Орешек знаний тверд, но мы не привыкли отступать
« Как научиться думать или «Мыслю, значит, существую»
Следующий несколько идей связаны с необходимостью работы классного руководителя по формированию общеучебных навыков и компетентностей учащихся.
В стартовой беседе педагог формирует представления детей о том, что восприятия человеком мира было бы бесполезно, если бы человек не владел еще одной группой психических свойств: мышлением, вниманием, памятью. Человеку каждый день пришлось бы «открывать» для себя мир, если бы он не был способен к запоминанию и воспроизведению (память), анализу, синтезу, общению (мышление), наблюдению. Педагог говорит, что эти психологические свойства – один из важнейших компонентов личности, их развитость лежит в основе успеха личности. Затем педагог предлагает вспомнить несколько заданий, которые дадут «в целом» представить, что такое память, мышление, внимание.
«Самый памятный день». Участникам предлагается вспомнить «в деталях» и записать события какого-либо памятного для них дня. Педагог обращает внимание на описание именно деталей (одежда, интерьер, и др.). Затем педагог просит вспомнить любой другой день (хотя бы «позавчера») и попытаться описать его «детали» (избирательная память на важные для человека события).
«Запомни».Работа в парах. Дети внимательно в течении 30 секунд смотрят друг на друга. Затем поворачиваются спинами и перечисляют все, что запомнили из одежды друг друга (цвет, количество пуговиц и др.)
«Индивидуальный тренинг памяти» На столе раскладываются 10-12 предметов, участнику дается возможность в течении 15-30 секунд посмотреть и запомнить предметы. Затем игрок отворачивается и называет запомнившиеся предметы.
«Снежный ком» с жестами. В кругу дети называют свое имя и делают жест (рука вверх, приседание, наклон и др.). Следующий игрок повторяет имя, все движения и добавляет свое.
«Внимание»
Вспомнить, сколько деревьев в школьно саду
Сколько картин в классной комнате.
Сколько перекрестков по дороге домой
Сколько колонок в школьном расписании
Сколько ступенек на школьной лестнице
Сколько кустов роз в саду
Как одет сегодня учитель…
Как выглядит манекен в витрине магазина
Как выглядит дверь в школу
Какие номера домов по дороге в школу
Какая обивка стульев в школьной столовой
Какие занавески в комнате завуча.
«Числовой ряд». Дети сидят в кругу и считают по очереди то 1 до 100. игрок, на которого приходятся 1) числа кратные (делящиеся на) 3
2) содержащие цифру 2
3) делящиеся на 2
говорит, свое число вставая.
«Пишущая машина». – игроки садятся в круг, каждый имеет в руках карточки с буквами алфавита (1 или 2). Ведущий читает (сначала слова, затем короткие фразы). Игроки «составляют их, вставая и показывая букву.
«9 палочек». Играют двое. Перед ними 9 палочек. По-очереди убирают палочки (можно убирать 2 или 3). Задача – не остаться с последней палочкой.
«Последний герой». Играют 4-6 человек на полу – квадраты бумаги, на одной стороне – метки. Они сложены в прямоугольник. Игроки встают с разных сторон, и по-очереди делают ход, переворачивая квадрат и переступая на него. Задача – остаться до конца игры.
Обсуждаются вопросы:
· Что знаете о своей памяти, мышлении?
· Какие проблемы возникают при запоминании?
· Что труднее всего запоминать?
· Какие трудности в учебе возникают из-за этого ?
На следующем этапе по группам изучаются приемы запоминания и разрабатываются памятки- рекомендации по развитию памяти и приемам запоминания. Работа ведется в течение нескольких дней, затем каждая группа представляет свои памятки. Они размещаются на общем стенде.
Идея №16
«Хочу все знать»
(Информация важна, информация нужна)
Педагог в стартовой беседе еще раз говорит, что развитие памяти, мышления, внимания – важное условие успешности любой учебной и познавательной деятельности.
Вообще познание мира – задача всей жизни человека, и школа с её достаточно узким набором учебных предметов не может дать человеку «все знание о мире». Важное место здесь занимает самообразование. Некоторые философы считали и считают, что именно потребность человека к новым знаниям, к открытиям двигает все человечество в будущее. Особенно важно для организации самообразования уметь правильно получать и анализировать различную информацию.
«Информация важна, информация нужна!»Цель задания- сформировать представление о важности и разнообразности информации в современном мире. Работая по группам в режиме мозгового штурма, участникам предлагается назвать по 5-10 предложений- тезисов, в которых доказываются значимость различной информации для образования, карьеры, работы, бизнеса человека. Предложите каждой группе затем нарисовать плакат под девизом « Да здравствует информация!» и защитить его в творческой форме.
«Источники информации»Предложите участникам составить кластер информации , определяя различные виды информационных источников, которые существуют в современном мире. Можно использовать схему:
| |||
|
Создание кластеры проблемы( темы) используется как прием анализа текста и отдельно. Его можно использовать при изучении любого документа.
« Мои источники информации».Участникам предлагается подумать и проанализировать, какие виды источников информации они используют в различных ситуациях своей жизни.
Ситуация | Вид источника | Какую информацию получаете | |
Обсуждаются вопросы:
· почему именно эти источники оптимальны для вас?
· Что вас устраивает в этих источниках?
· Какой информации вам не хватает в жизни?
·
«Разные источники».Обсудите с участниками, какие из источников наиболее важны для их личного развития, образования, карьеры. Какими из них они пользуются с большим удовольствием? Какие вызывают затруднения при использовании. Попросите участников привести примеры тех источников, которыми они пользуются чаще всего в настоящее время. Составьте для каждого участника карту информационного поля. Насколько это поле широко? Перечислите в них все источники, которыми они пользуются в настоящее время.
«+ и – информационного бума».Предложите участникам привести примеры из собственного опыта, когда информация приносит вред или пользу. Как вы относитесь к рекламе, как источнику информации? К СМИ в целом?
«Продолжим кластер».Предложите участникам расширить кластер понятия «информация», исходя из того, что в зависимости от типа и содержания письменных источников можно выделить:
- Учебник
- Энциклопедии, словари
- Научные работы
- Популярная периодика
- Письма
- Литературные произведения
- Документы ( юридические, исторические и др.)
- Архивы
- Статистические данные
Предложите участникам привести примеры таких источников( как домашнее задание), подготовив по группам презентацию какого-либо вида документа.
Схема презентации:
· Название произведения
· Автор ( авторы)
· Год издания
· Его тип
· Объем
· Область знаний
· Значение информации, которую несет источник
· основное содержание
«Свой документ по типу».Учитель предлагает участникам, работая в группе , внимательно прочитать предложенные документы. При этом каждой группе нужно предложить «свой тип документа». На первом этапе участники устно анализирует его( по предложенный выше схеме). Обсуждаются вопросы: по каким признакам мы знаем, что этот документ относится к юридическим( историческим ) др. Как стилистика документа доказывает это? Как фактический материал подтверждает это? Какие внешние признаки видны?
Затем каждой группе предлагается написать свой документ в соответствии со стилистическими и фактическими особенностями различных типов материалов по одной общей проблеме:
· Статья в газету
· Письмо
· Юридический документ
· Исторический репортаж и др.
В качестве темы создания документа можно взять современные проблемы, волнующие подростков.
«Превращение».Участникам предлагается «превратить» предложенный документ в другой по типу, используя новую форму, стилистику, язык, но сохраняя содержание и фактический материал . ( например известную Казку «Курочка ряба» в исторический документ и др.). Оцениваются насколько удачно будут использованы авторами «законы» жанра.
«Соответствие».Участникам предлагается «подобрать», работая в группах в режиме мозгового штурма», под указанные формы и типы документов определенные социальные проблемы. Обсуждаются какие из проблем «бельше»подходят лдя описания в каких типах документах и др.
«Способы анализа».Предложите участникам рассказать о том, как они знакомятся с источниками информации:
· Смотрю картинки
· Читаю заголовки
· Читаю выборочно
· Внимательно все читаю
· Размышляю над непонятными местами и др.
Предложите каждому участнику определить, какое значением имеет «внимательное чтение» для развития, повышения образовательного уровня и др. Обсуждаются причины отсутствия желания к внимательному чтению и анализу источников.
В качестве домашнего задания предложите участникам подобрать несколько типов письменных документов из разных источников и прочитать их с позиции внимательного читателя. Что было особенно трудно при этом?
«Проба анализа».Следующие занятия проходят как практикум по различным видам анализа документов. На первом этапе педагог рассказывает и приводит пример о виде анализа. Затем предлагает самим участникам провести такой анализ. При этом можно использовать один и тот же текст для различной работы. При этом следует разным участникам раздать различные типы документов.
В конце обсуждается, какой вид анализа наиболее подходил для того или иного вида документа. Почему? Что было особенно трудно при работе?
Вообще :
1. «Конспект» – краткое изложение, краткая запись прочитанного материала. Конспект учебный (от лат. conspectus – обзор, очерк) – одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала; эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное, найти важное и существенное, выразить его в четких и сжатых фразах. Как правило, конспект состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей источника и фактического материала.
2. «План» – разбиение прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и их оглавливание.
3. «Тезисы»– краткое изложение основных мыслей (тезисов) о прочитанном тексте. Тезисы – слегка формализованное резюме, где выделены основные положения и каждое из них рассмотрено в отдельности.
4. «Цитирование» – дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница.
5. «Аннотация» – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла
6. «Рецензия»– написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.
7. «Справка» – подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический, юридический и прочий характер, полученных в результате поиска.
8. «Тезаурус» – составление словаря, упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме
По мере выполнения задания можно устраивать «выставки » - вывешивать работы участников «по номинациям» и проводить их рейтинговую оценку.
На завершающем этапе предлагается определить, какие виды документов каким способом лучше всего анализировать и с какой целью.
Вид документа | Способ анализа | Цель анализа | |
Исторический документ | |||
Газетная статья | |||
Предложите участникам, работая по группам составить собственные рекомендации как провести хороший анализ текста по различным видам анализа( написать инструкцию «Как составить конспект», «Как составить план статьи» и др.
«Подбор документов».. Учащимся называют тему, а они составляют список документов, с которыми необходимо познакомиться для полного раскрытия темы ( можно по ступенькам- углубляющим знание о проблеме). Указываются шаги поиска информации по проблеме.
«Постановка цели».Участники работают в группе. Им предлагаются для чтения различные документы. Их задача – выяснить и указать основные причины, которые ставил автор документа перед собой. Затем группы меняются документами и вновь их читают. Теперь задача – уточнить поставленные цели. При третьем обмене группам предстоит указать, каким образом автол достиг целей. При четвертом обмене – группы приводят свое мнение по документу.
Вопросы по документу:
С какими мыслями автора вы согласны, а с какими могли бы поспорить?
Что в документе было непонятным?
Какие примеры из истории и современной жизни подтверждают или опровергают мысли автора статьи?
«Иллюстрация».Участникам предлагается прочитать определенные документы и подобрать к ним возможные иллюстрации, фотографии, картинки( можно в качестве домашнего задания), По итогам можно провести игру «Узнай». При этом все иллюстрации вывешиваются на доске и группы пытаются определить к какому документу они относиться.
Какие иллюстрации вы могли бы предложить (фотографии, карикатуры, рисунки, картины, графики и т.п
«Стратегия ЗХУ».Это- индивидуальный способ анализа документа.руководитель называет тему, к которой относится документ и дает краткую характеристику документа Учащиеся заполняют первые три строки таблицы. При чтении каждый участник заполняет форму. Затем, в общем обсуждении, участники рассказывают, что им было особенно трудно при чтении, что непонятно.
Название и обще описание документа | ||
Знаю по проблеме | ||
Хочу узнать | ||
узнал | ||
Осталось узнать | ||
Не понятно | ||
Новые термины |
Обсуждаются вопросы:
· что было труднее всего в работе?
· удалось ли полностью проанализировать документ? Почему?
· что осталось за рамками документа? Почему?
«Взаимный опрос».Преподаватель может попросить учащихся составить вопросы к документам (это можно предложить сделать в группах, а затем учащиеся постараются ответить на вопросы одноклассников). Кроме того, в документе употребляется много понятий, которые можно обсудить и проанализировать корректность их использования с точки зрения школьников.
«Маркировка».Анализ материалов средств массовой информации в более простом виде может состоять из ряда последовательных действий учащихся:
1. Предложите внимательно прочитать статью (любую), затем попросите подчеркнуть красным цветом наиболее важные детали, синим – полезные, зеленым – несущественные.
2. Пусть учащиеся выделят событие (или события), описанное в газете, которое оказало наибольшее эмоциональное воздействие (взволновало, расстроило, обрадовало и т.п.).
«Краткое резюме».Учащимся предлагается ознакомиться с текстом и составить на него краткое резюме:
Тип документа
Автор
Цели документа
Основные идеи документа
Собственные комментарии.
Объем такого резюме –не более 15 предложений. По итогам обсуждается, кому удалось составить самое удачное резюме, что было особенно трудно при работе над документами и др.
«Узелки на память».Это упражнение – форма первичного анализа документа. Предложите участникам при чтении текста записывать в тетради или отмечать на полях наиболее важные, интересные мысли автора, требующие осмысления и собственного анализа.
«Вопрос-ответ».Работа в парах. Участникам предлагается составить к тексту вопросы и ответы. На работу отводится определенное время. Анализируется чьи вопросы были более содержательны, какие вопросы было легче формулировать, на какие проще было отвечать, на какие сложнее.
«Анонс».Участникам предлагается написать к прочитанному документу анонс ( объявление о…), который будет размещен на информационном стенде класса. Оценивается яркость, содержательность анонса,
«Красный –желтый -зеленый».Упражнение тренирует «внимательное слушание». Каждому частнику выдаются карточки трех цветов. Документ зачитывается в слух. В первом прочтении учащиеся делают себе пометки, отмечая основные мысли документа. Затем, при втором прочтении, участники поднимают карточки определенного цвета, высказывая свое согласнее или несогласие, понимание или непонимание текста. Затем, общаясь в парах участники обсуждают свои позиции по основным проблем , поднимаемым в тексте.
«Разобрать по полочкам».Участникам предлагается прочитать материалы, специально смешанные по содержанию и по типу документа( заранее готовится абзацная нарезка документа). Задача игроков – разложить документ по порядку, собрав воедино разрезанные и смешанные тексты). Чтобы облегчить задачу можно дать заголовки к текстам заранее.
«Комментарий от имени».Предложите участникам прокомментировать прочитанный заранее текст от имени какой-то личности( политического деятеля, критика, журналиста, религиозного деятеля и др).Можно внести в упражнение игровой аспект- дать возможность личностям выступить с открытой трибуны, ответить на вопросы зрителей, получить оценку выступления.
«Обстрел вопросами».Участники делаться на две группы. После прочтения группы расходятся в разные концы комнаты. Они будут по -очереди задавать друг другу вопросы по тексту. Команда, удачно ответившая на вопрос делает шаг вперед. При неправильном ответе или неточном - шаг назад. Выигрывает команда, которая быстрее дойдет до середины игрового поля.
Идея №17 .
«Повысим успеваемость в классе!»
Важным направлением работы для классного руководителя является формирование у учащихся навыков учебной деятельности.
Блок занятий поможет сформировать некоторые важные общеучебных учебные компетентности. Это может быть цикл часов общения, специальные занятия в классе или работа с отдельными учениками.
Умею –не умею». Предложите ученикам определить, что они умеют или не умеют , что вызывает у них наибольшее затруднение в учебе( запоминание стихов? Решение задач?)
Что я умею | Что не умею | Что я умею лучше всего | Чему хотел бы научиться | |
«Причины учения». Предложите ученикам записать три причины, по которым они хотят учиться. Обсудите, действительно ли это их желание.
«Резурвы».Для успешной деятельности очень важно реально оценивать и использовать имеющиеся возможности и ресурсы. Знания, в различных областях, в том числе самые неожиданные – например знания истории музыки полученные в музыкальной школе), специальные умения( например , быстро работать на ПК искать информацию в Интернете , хорошо рисовать). Специальные способности- навыки быстрого чтения, хорошая паять и д.- все это важные ресурсы, способствующие успеху.
Предложите ученикам оценить имеющиеся у них резервы
Что я умею хорошо | Как буду использовать | Какие задачи при этом смогу решить | |
«Анализ затруднений». Предложите оценить затруднения, которые имеются у учащихся по предлагаемой форме.
Анализ затруднений.
1.Запишите свои затруднения, которые возникают у вас в учебе, в общении с друзьями и др.
2.Укажите 2-3 наиболее важных, на ваш взгляд, затруднения, препятствующих росту эффективности вашего движения вперед3.Выделите затруднения, которые не зависят от вас
4.Укажите те, на которые вы можете повлиять (недостаток знаний в новой для вас сфере деятельности, раздражительность при общении и др.). 4.Определите, преодоление какой группы затруднений соответствует вашей генеральной цели
5.Выработайте тактику преодоления выделенной группы затруднений:
6.Преодолейте первое препятствие - хороший старт поможет успешно реализовать всю программу.
«Учебные цели». Попросите учащихся сформулировать некоторые свои учебные цели и планы по предлагаемой форме.
Я хочу( цели деятельности) | ( я буду) необходимая деятельность | Как это сделать | |
«Первые мысли».Предложите учащимся ответить на следующие вопросы:
1Составляете ли вы план дня, имеете ли режим?
2.Почему да или нет?
3.Умеете ли вы экономить время?
4.Насколько эффективно используете учебное время и время для отдыха?
5.Что значит планировать?
Упражнение 7.Попросите ребят провести хронометраж( замер) своего рабочего дня.
Время | Что делал | Смысл деятельности | |
8-00 – 8-30 8-30 – 9-00 9-00 – 9-30 |
Упражнение 7.Предложите участникам ставитьплан на следующий день просто перечислив важные предстоящее дела в первой колонке таблицы.
Проанализируйте следующие моменты плана:
· Почему вы включили эти дела?
· Почему отводите на них именно столько времени?
· Почему располагаете в таком порядке?
На следующий день проанализируйте по схеме предложенные упражнения результативность плана.
Почему что-то не удалось сделать.
Попросите ежедневно планировать деятельность на следующий день и вечером анализировать «выполняемость плана».
План | Что сделано | Что не сделано, почему. | |
«Качества и режим».
Какие качества личности помогают в выполнении четко запланированного дня или дела? Почему? Какие качества помогают выполнению и достижению поставленных целей? Почему?
Качества помогающие | Почему | Качество тормозящие | Почему | |
«В узде».Найдите причины, которые могут «заставить» выполнить запланированное дело. Какие + и – преодоления, «не желания» в таких случаях можно обнаружить для себя, для дела, для движения вперед?
1.
2.
3.
4.
5.
По результатам деятельности участники просят своих педагогов-предметников оценить изменение учебных и познавательных возможностей и достижений (рост, высокий рост, без изменений).
Форма 1.
Учебные характеристики | Русский язык | Математика | География | ||
Успеваемость | |||||
Общий интерес к предмету | |||||
Внимательность на уроках | |||||
Скорость выполнения задания | |||||
Самостоятельность | |||||
Организованность | |||||
Активность | |||||
Специальные успехи | |||||
Умение работать в группе | |||||
Аккуратность в выполнении заданий | |||||
Ответственность |
Форма 2.
Учебные характеристики | Оценка положительных изменений | Дальнейшие задачи развития | ||
Успеваемость по точным наукам | ||||
Успеваемость по гуманитарным наукам | ||||
Общий познавательный интерес | ||||
Затрачиваемое на дом. зад. время (рост скорости чтения, запоминания и др.) | ||||
Внимательность на уроках | ||||
Скорость работы на уроках | ||||
Самостоятельность на уроках и при выполнении дом. задания | ||||
Организованность на уроках и при выполнении дом. задания | ||||
Расширение познавательного кругозора (информированность) | ||||
Общая успеваемость |
Идея 18.
«Придумаем и проведем новый урок»
Предложите детям самостоятельно разработать и провести необычный урок (индивидуально 1 участником или группой (причем можно – для других групп).Это продолжить направление деятельности педагога по развитию общеучебных компетентностей.
На вводном занятии педагог предлагает детям в группах подумать и обсудить, есть ли в принципе, какие-либо темы, проблемы, научные, философские, психологические, бытовые и др. которые они хотели бы обсудить все вместе (и которые не входят в объем школьной программы). Затем педагог предлагает подумать, как возникшие идеи можно воплотить в вид школьного урока
Проспект» нового урока.
Почему необходим «новый урок»?
1. Определи основную предметную область, которой будет относиться твой урок
2. Опиши основную идею и задачу урока
3. Наметь основное содержание урока
4. Определи форму занятия
5. Опиши варианты оценки результатов деятельности участников на уроке
6. Материалы, необходимые для проведения занятия
7. Кто будет привлечен к подготовке и проведению занятия (почему необходимо это участие
8. Сколько времени нужно для максимально успешного урока
9. Какую информацию необходимо найти для подготовки урок
10. Как могут быть использованы результаты урока тобой и всеми участниками для личностного роста
План подготовки урока
Что сделать | Срок | Кто поможет | |
План проведения урока (занятия)
Вид деятельности (подробно) | Время | Способ деятельности | |
Вводное слово | |||
Основное содержание | |||
Самостоятельная работа | |||
Оценка деятельности | |||
Подведение итогов |
Возможные варианты уроков:
Ø Урок игры (в том числе на развитие способностей)
Ø Урок фантазии
Ø Урок праздника
Ø Урок конкурса
Ø Урок сказок
Ø Урок поделок и др.
Педагог отдельно отмечает, что любой урок должен носить обучающий характер – каждый, принимающий в нем участие должен научиться чему-нибудь, развить какие-либо свои способности и качества, например, урок сказок – не просто время, где будут читать, рассказывать или разыгрывать сказки – на этом уроке каждый должен научиться писать собственные сказки (есть такой специальный прием – карты…)
Кроме того, главная идея этого урока – познание мира (поэтому просто научить плести фенечки на уроке слишком узкая задача).
Необходимо предложить детям подумать о новом уроке вместе с учителями и родителями (а возможно и с другими людьми вплоть до приглашений их на урок в качестве консультантов)
Рефлексия: на большом «градуснике» настроения дети отмечают «свою» точку температуры.
При наличии на занятии свободного времени можно продолжить тренинг групповой работы.
В течение недели группы проводят свои уроки.
Оценку проводят сами учащиеся.
Оценка урока.
Показатели | Самооценка | ||
Организованность и продуманность | |||
Актуальность и интерес, проявленный к уроку со стороны участников (внимание, положительные отклики, активность участия) | |||
Достижение цели | |||
Уверенность и эмоциональность | |||
Личное участие (вклад в общегрупповую работу) | |||
Какие качества и способности помогли при подготовке и проведении. | |||
Что мешало при подготовке и проведении (каких умений было не достаточно) |
Оценка урока.
Критерии оценки | 1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | ||
Интерес к содержанию | |||||
Интерес к форме организации | |||||
Интерес к цели (значимость деятельности для личностного развития) | |||||
Работа ведущего (уверенность, эмоциональность) | |||||
Логичность и продуманность материала | |||||
Доверенность и убедительность материала | |||||
Использование видеоматериала, иллюстрации и др. | |||||
Другие оценки (записать самостоятельно) |
Идея № 19.
«Хорошо бы всем рассказать о наших достижениях !»(Неделя достижений и перспектив)
Объявите неделю достижений и перспектив: предложите каждый день 2-3 участникам рассказывать о себе. Особое внимание при этом уделяется достижениям и перспектив будущего развития при этом все участники, и гости могут задавать вопросы, высказывать мнения и давать советы по поводу перспектив развития личности. Предложите детям после окончания недели оформить стенд «Наши перспективы» - они определят многие воспитательные задачи на следующий год.
Для подготовки презентации «Образ Я» предложите внимательно прочитать еще раз все материалы книги.
Форма в которой будет проходить это представление – дело каждого участника. Это может быть рукописная книга, на каждой странице которой будет рассказано об особенностях личностного развития, мини-газета с рубриками, стенд (фото-стенд, стенд рисунков) видеоролик, компьютерная презентация и др. главное, чтобы весь представленный материл, рассказывал об особенностях, возможностях и развитии личности (достигнутых во время программы результатов, анализ деятельности и др.)
Отдельным пунктом в презентации будут представлены перспективы развития личности. У детей должна быть сформулирована мысль, что развитие личности не может остановиться с окончанием программы. Особое значение также имеет мысль об общественной направленности (полезности для общества) любой личности гражданского общества. Поэтому все перспективы развития должны быть связаны с улучшением окружающей действительности.
Презентация и «неделя перспектив» утраивается в классе и должна быть по времени занимать промежуток достаточный для спокойного самоанализа и общественной оценки. Предложите заранее выставить все материалы презентаций «Образ Я» в классе, так, чтобы все желающие могли познакомиться с ними, пригласите на презентацию родных, близких детей, учителя, администрацию – они могут дать оценку деятельности любого участника.
В конце перспектив подведите общие итоги. Участники могут получать специальные сертификаты, грамоты, призы. Могут быть отмечены родители и другие люди, участвующие в программе.
Закончите день общим чаепитием или выходом на природу (другим общие дела.).
Идея 20.
«Давайте понимать друг друга с полуслова…» (День толерантности )
Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов – важное условие эффективного становления и развития демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования, всего российского общества.
Решая эту задачу можно провести День толерантности (Неделю толерантности). В его программу могут быть включены: