ризницах храмов, кроме рукописных книг хранятся княжеские и боярские дары: ювелирные изделия, узорные и парчовые ткани.

С конца 15 в. начинает формироваться собрание ценностей великокняжеского, а затем и царского двора в Кремле, которое позже влилось в Оружейную палату. Она была учреждена Василием Третьим в 1511 г. в качестве мастерской по изготовлению оружия. В ней сохранились знаки царской власти, а также коллекции русских орденов и медалей, старинная русская посуда, шапка Мономаха (13 век). В 1700 г. в Оружейную палату влились Золотая и Серебряная палаты, изготовлявшие и хранившие ювелирные изделия и драгоценную посуду. В начале 18 века произошло слияние всех мастерских-хранилищ Кремля: Царская кладовая, Образная палата, Конюшенная казна и Оружейной палаты в единое хранилище. В 1806 г. было решено преобразовать Оружейную палату в публичный музей, который открылся в 1813 году.

Появление музейных услуг в полном смысле этого слова связано с именем и деятельностью Петра I. Во время первого европейского путешествия Петр посещал кунсткамеры, частные коллекции и выставки. После этого Петр становится увлеченным собирателем различных редкостей и произведений искусства. Для хранения их Петр в 1714 году решает учредить Кунсткамеру.

Крупным событием в культурной жизни России послепетровского времени стало создание Эрмитажа (1764). В течение второй половины 18 – начала 19 в. складывается основная часть уникального собрания Эрмитажа. Уже с 19 века Эрмитаж начинает оказывать некоторые музейные услуги: доступ к коллекциям получают иностранные путешественники, профессора и студенты Академии художеств. Издаются альбомы картин Эрмитажа. С 1852 г. Эрмитаж начинает функционировать как публичный музей, хотя доступ в него был ограничен.

В течение 19 века формируется музейная сеть России, складываются различные типы музейных собраний: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В 1805 открывается Морской музей, 1773 – Горный музей при горном корпусе в СПб, 1791 – кабинет натуральной истории при Московском университете, 1804 – Минералогический, 1818 – Азиатский, 1832 – Зоологический музеи. Частные коллекции также становятся музеями, увековечивая память коллекционеров.

С 1856 года начинает собирать русскую живопись Третьяков. С 1891 года он открывает свою галерею для посетителей, а в 1892 году передает ее в дар Москве. С 1893 года – это публичный музей «Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых.

В 1883 в Москве открылся Исторический музей. В 1895 году учрежден, а в 1898 году открылся музей национального искусства – Русский музей с этнографическим отделом (ныне Российский Этнографический музей). В 1905 открылся национальный литературный музей – Пушкинский дом. 1912 – Музей изящных искусств. В Советской России музеи стали «национальным достоянием», музейное дело стало заботой государства. Частные собрания были национализированы.

50-60 гг. создаются историко-архитектурные и художественные музеи-заповедники во многих городах. (Музей-заповедник на о. Кижи в Онежском озере – 1960 г.). В 70-е широко распространяется издание путеводителей по музеям, открыток, плакатов, научные и учебные фильмы и т.д. Новый этап развития музейного сервиса начался с 90-х гг. 20 века. Создание частных музеев, использование компьютерных технологий в информационной и демонстрационной работе. В тоже время резко сократилась государственная поддержка музеев. Тем не менее, музеи сохранили фонды, кадры, опыт массовой работы, ввели льготы для учащейся молодежи и пенсионеров.

2.2. Современные музейные центры за рубежом

Англия

Лондон щедр на музеи. Любой путешественник может найти себе зрелище по вкусу. Любитель местной экзотики, возможно, заинтересуется музеем лондонских «кокни» – коренных истинных лондонцев, или же восковыми фигурами мадам Тюссо. Поклонники техники заглянут в Cabaret Mechanical Theatre – музей автоматов и механических скульптур, расположенный в самом центре города на Ковент-Гарден. На Ковент-Гарден находится еще один типично английский музей – знаменитый лондонский музей общественного транспорта, несмотря на свое прозаическое название, обещающий немало любопытного, так как именно в Лондоне появились первые омнибусы. Знатоков философии и литературы ожидают дома-музеи Фрейда, Диккенса и, конечно, небезызвестный дом Шерлока Холмса по неизменному адресу Бейкер-стрит, 221б. Cпортивные болельщики могут посетить музей тенниса, посвященный истории теннисных турниров.

Если же обратиться к музеям не столь узкой направленности, то, следуя этикету, прежде всего назовем так называемую «королевскую коллекцию». Под ней подразумевается группа исторических памятников, в основном – королевских дворцов, патронируемых сегодня королевской семьей. Среди них Букингемский дворец – резиденция английских королей, ныне открытая для осмотра широкой публике, дворцы Кенсингтон, Хэмптон-Корт, Виндзорский замок, лондонский Тауэр и другие.

На весь мир знаменит Британский музей, основанный в 1763 году поначалу как собрание древностей. Именно туда свозились находки английских археологов с территории Египта, Греции, Турции. Сегодня это гигантское вместилище как египетских и античных редкостей, так и наследия средневековья, Ренессанса и более поздних эпох. Помимо произведений прикладного искусства, музей гордится обширными коллекциями рисунков, гравюр, медалей, монет, а также книгоиздательскими раритетами.

Исторический музей города Лондона – крупнейший среди аналогичных музеев мира. Его экспозиция рассказывает о многовековой истории британской столицы – начиная с эпохи Юлия Цезаря, когда на Британских островах великий завоеватель основал селение Лондиниум, и кончая сегодняшним днем. К английской истории имеет непосредственное отношение еще один лондонский музей – Национальная портретная галерея, хранящая живописные и скульптурные изображения едва ли не всех выдающихся деятелей Британии.

Музей Виктории и Альберта был основан в 1852 г., но имя английской королевы носит лишь с 1899 г. Это не случайно: с именем королевы Виктории связана целая эпоха в истории дизайна, а музей, носящий это имя, посвящен именно декоративному искусству. Ныне музей Виктории и Альберта обладает крупнейшей в мире экспозицией предметов дизайна – изделиями из стекла, фарфора, керамики, драгоценных металлов, текстиля. Кроме того, в музее выставлены большие коллекции произведений живописи, скульптуры, а также шедевров фотографии.

Главные художественные музеи Лондона – галерея Тэйт и Лондонская национальная галерея. Первая посвящена исключительно современному искусству, вторая же – одно из крупнейших в мире собраний европейской живописи, начиная с XIII века.

Стоит отметить, что крупнейшие лондонские музеи (такие, как музей истории Лондона, Британский, картинные галереи) не берут платы за вход, чего нельзя сказать о мелких собраниях, где стоимость входного бил

Наши рекомендации