Помогите учащимся избавиться от страха публичного выступления

Помогите учащимся избавиться от страха публичного выступления

Светлана Прохорова
канд. пед. наук, доцент, научный руководитель МОУ «Салмановская средняя общеобразовательная школа», город Ульяновск
Виктория Прохорова
студентка факультета гуманитарных наук и социальных технологий кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»

Современные ученики большую часть времени общаются в социальных сетях. Язык такого общения краток, скуп на выражение словесных эмоций, которые школьники заменяют "смайлами". Поэтому большинство учащихся сегодня не умеют выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения и приводить весомые аргументы. Предлагаем сценарий тренинга, который поможет ученикам справляться со страхом перед публичным выступлением и сопутствующими ему состояниями – скованностью, растерянностью, смущением.


Важная информация
Участники Учащиеся 8–11-х классов
Цель Научить преодолевать страх перед публичным выступлением, создать ситуацию успеха для каждого учащегося
Задачи Научить ставить перед собой цель и следовать ей во время публичного выступления; показать систему подготовки к публичному выступлению; разработать варианты самопрезентации; отработать технологию публичного выступления
Материалы и оборудование Конверты с именами участников, листы бумаги, ручки, цветные карандаши
Примерное время 2,5–3 часа

Помогите учащимся избавиться от страха публичного выступления - student2.ru

Мин

Часть 1. Разминка

Предложите каждому участнику выбрать конверт, в котором находится листок с именем одного из присутствующих на тренинге. Задача – в течение всего времени, пока длится тренинг, наблюдать за этим человеком и отмечать его положительные стороны. По ходу наблюдения участники могут делать небольшие заметки, отмечать конкретные действия и способы поведения. Имя до конца тренинга разглашать нельзя.

Ведущий:

Я хочу, чтобы вы получили возможность почувствовать себя в нашей группе свободно. Предлагаю каждому из вас сейчас для себя ответить на вопрос: «Кого из участников я в данный момент воспринимаю как наиболее чужого для меня?» При этом каждый из вас под словом «чужой» может понимать что-то свое. Оглядитесь вокруг, подумайте и постарайтесь ответить на вопрос (1–2 минуты). Теперь пусть каждый нарисует портрет того человека, которого он определил для себя как чужого (10 минут).


Предложите участникам выбрать несколько подходящих, на их взгляд, по цвету карандашей – чтобы выразить чувства, которые каждый из них испытывает по отношению к определенному человеку. Художественные достоинства рисунка значения не имеют. В процессе рисования желательно, чтобы участники не разговаривали друг с другом. Участники подписывают работы, проставляют дату и передают портреты адресатам. Попросите участников ответить на вопросы:

Что вы имеете в виду, когда говорите, что кто-то в группе для вас чужой?

Кто из вас получил много портретов – как вы к этому отнеслись?

Кто не получил ни одного портрета – что вы почувствовали?

Ведущий:

Прошу выйти двух желающих. Каждому из вас я сейчас дам конверт. В одном из них лежит листок бумаги. Мы не знаем, кому именно он достался. Задача каждого из вас – убедить нас, что листок бумаги именно у вас. А мы попробуем определить, кто говорит правду.


Попросите учащихся ответить на вопросы:

Что заставило вас поверить в ложь?

Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе?

Мин

Мин

Часть 3. Учимся ставить цели выступления

Ведущий:

Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Задача первого участника пары – указать на любой предмет, который находится в поле его зрения. Задача второго – не менее 5 минут рассказывать об этом предмете: история, функции, причины появления на свет, значение для сохранения мира и так далее. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

Хватило ли вам времени или его было слишком много?

Мин

Часть 4. Самопрезентация

Ведущий:

Очень часто в ходе публичного выступления мы забываем самое главное – рассказать о себе. Без информации о докладчике остальная часть публичного выступления как бы «повисает в воздухе», не имеет ни начала, ни логического завершения. Сейчас мы потренируемся говорить о себе. Каждый из вас по очереди встает на стул и рассказывает, за что себя уважает. Расскажите о своих достижениях, личностных достоинствах. Остальные могут задавать уточняющие вопросы, уводить в сторону, возражать, поддерживать.


Участники выполняют задание.

Помогите учащимся избавиться от страха публичного выступления - student2.ru

Мин

Мин

Мин

Часть 7. Рефлексия

Ведущий:

Помните, какое задание вы получили в начале нашего занятия? Сейчас прошу вас на основе своих наблюдений написать небольшое письмо – максимум 10 предложений – участнику, за которым вы наблюдали. Расскажите, что в его поведении вам понравилось. Зачитайте свое письмо и передайте его адресату. Ответьте на вопросы:

Помогите учащимся избавиться от страха публичного выступления

Светлана Прохорова
канд. пед. наук, доцент, научный руководитель МОУ «Салмановская средняя общеобразовательная школа», город Ульяновск
Виктория Прохорова
студентка факультета гуманитарных наук и социальных технологий кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»

Современные ученики большую часть времени общаются в социальных сетях. Язык такого общения краток, скуп на выражение словесных эмоций, которые школьники заменяют "смайлами". Поэтому большинство учащихся сегодня не умеют выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения и приводить весомые аргументы. Предлагаем сценарий тренинга, который поможет ученикам справляться со страхом перед публичным выступлением и сопутствующими ему состояниями – скованностью, растерянностью, смущением.


Важная информация
Участники Учащиеся 8–11-х классов
Цель Научить преодолевать страх перед публичным выступлением, создать ситуацию успеха для каждого учащегося
Задачи Научить ставить перед собой цель и следовать ей во время публичного выступления; показать систему подготовки к публичному выступлению; разработать варианты самопрезентации; отработать технологию публичного выступления
Материалы и оборудование Конверты с именами участников, листы бумаги, ручки, цветные карандаши
Примерное время 2,5–3 часа

Помогите учащимся избавиться от страха публичного выступления - student2.ru

Мин

Часть 1. Разминка

Предложите каждому участнику выбрать конверт, в котором находится листок с именем одного из присутствующих на тренинге. Задача – в течение всего времени, пока длится тренинг, наблюдать за этим человеком и отмечать его положительные стороны. По ходу наблюдения участники могут делать небольшие заметки, отмечать конкретные действия и способы поведения. Имя до конца тренинга разглашать нельзя.

Ведущий:

Я хочу, чтобы вы получили возможность почувствовать себя в нашей группе свободно. Предлагаю каждому из вас сейчас для себя ответить на вопрос: «Кого из участников я в данный момент воспринимаю как наиболее чужого для меня?» При этом каждый из вас под словом «чужой» может понимать что-то свое. Оглядитесь вокруг, подумайте и постарайтесь ответить на вопрос (1–2 минуты). Теперь пусть каждый нарисует портрет того человека, которого он определил для себя как чужого (10 минут).


Предложите участникам выбрать несколько подходящих, на их взгляд, по цвету карандашей – чтобы выразить чувства, которые каждый из них испытывает по отношению к определенному человеку. Художественные достоинства рисунка значения не имеют. В процессе рисования желательно, чтобы участники не разговаривали друг с другом. Участники подписывают работы, проставляют дату и передают портреты адресатам. Попросите участников ответить на вопросы:

Наши рекомендации