Гениальность росписей ватиканских станс (заказ папы Юлия II)
· Чему посвящены росписи «Диспута», «Парнас», «Афинская школа», «Мудрость, Умеренность и Сила»?
их объединяла идея – прославление гения человеческого, его ума на основе синтеза христианской и античной культуры. «Диспута» - посвящена богословию, «Парнас» - поэзии, «Афинская школа» - лучшая из фресок – философия, «Мудрость, Умеренность и Сила» - юриспруденции, правосудию.
· Роспись «Афинская школа»: идея и воплощение, образы.
Рафаэль Санти
Диспута. Роспись Станце делла Сеньятура [1509—1510]
«Диспута» - первая фреска, выполненная Рафаэлем в Станце делла Сеньятура. В этой фреске, изображающей Религию, манера Рафаэля свидетельствует о том, что он ещё не освободился от влияния художников, чьи работы на подобный сюжет он видел во Флоренции и Риме.
Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. Рядом с Христом, окружённым сиянием и славой, сидят Святая Дева и Иоанн Креститель, а на полукруглом облаке – праотцы, пророки, святые Пётр, Павел и другие. Внизу, симметрично по сторонам от алтаря со Святыми Дарами, о которых идёт диспут, представлена земная Церковь. Учёные, философы, понтифики Римско-католической церкви, чья вера оставила след в истории, ведут диспут. Четырём мужам у алтаря Рафаэль придал черты Данте, Савонаролы, Браманте и художника – монаха Фра Беато Анджелико .Но , несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Эта гармония и композиционное единство достигаются благодаря построению – фреска похожа на архитектурное строение и неотделима от помещения, в котором находится.
Рафаэль Санти
“Парнас”
Композиция «Поэзия» (название «Парнас» она получила позже) Рафаэль разместил между «Афинской школой» и «Диспутой» на восточной стороне Станцы делла Сеньятура. Сюжет росписи был разработан в духе гуманистического учения своего времени, согласно идеям Петрарки, Бокаччо, Салутати и олицетворял идею красоты и Прекрасного.
В центре композиции Аполлон, бог музыки и поэзии, играет на лире да браччо. Эта лира – очевидный анахронизм (нарушение хронологического правдоподобия), потому что античная музыка вообще не знала смычковых инструментов. Рафаэль дал в руки Аполлону не античный инструмент, а современную ему лиру да браччо для того, чтобы подчеркнуть главную идею всего цикла станц – преемственность античной и современной Рафаэлю культур.
Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Чтобы уравновесить фигуру Гомера, справа, спиной к зрителю, художник изобразил музу Уранию в красном одеянии. Справа от Урании молодой тёмноволосый мужчина с резко повёрнутым торсом пристально смотрит на зрителя. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Рафаэль был потрясён поэтическим талантом Микеланджело, и смело причислил его к сонму поэтов, с чем были согласны многие его современники.
“Афинская школа”
Афинскую школу исполнил собственноручно всю. В ней воплотил представления ренессансных гуманистов о золотом времени античного гуманизма и перенес эту утопию в современную ему среду.
Мир, созданный на фреске «Афинская школа», – это воплощение представлений Рафаэля о совершенном обществе и идеальном человеке.
Фреска художника Рафаэля Санти «Афинская школа» имеет и другое название — «Философские беседы». Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля вообще следует признать «Афинскую школу». Эта композиция художника — одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой. В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых. В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель. Их жесты — первый указывает на небо, второй простирает руку к земле — дают представление о характере их учения. Слева от Платона — Сократ, беседующий со слушателями, среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме. Прямо на ступенях, словно нищий у лестницы храма, непринужденно расположился основатель школы циников Диоген. Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками; справа, тоже в окружении учеников, гибких прекрасных юношей, — Эвклид (или Архимед); низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу.
У самого края фрески Рафаэль изобразил себя скромно смотрящего на все вокруг (и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце). Подпись Рафаэля (RSVM) можно обнаружить у ворота его одеяния. Рафаэль изобразил себя.
На первом плане, чуть смещенным от центра влево представлен сидящим в глубокой задумчивости Гераклит Эфесский. Фигуры в «Афинской школе» крупнее, чем в «Диспуте», и вся фреска в целом выглядит монументальнее. Особую выпуклость приобрели характеристики действующих лиц. Платон и Аристотель оказались духовным средоточием этого собрания не только благодаря своему центральному положению в композиции, но и значительностью образов. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился человек столь незаурядного внешнего облика, как Леонардо да Винчи. Облик некоторых других философов и ученых в большей мере наделен чертами жизненной характерности. Так, в образе Эвклида, занятого решением какой-то геометрической проблемы, изображен архитектор Браманте с его мощным, увеличенным лысиной лбом. Великолепен по своей лаконичной выразительности образ стоика Зенона, помещенного вверху в правой части фрески: уже в одном силуэте его закутанной в темный плащ фигуры, отделено интервалами от других персонажей, передано ощущение его духовного одиночества.
