Проект «100 друзей 100 людей»
На занятии в стартовой беседе, педагог формирует у детей представление о том, что для развития человека очень важен опыт взаимодействия с разными людьми. Людьми, которые могут чему-то научить, привести пример, помочь сформировать навыки, дать нужную информацию. Широта возможностей контактов с различными людьми во многом определяет успех личностного развития и возможности карьерного и образовательного роста. Причем иногда, можно прожить рядом с человеком многие годы, но ничего не знать о нем, не использовать контакт с ним для собственного развития. Чему могут научить одноклассники? Соседи по площадке? Школьный библиотекарь?
Дети получают задание собирать «визитные карточки» людей, рядом с которыми они живут.
Для презентации они оформляют ватмановские листы с информацией о своих новых друзьях и новых путях развития.
Педагог вырабатывает с детьми возможные формы контактов с людьми (прямое знакомство по телефону, представление), определяют формы вежливого разговора с людьми (записывают их как инструкции).
Проведите встречи-знакомства с найденными детьми наиболее интересными людьми. Обсудите вместе с ними возможные пути развития детей. Хорошо, если на встречу попадут различные специалисты: из центра занятости, социологии, политологии и другие специалисты, которые расскажут о дорогах развития.
Идея № 47.
«Расскажем о своих успехах!»
Важно научить ребят и индивидуально анализировать свои поступки и результаты деятельности. Таким анализом могут быть следующие приемы:
- корзина орехов :каждый ребенок определяет свои личные задачи и проблемы , записывает их на небольшие листочки и укладывает в скорлупу грецкого ореха. Затем , достает их и анализирует, удалось ли ему “расколоть” тот или иной орех;
- Книга добрых дел, где ребята индивидуально, или по микроколлективам фиксируют свои дела и поступки и анализируют их
- Мешочек добра. Предложите ребятам складывать в специальные мешочки камешки, как только у них произойдет что -ни будь хорошее, или им чего -то удалось достичь. Затем ребята поделиться со своими своими достижениями на одном из РУС
- Кривая достижений. Ребята оценивают' по определенным параметрам свои поступки, дела и достижения и отмечают их на диаграмме( общей
- или индивидуальной) и
- Через тернии к звездам .На специальном стенде ребята прикладывают маршрут своего развития на определенный период, а затем звездами отмечают свои успехи и достижения
- Книга больших идеи, в которой ребята записывают общие достижения
- класса, мысли и находки и Дневник личностного роста, где воспитанники на основе рефлексии оценивают себя, собирают результаты диагностики и отмечают достижения и ошибки.
Идея № 48.
Эдвайс встреча»
Эдвайс -встреча- форма работа с родителями. Может использоваться для обсуждения учебных результатов и достижений ( проблем) личностного развития. Представляет из себя индивидуальные консультации с учителями предметниками, воспитателями, психологами, программными организаторами, администраторами школы, тренерами, руководителями студий, кружков, секций и др. По специальному расписанию родители и дети приглашаются на консультации- встречи ( по 10-15 минут), на которых обсуждаются проблемы и перспективы личностного развития отдельных учащихся. При этом сообща вырабатываются пути разрешения проблем, определяются оптимальные формы учебной и специальной деятельности. Эдвайс- встречи проводятся не реже двух раз в год. Могут быть приняты специальные оценочные и рефлексионные формы ( они накапливаются в дневниках развития класса, используются как рекомендации родителям или входят в дневнике развития ребенка)
Оценочная форма-
Рекомендации родителям ( программа развития)
Дата эдвайс- встречи______________________________
Ф.И.О. ребенка__________________________________________________
Педагог ( учебная область), вид деятельности | Выявленные психолого-педагогические и практические проблемы | Рекомендации по разрешении и перспективы развития | |
Учитель- математик | |||
Тренер спортивной секции | |||
Психолог и др | |||
Идея № 49 .
«Оценка Качеств»
Предложите учащимся оценить присущие им черты и качества. Проведите обсуждение, что дает каждое из этих качество современному человеку.
Черты или качества | Не проявляется | Проявляется иногда | Проявляется всегда | ||
Мотивы и ценностные ориентации | |||||
Стремление актуализировать и усложнять творческие задачи и проблемы | |||||
Стремление к самореализации | |||||
Глубокий интерес к делу | |||||
Стремление решить оставленные задачи | |||||
Любознательность | |||||
Оптимизм, вера в успех своего дела | |||||
Нравственные качества | |||||
Стремление к нравствненому самосовершщенствованию | |||||
Толерантность | |||||
Нравственная культура | |||||
Гражданские качества | |||||
Социальная активность | |||||
Способность отстаивать свои права | |||||
Демократизм | |||||
Гражданское мужество | |||||
Интеллектуальные и деловые качества | |||||
Креативность, творческий подход к делу | |||||
компетентность | |||||
Профессионализм | |||||
Системность мышления | |||||
Критичность мышления | |||||
Прогностичность мышления | |||||
Особенности характера и поведения | |||||
Направленность на созидательную деятельнсоть | |||||
Способность ставить и решать все более сложные задачи и проблемы | |||||
Участие в различных инновационных процессах и творческих проектах | |||||
Трудолюбие | |||||
Способность доводить начатое дело до конца | |||||
Коммуникативные способности | |||||
Коммуникабельность, адаптивность | |||||
Умение убеждать | |||||
Умение вести переговоры | |||||
Эмпатийность ( умение чувствовать собеседника) | |||||
Само способности и самопроцессы | |||||
Ясная, продуманная Я-концепция | |||||
Способность к самоуправлению | |||||
Способность к самосовершенствованию, личному и профессиональному росту | |||||
Способность к творческой самореализации. |
Идея № 50
«Вспомним, все что было»
(Итоги года)
Конец года для класса -время подведения итогов. Так как целый год дети писали о себе книгу- устройте торжественную презентацию написанных книг.
Уместно будет показать все результаты каждого ученика и всего класса.
Каждый участник в творческой форме представляет свою программу развития.
Задача каждого –в наиболее яркой форме представить свои возможности и свои планы на будущее.. Это может быть демонстрация умений играть на инструментах, петь, выставки рисунков и др. Может быть это будет просто яркая убедительная речь о моих планах стать президентом, космонавтом, учителем» и др. Это может быть просто рассказ о перспективах развития, фантазия на тему «Когда я буду « и др. Главное, не отходить от темы, придерживаться структуры программы, так как главная задача – определение представление перспектив развития.
Остальные участники заинтересованно участвуют в обсуждении- задают вопросы, уточняют, дают советы.
Анализ итогов по части проводится на последнем занятии.
Постарайтесь максимально привлечь внимание родителей, педагогов, самих ребят к анализу достижений и полученных результатов. Завершить работу полезно общим чаепитем.