Рафаэль Санти
“Мудрость.Умеренность.Сила”
Фреска, посвященная теме правосудия .“Мудрость. Умеренность. Сила” помещено под фигурою Юриспруденции, прорезанной окном. По бокам окна – слева император Юстиниан, принимающий от преклонившего колени Трибониана пандекты, справа – папа Григорий VII, вручающий декреталии адвокату.
1.Сила. Изображена в шлеме. В ее руках - голова льва и дубовая ветвь – символ семьи папы Юлия I. Херувим, олицетворяющий смирение, протягивает руки к ветвям дерева
2. Мудрость. Фигура изображена смотрящей в зеркало - олицетворение того, что ей ясно видна вся правда. За ее спиной херувим, олицетворяющий надежду, держит пылающий факел.
3. Умеренность. Богиня держит поводья в руке. Рядом с ней изображен херувим Вера, указывающий на небо.
6) Портреты Рафаэля:
· «Портрет папы Юлия II»,
Кто он был для Рафаэля?Начальник, работодатель, патрон.
Несмотря на то, что на портрете Рафаэля Юлий II выглядит дряхлым, болезненным и смиренным, на самом деле это был один из самых воинственных пап на римском престоле. Образ папы Рафаэль смягчил и возвысил, перед нами мудрый старец со склоненной головой, он прислушивается и в покорности склоняет голову.
Кем остался в истории? Римским папой, который позиционировал себя преемником Юлия Цезаря, и восстановил репутацию Церкви, сильно пострадавшую при его предшественнике из рода Борджиа. Время его понтификата запомнилось нескончаемой чередой войн. Рим воевал то с Венецией, то с Францией, и в результате существенно расширил свои границы. В некоторых сражениях Юлий II принимал личное участие, неся впереди себя Святые Дары и вдохновляя на подвиги.
Взаимоотношения с Рафаэлем. Рафаэля познакомил с папой Юлием II архитектор Ватикана Донато Браманте — как и Рафаэль, он был родом из Урбино и, возможно, даже состоял с Санти в дальнем родстве. Молодой Рафаэль был тогда далеко не самым знаменитым итальянским художником, но ему улыбнулась удача — стать любимым художником папы. Он, что называется, оказался «в нужное время и в нужном месте».
Взойдя на римский престол, Юлий II первым делом пожелал избавиться от всего, что напоминало о прошлом папе Александре VI (Родриго Борджиа), осквернившем Рим распущенностью, коррупцией и даже, поговаривали, кровосмесительной связью с дочерью Лукрецией. Юлий II заявил: «Все портреты Борджиа должны быть покрыты чёрным крепом, все гробницы Борджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, откуда они пришли — в Испанию». Новый папа решил полностью изменить облик своего дворца, чтобы ничего не напоминало о ненавистном предшественнике. Для этого со всех концов Апеннин были собраны достойнейшие, знаменитейшие художники, которые взялись заново декорировать папские апартаменты.
Однажды с утра папа Юлий II производил смотр работ во дворце, находясь в раздраженном расположении духа. Он без удовольствия рассматривал всё, что уже успели нанести на стены приглашённые мастера. И вдруг остановился перед люнетом, в который Рафаэль вписал «Афинскую школу». Поражённый папа долго разглядывал её, а потом распорядился сбить другие фрески со стен и уволить всех остальных художников. «А ты, мой мальчик, работай, — обратился он к Рафаэлю. — Вижу, только ты один понимаешь, что делаешь». С тех пор Юлий II называл Рафаэля исключительно «наш любезный сын». Художник не только расписал для Юлия II ватиканские станцы (ит. stanza — комната), но и когда воинственный папа своим указом учредил Швейцарскую гвардию (вот уже более пяти столетий именно она отвечает за безопасность Ватикана и лично папы), Рафаэль, согласно легенде, разработал для солдат форму.
· «Портрет Кастильоне», (1478-1529
Портрет графа Бальдассаре Кастильоне – выдающегося итальянского писателя, автора трактата об идеальном человеке
Кто он был для Рафаэля? Конфидент, близкий друг.
Кем остался в истории? Талантливым дипломатом и писателем, создавшим один из главных литературных портретов эпохи — трактат «Придворный». Взаимоотношения с Рафаэлем. Задолго до того, как оба — и Бальдассаре, и Рафаэль — связали свою судьбу с Римом (где Кастильоне выполнял дипломатические поручения), оба они принадлежали к одному светскому кругу, к одной «тусовке» — урбинской.
При дворе герцога Урбино Гвидобальдо Монтефельтро и его жены Элизабетты Гонзага в конце XV века сложилось рафинированнейшее общество. По мотивам остроумных бесед, которые там велись, и под впечатлением самого урбинского изысканного образа жизни Бальдассаре Кастильоне сочинил знаменитый трактат «Придворный» — собирательный портрет идеального ренессансного человека. «В придворном всё должно быть прекрасно», убеждал Кастильоне. Ум, красота, грация, если они не даны от природы, могут быть воспитаны упражнениями: плаванием, танцами, верховой ездой. Идеальный придворный — одновременно воин и рыцарь, он должен быть сведущ в литературе и истории, разбираться в музыке и искусстве и — едва ли не главное — в обществе он должен вести себя так, словно всё даётся ему исключительно легко. Некоторые убеждены, что, создавая «Придворного», Бальдассаре держал в уме Рафаэля — светского, благородного, грациозного, что и говорить, идеального.
О доверительности отношений между Рафаэлем и Бальдассаре говорит откровенный тон их переписки. «Для того чтобы нарисовать одну красивую девушку, — сообщал Рафаэль в письме к Кастильоне, — я должен увидеть много красавиц. Однако если бы ты был рядом, проблема выбора самой красивой из них не стояла бы так остро: ты помог бы мне. А так, поскольку рядом со мной нет истинных ценителей (как нет и истинно красивых женщин), — я должен придумывать красавиц сам».
Портрет Бальдассаре, написанный Рафаэлем и теперь хранящийся в Лувре, считается вершиной портретного творчества Рафаэля. А рафаэлевский портрет Элизабетты Гонзага Бальдассаре Кастильоне захватил с собой в Англию, куда надолго уезжал с дипломатической миссией. Он был платонически влюблён в утончённую и глубоко несчастную в браке герцогиню (об этом можно подробнее прочитать здесь) и спрятал портрет возлюбленной под зеркалом, чтобы, смотрясь в него, мысленно соединять себя с ней.
· «Донна Велата» - эталон тихой и чистой женской красоты. Роль натурщицы Маргериты Лути в жизни Рафаэля.
«Донна Велата» (итал. — «женщина под покрывалом») — один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. В 1514 – 1515 годах Рафаэль написал картину, которая демонстрирует его блестящее мастерство, и по праву признана одной из лучших в живописи. Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности. О судьбе портрета известно крайне мало. Интересный факт: долгое время авторство картины не было установлено, и только в 1839 году выяснилось, что она принадлежит кисти Рафаэля.
Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной. Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Но это не более, чем предположение. Сам Рафаэль признавался, что все его живописные символы идеальной женской красоты складываются из множества жизненных впечатлений. В качестве цветовой доминанты художник использовал белый тон одежды, чем подчеркнул молодость, красоту и гармоничное состояние духа портретируемой. Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II. В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции.
Некоторые исследователи пришли к соглашению, что на знаменитых картинах изображена Маргарита Лути – легендарная возлюбленная Рафаэля, дочь пекаря. Это было начало романа 30-ти летнего Рафаэля и 17-ти летней Маргариты, который продолжался до самой смерти мастера. Рафаэль называл её своей Психеей -«своей душой». В 2005 году итальянский учёный Маурицио Бернарделли Куруз попытался открыть человека за завесой легенды. Он предоставил свои доказательства того, что Рафаэль Санти тайно женился на своей возлюбленной Маргарите Лути, хотя официально был помолвлен с племянницей влиятельного кардинала Биббиены – Марией. О личной жизни художника, о его отношениях с друзьями, коллегами, помощниками и заказчиками известно мало, легенд гораздо больше. Поэтому, суть событий на протяжении веков была и останется тайной, а некоторые вопросы останутся без ответов.
«Донна Велата» (с ит. «дама под покрывалом») – один из известнейших и прекрасных портретов кисти Рафаэля, шедевр Высокого Возрождения, прообраз Сикстинской мадонны. Редчайший эталон тихой, ничем не замутненной женской красоты. Полагают, что натурщицей для данной работы служила возлюбленная Рафаэля, Маргерита Лути, 17-летняя дочь пекаря из Сиены. Рафаэль прозвал ее Форнарина (с ит. дочь булочника). Она часто ему позировала. Портрет написан Рафаэлем в возрасте 32 лет, будучи уже зрелым живописцем. Священники были потрясены портретом, просили переписать ее, потому что она была очень узнаваема, была очень веселая, яркая девушка. Рафаэль выкупил девушку у отца за 3 тыс. золотых и снял для нее виллу. Неожиданная смерть Рафаэля прервала идиллию, Маргерита ушла в монастырь, сохранив верность возлюбленному до конца жизни.
Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти — «Форнарина» и «Дама в покрывале».
Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна» , а также некоторых других женских образов Рафаэля. Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станицы д’Элиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе».