Об энергии, зачатии, сексе и смерти

Что знает рыба о воде, в которой она плавает всю свою жизнь?

Альберт Эйнштейн, «Мой образ мира»

Мы — сознательные, воспринимающие существа. Эта предпосылка в учении магов линии дона Хуана кажется на первый взгляд банальной и раскрывает нам свое истинное значение только при внимательном рассмотрении. Ведь наше восприятие как первичная функция познания — единственное, что нам дано непосредственно: Я воспринимаю, значит, я су­ществую.

Одновременно ставится вопрос о природе восприятия, включая восприятие нами нас самих, — вопрос, имеющий фи­лософскую широту, в котором речь идет о том, что же реально находится по ту сторону акта восприятия.

Соответствует ли наше восприятие действительности, ко­торую мы можем верифицировать как находящуюся вне нас?

Эта проблематика занимает с конца девятнадцатого века как философов, так и представителей естественных наук. Пер­вые пришли к выводу, что наше сознание является единствен­ным непосредственно данным нам бытием и потому у нас нет никаких шансов проникнуть когда-нибудь в мир в себе. А естественные науки пришли на основе нейрофизиологических ис­следований к убеждению, что то, что мы обыкновенно называ­ем действительностью, является неким видом голографии в нашей голове: виртуальным отражением окружающего нас ми­ра, которое возникает в результате сложного соединения бес­численных рецепторов, синапсов и нервных окончаний и бла­годаря которому мы можем практически мгновенно взаимо­действовать с другими существами, точно так же заточенными в свои голографические клетки.

Наивное убеждение, что наше восприятие представляет мир непосредственно так, как он есть, не выдерживает, таким образом, критики ни с философской, ни с естественнонаучной точки зрения, как бы мы ни цеплялись за это обывательское представление. Однако о том, что находится за пределами клет­ки восприятия, не могут ничего сказать точнее ни философия, ни естественные науки.

Чаще всего сегодня пользуются абстракциями современ­ной физики, описывающими мир как последовательность раз­личных степеней уплотнения энергии. Эти энергии, в зависи­мости от их формы и степени уплотнения, возбуждают различ­ные нейронные рецепторы, что и приводит в конечном счете к восприятию. Однако и здесь остается открытым вопрос о вос­принимающем сознании. Ведь и мы сами в смысле физических абстракций являемся не чем иным, как сложной структурой уплотненной энергии, и физика не ставит свой задачей объяс­нить, как может одна энергетическая структура осознать другую энергетическую структуру или как и почему энергия вооб­ще может обрести сознание.

Весь комплекс тем восприятия и осознания, несмотря на свое огромное значение, все еще представляет для современно­го человека, как мы видим, неисследованную область, и прежде всего потому, что мы слишком долго принимали познание ок­ружающего нас мира как нечто само собой разумеющееся. Нап­ротив, «люди, жившие 7—10 тысяч лет назад в Новом Свете», если верить дону Хуану, занимались «уже тогда интенсивно вопросами Универсума и восприятия, о которых современный человек до сих пор не отваживается и помыслить».

Пионеры в исследовании сознания благодаря своей спо­собности видеть узнали, что Универсум представляет собой бесконечное скопление нитевидных энергетических полей. Причем они описывали энергию как нечто живое и сознатель­ное. Далее они выяснили, что эти энергетические поля ни в коем случае не являются статичными и неизменными — напро­тив, они находятся в постоянном движении.

Согласно познаниям тех видящих, человек также является скоплением таких энергетических полей, которые, как и у всех других органических существ, отделены от общего энергети­ческого потока оболочкой. Специфический конгломерат энер­гий — человек — представляется поэтому видящему как своего рода кокон, светящийся шар величиной с человека.

На задней стороне шара, примерно на расстоянии вытяну­той руки от лопаток, они обнаружили место величиной с тен­нисный мяч, излучение которого является наиболее интенсив­ным в коконе. Они узнали, что в этой точке, позиция которой одинакова у всего человечества, сходятся вместе бесчисленные энергетические линии, образующие Универсум как целое, и преобразуются затем в чувственные данные. Их логическим заключением было, что, очевидно, это и есть место, где воспри­ятие собирается или, иными словами, «монтируется». Поэтому они и дали этому месту соответствующее название — точка сборки.

Далее они познали, что точка сборки является не только местом, где поток энергии окружающего нас Универсума пре­образуется в чувственные данные, но и местом, где эти данные интерпретируются.

Кастанеда поясняет значение этого открытия: «Дон Хуан Матус объяснил нам, что мы, люди, совершаем как организмы фантастическое действие, которое, к нес­частью, придает восприятию фальшивую внешность; мы преобразуем входящий поток чистой энергии в чувствен­ные данные, которые затем толкуем согласно строгой систе­ме интерпретаций, которую маги называют человеческой формой. Этот магический акт интерпретации чистой энергии и вырабатывает фальшивый образ: наше твердое убеждение, что наша система интерпретации и является всем, что существует».

Если мы, например, воспринимаем помидор, наша точка сборки уже совершила необъятное действие: преобразовала пу­чок нитеобразных энергетических полей в чувственные дан­ные, которые сами по себе весьма скудны: матово-блестящее, красное, круглое нечто. И только наша система интерпретации делает из этого нечто солидный трехмерный объект по имени «помидор» и подключает нас к целому ряду других значений, как, например, что речь идет о съедобном плоде растения ро­дом из Центральной Америки; какие витамины и иные вещес­тва делают помидор полезным продуктом питания, или к ка­ким блюдам его можно использовать как составную часть, или с какими продуктами его едят сырым.

Все это, если мы хотим быть точными в определениях, уже не является больше восприятием, а представляет собой акт ин­терпретации, придания значений — то, что немецкий философ Эдмонд Гуссерль назвал интенциональностъю. Маги линии до­на Хуана используют сравнимое выражение — призывание намерения.

В нашем примере сначала нужно вызвать намерение поми­дора, чтобы придать скудным чувственным данным некоторое смысловое значение. Только после этого и можно в буквальном смысле представить помидор как плотный объект и что-то с ним сделать — если, например, призывают намерение сварить и производят магическое действие в сложной переменной игре восприятий, интерпретаций и действий — и это обычно назы­вают томатным соусом. Причем роль самого восприятия в смысле преобразования энергии в чувственные данные в этой игре совсем невелика.

Кастанеда подчеркивает, что человек «принадлежит к орга­низмам, которым нужна очень маленькая доза в смысле реаль­ного восприятия, чтобы создать их мир, или, соответственно, они воспринимают лишь то и столько, чтобы поддерживать в действии свою систему интерпретации».

Это означает, что мы далеки от истинного восприятия и еще более далеки от лежащей в его источнике энергии. Так, вполне достаточно магического слова бундестаг, чтобы выз­вать соответствующее намерение. И перед нашим внутренним взором возникает сцена: здание, увенчанное орлами, зал пле­нарных заседаний с дискутирующими ораторами и скучающи­ми в рядах кресел политиками — даже если мы никогда сами там не бывали!

Этот пример наглядно показывает, сколь мала может быть входная мощность и сколь много можем мы из нее извлечь. Мы находимся в подчинении у нашей системы интерпретации, на­шего мироописания и давно потеряли из виду тот мир, како­вым он на самом деле является, — энергетическую действительность.

Но, прежде чем мы займемся далее причинами и следстви­ями этой потери реальности, мы хотели бы сначала описать, как видят нашу жизнь в ее элементарных проявлениях маги линии дона Хуана, которые возвратились к непосредственному восп­риятию энергии и при этом — к самой действительности. Нач­нем с самого начала: с момента возникновения новой жизни.

Маги придают условиям зачатия нового существа огром­ное значение, поскольку в момент зачатия закладываются энер­гетические основы будущей жизни. При этом имеется в виду не генетическая комбинация материнского и отцовского наследс­тва, которая более или менее определяется волей случая, а то, что полностью исчезло из поля зрения современного человека из-за ошибочной интерпретации биологических наблюдений, социологических предположений, примитивных влечений, мо­ральных ценностей и осуждения, а именно:

Обстоятельства нашего зачатия определяют, кто или что мы есть, при этом степень сексуального возбуждения обоих родителей является главным обстоятельством.

Во время сексуального акта все энергетические нити внут­ри светящихся коконов сексуальных партнеров приходят, как можно видеть, в возбуждение. Все подготавливается к тому, чтобы создать новое существо — совершенно не имеет значе­ния, является ли это сознательным намерением партнеров или нет. Даже противозачаточные средства ничего в этом процессе не изменяют, даже при мастурбации процесс остается тем же, хотя он, исключая случай искусственного оплодотворения, и не может привести к цели. Мы — очень древние существа, энерге­тические механизмы которых возникли за миллионы лет до создания противозачаточных таблеток или до проклятия пос­ледних Папой Римским.

Магам нет дела и до моральной оценки современных сексу­альных отношений, когда они утверждают, что только сильное сексуальное возбуждение обоих партнеров дает сильного и здо­рового ребенка.

Дон Хуан поясняет:

«Если в момент зачатия нет возбуждения, то ребенок, про­изведенный в таком соитии, будет внутренне отражать обс­тоятельства зачатия. Если между партнерами не возникает настоящего возбуждения и совокупление происходит, нап­ример, только в результате ментального побуждения, ребен­ку придется испытать в жизни все следствия подобного акта. Маги утверждают, что такие дети являются слабыми, неуве­ренными, нуждающимися и зависимыми.

Единственное преимущество таких существ, что они из-за своей слабости исключительно постоянны. Они могут всю свою жизнь выполнять одну и ту же работу, не стремясь ни к каким изменениям. Если они в детстве имеют хороший пример, то становятся очень порядочными, но, если такой пример отсутствует, их страданиям, заблуждениям и неу­равновешенности нет конца».

К сожалению, большинство из нас являются такими «bored racks», как говорят маги, — скучными номерами, зачатыми при домашнем будничном сексе или как традиционное завершение пьяной ночи. Так и приходим мы потом в жизнь: домашнего изготовления, скучными или с тупым чувством в голове — как будто это мы пропьянствовали всю ночь напролет.

Уже во время нашего взросления нас постоянно грызет чувство, что нам чего-то не хватает, что мы что-то упустили.

Так начинаем мы наш поиск, нашу охоту за тем, что могло бы заполнить внутреннюю пустоту. Поиск любви, охота за возбуж­дением. Один ищет особенное в сексе мимоходом, наркотиках и приключениях, другой — в прочных отношениях, социаль­ной безопасности и профессиональном успехе. А те, кто уже отчаялся или осознал бесполезность всех вышеназванных уст­ремлений, возможно, ищут свое «спасение» в религии или спи­ритизме, причем мотив остается постоянным: недостаток энергии. Согласно дону Хуану, мы ищем на протяжении всей жизни исходное возбуждение, энергию, которой нам с самого начала недодали.

Поиск становится особенно фатальным, если он направлен на ближайшее окружение и человек пытается восполнить не­достаток энергии при помощи секса, партнерства или зачатия собственных детей. Ведь каждый сексуальный акт и прежде всего действительное зачатие потомков требует большого количества энергии, что еще более ослабляет и без того слабую конституцию скупного номера. Чтобы понять это, мы должны еще раз вернуться к процессу зачатия.

До сих пор мы занимались вопросом, какое значение име­ют обстоятельства зачатия для родившегося ребенка, и отмети­ли, что возбуждение родителей может служить мерой измере­ния энергии отпрыска. Однако эта энергия не приходит из некоего космического резервуара для новых граждан Земли, как пытаются объяснить нам некоторые религии, а берется непосредственно от самих родителей. Часто новоиспеченные родители отчетливо чувствуют после рождения ребенка, что они лишились какой-то своей изюминки в характере, кото­рую они позже, при внимательном наблюдении, могут вновь обнаружить в своем чаде.

Как утверждают маги, потомство забирает у родителей большую часть их энергии, их энергетичности и оставляет их более или менее «пустыми».

Это не простая метафора, потому что маг может точно узнать, является ли человек полным в энергетическом отно­шении.

Во «Втором кольце силы» Ла Горда поясняет:

«У неполного человека дыра в животе. Маг может видеть эту дыру так же ясно, как ты видишь мою голову. Когда дыра находится с левой стороны живота, то ребенок, который произвел эту дыру, имеет тот же пол. Если же она находится справа, то ребенок противоположного пола. Дыра слева — черная, справа — бурая».

Эти «дыры» в светящемся коконе, в нашем энергетическом поле, обычно неустранимы и становятся все больше с рождени­ем новых детей. При этом черный цвет на левой стороне гово­рит о том, что принадлежность ребенка к тому же полу, что и соответствующий родитель, стоит большего количества энергии, чем ребенок другого пола (бурая «дыра»).

Потеря полноты, естественно, оказывает влияние на пове­дение и переживания соответствующей личности. В целом ро­дители, приобретая потомство, становятся спокойнее и уравно­вешеннее, что с точки зрения природы дает преимущества в деле воспитания и заботы о новом поколении. Однако, с другой стороны, потеря полноты означает для «bored rack» чаще всего еще большую неуверенность, еще более сильную потребность в зависимости от других, что может привести к напряженным социальным отношениям и большой эмоционально-энергети­ческой недостаточности. Такие родители буквально цепляются за своих детей, они хотят чувствовать свою энергию в непосред­ственной близости от себя, они чувствуют себя целостными, только находясь рядом со своим потомством. Если же дети и сами по себе являются скучными номерами, что в подобной ситуации более чем вероятно, дьявольский круг недостатка энергии замыкается, что и гнетет сегодня почти все современ­ное общество.

Однако, как уже указывалось выше, не только зачатие ребенка приводит к катастрофическим потерям энергии. Каждое, даже кажущееся незначительным сексуальное действие может иметь, если смотреть сточки зрения энергии, огромные последствия. При этом центральную роль играет одна странная побочная функция человеческой сексуальности, которая заботится о том, чтобы между партнерами возникало чисто одностороннее энергетическое взаимодействие.

В книге Тайши Абеляр «Магический переход» Клара объясняет своей ошеломленной ученице:

«Мужчины оставляют в телах женщин особые энергетические волокна. Они подобны светящимся червям, которые живут в матке и поглощают энергию... Эти энергетические волокна обладают одним еще более зловещим качеством... которое состоит в том, что они обеспечивают постоянный отток энергии к мужчине, который их посеял. Эти волокна, которыми женщина заражается во время полового акта, вбирают в себя и похищают энергию ее тела, которая уходит к тем мужчинам, что оставили их».

Маги увидели, что мужчина при извержении семени изливает в тело женщины не только сперму, но и особый вид светящихся нитей, которые представляют собой энергетический аспект спермы. Последние не погибают, как их физический аспект, а гнездятся в матке и начинают свою воровскую деятельность, которая продолжается семь лет.

Цель этого странного установления в природе Клара объясняет следующим образом:

«...В идеале этот процесс дает возможность женщине, которая энергетически питает мужчину, оставившего в ее теле свои энергетические волокна, сделать его таинственным образом зависимым от себя на уровне тонких сущностей. Это подтверждается тем, что мужчина делает все от него зависящее, чтобы возвращаться к этой женщине снова и снова для энергетической подпитки. Таким образом... природа достигает того, что мужчина не просто чувствует иногда мимолетное желание получить удовольствие от физической близости с женщиной, но и получает основание для установления с ней более устойчивых отношений.

Энергетические волокна, оставленные в матке женщины, в случае зачатия частично сливаются с энергетической оболочкой плода... Их можно назвать рудиментарной формой семейных уз, потому что отцовская энергия сливается с энергией эмбриона, и это даст возможность отцу впоследствии чувствовать, что это его ребенок».

Эти откровения, возможно, шокируют многих читателей и читательниц, по крайней мере, тех, кто свыкся с обывательским представлением о том, что секс является прекрасным средством обмена энергиями. Однако законы природы — это нечто весьма далекое от понятия «прекрасное», и их установления ни в
коей мере не являются ни гуманными, ни моральными. Природа заботится только о сохранении рода как такового, и поскольку женщины и являются, собственно, краеугольными камнями в деле продолжения рода, они несут, с точки зрения энергии, и основную нагрузку. Это они проводят в жизнь новое существо и лелеют потомство, и, кроме того, на энергетическом уровне они заботятся о том, чтобы обеспечить мужчинам их роль в данном процессе.

Кто считает подобные рассуждения чем-то отвлеченным, тому мы советуем задуматься, какую функцию выполняет девственная плева, существующая только у женщин и самок лишь нескольких млекопитающих, тоже имеющих групповую социальную структуру, — например, у человекообразных обезьян
или копытных животных. Почему природа позаботилась о том, чтобы первый сексуальный акт был связан для женщины с болью и страхом? Уж конечно, не для того, чтобы предохранить кого-то от добрачных половых связей; с точки зрения магов, это может иметь лишь один смысл: предохранить девочку-подростка от слишком ранней потери энергии и энергетических связей с мужчиной, которые бесполезны в смысле продолжения рода.

В связи с этим маги линии дона Хуана ни в коей мере не разделяют эйфории, связанной с женским движением поколения шестидесятых годов, если речь идет о «сексуальной эмансипации женщины», или так называемой «сексуальной революции».

Флоринда Доннер-Грау вспоминает точку зрения своих учительниц:

«Для них результат сексуальной революции и сексуального «освобождения» женщины заключался лишь в том, что женщины при этом в определенной степени попали в еще большее рабство, потому что внезапно они вынуждены были энергетически подкармливать не одного мужчину, а одновременно многих.

Те немногие женщины, с которыми я говорила об этом в рамках моих лекций, подтвердили эту точку зрения. Вначале я боялась, что обсуждение этой темы натолкнется на непреодолимые трудности. Но именно те женщины, которые в результате этого так называемого «освобождения» имели многих любовников, утверждают, что они полностью истощены и не знают почему».

Из этого положения существует, к сожалению, только один выход: женщина должна на протяжении семи лет полностью воздерживаться от половых контактов с мужчинами, чтобы избавиться от своих навязчивых жильцов. Потому что именно по окончании этого срока черви слабеют и погибают. Однако это легче сказать, чем сделать, потому что существуют определенные механизмы, которые должны препятствовать воздержанию.

Клара поясняет:

«.. .Неприятнее всего то, что, когда эти семь лет оказываются на исходе, вся армия червей, начиная с тех, которые оставил первый мужчина, и кончая принадлежащими последнему, внезапно оживляется и вынуждает женщину снова вступить в половой акт. После него все черви опять усиливаются за счет новой потери женщиной светящейся энергии и существуют в таком состоянии еще семь лет. Фактически, это бесконечный цикл».

Возможно, некоторые женщины прерывают этот дьявольский круг в почтенном возрасте, когда сексуальный интерес угасает или их супруг умер. Иногда утечка энергии заканчивается в результате удаления матки, чем можно объяснить заметный расцвет многих женщин после такой операции. Однако для большинства женщин энергетическая эксплуатация, о социальных аспектах которой мы еще поговорим, заканчивается только со смертью.

Итак, мы приходим в наших рассуждениях об энергетических началах неизвестных аспектов секса и деторождения к концу — к смерти, имеющей в мире энергий столь же фундаментальное значение, как и зачатие. И здесь маги предлагают нам необычный взгляд на вещи, к которому они пришли в результате видения. С некоторыми их утверждениями мы сейчас и познакомимся, поскольку они непосредственно связаны с проблемой энергии, которая и делает нас тем, что мы есть, — нашей энергетичностъю, которую мы получили при зачатии от наших родителей.

Для лучшего понимания подчеркнем с самого начала, что маги линии дона Хуана не верят ни в реинкарнацию, ни в продолжительное существование индивидуального сознания после смерти, потому что они могут видеть, что точка сборки во время умирания быстро бледнеет и неотвратимо угасает. С ее светимостью исчезает также и индивидуальное сознание, и восприятие всего того, что мы знали как действительность.

Однако смерть не является ни в коем случае быстрым процессом, как можно понять из такого объяснения, поскольку иногда, в зависимости от обстоятельств, требуется много времени, чтобы энергетические нити, из которых мы состоим, оторвались друг от друга и разделились в общем энергетическом потоке Универсума. Эти нити обладают собственным осознанием, что и объясняет очень многие недоразумения, которые широко распространены в отношении вопроса о смерти и умирании — среди прочих также идея реинкарнации или представление о вечной жизни.

Естественно, все нити осознания, из которых мы состоим, существуют и после нашей смерти и могут при соответствующих обстоятельствах вновь подключиться к одному или многим новым существам. Однако наша социальная личность, наше индивидуальное сознание, наше «Я», к которому мы так привязаны, необратимо исчезает с угасанием точки сборки, что представляет вышеназванные идеи совсем в ином свете. Только наша первоначальная энергия, энергичность, которую мы получили при зачатии от наших родителей, неизменно и полностью возвращается к тем, от кого мы ее получили. Естественно, при условии, что родители еще живы и что сам умерший не имеет детей.

Эта энергичность подчиняется определенным правилам, которые заботятся о том, чтобы энергия вернулась туда, где она наиболее необходима в смысле продолжения рода. При этом имеют приоритет собственные потомки, и прежде всего те, у которых еще нет своих детей. Затем следуют родители, братья и сестры и другие родственники в соответствии со степенью биологического родства. Следующим критерием является энергия возможных кандидатов, потому что, как говорят маги, сила ищет силу. Разделения же энергии не происходит, за исключением случая, когда она возвращается к обоим родителям.

Если у умершего было, например, трое детей, из которых двое еще не имеют собственного потомства, энергетическую добавку получит полный ребенок, имеющий больше энергии. Если у умершего не было детей, энергия возвратится к родителям или, если они умерли, к одному из братьев и сестер или других родственников, причем и здесь решение, кому достанется энергия, определяется полнотой и энергией кандидата. Кто бы ни унаследовал энергетичность умершего, он получит сильный прилив энергии, который можно сравнить только с первоначальным импульсом в момент зачатия, как бы жестоко это ни звучало. Это — возможность получить второй шанс, особенно если мы понимаем энергетические процессы и не станем фазу снова использовать вновь обретенную энергию в плане продолжения рода. Для скучного номера смерть близкого родственника —по иронии судьбы, чаще всего одного из родителей — может оказаться единственной естественной возможностью получить то, что он недополучил с самого начала: энергию.

Большие обезьяны, бедные детки

Вот и сидели они, покончив с ловлей блох,
в домах с центральным отоплением.
Тут сидят они и поныне у телефона.
И по-прежнему царит тот самый тон,
как раньше — на деревья.

Эрих Кестнер, «Развитие человечества»

Перед смертью существует жизнь. Однако она, к сожалению, как говорят наследники дона Хуана, для большинства из нас уже предопределена — не в виде некоторой формы судьбы, но силой нашей системы интерпретации, нашим мироописанием. Это мироописание ни в коей мере не является индивидуальным: взаимодействуя с другими людьми, мы поддерживаем социальный порядок, который и определяет сценарий всех наших жизней, оставляя отдельному человеку очень мало простора для какого-либо отклонения от коллективно установленного соглашения.

Типичный сюжет подобного сценария несказанно прост: мы рождаемся и в то же мгновение становимся членами определенного общества. Вначале о нас заботятся наши родители — в основном матери, — которые играют роль первых регулировщиков, определяющих наше место. Это означает, что они — первые, кто вводит нас в соответствующую действующую систему интерпретации и тем указывает нам наше место в мире и в обществе. В смысле же учения магов это к тому же означает, что как раз они сдвигают нашу точку сборки в определенную позицию и постепенно обучают нас самостоятельно ее в этой позиции удерживать. Мы учимся воспринимать, интерпретировать и поддерживать всеобщее соглашение как единственный реальный мир.

За этой основополагающей фазой социализации, во время которой мы прежде всего учимся говорить, следует в нашем современном мире ряд институтов, которые предпринимают точно нормируемую установку позиции точки сборки в принадлежащей им системе интерпретации, делая постепенно из чудесного ребенка безвольный функционирующий рычаг общественной машины. Путь ведет от профессиональных регулировщиков отведенных каждому мест в детском саду, через школу и обучение профессии. Только тогда — а к этому моменту в большинстве случаев мы уже прожили лет двадцать — нас отпускают в «суровый мир повседневности», и мы сами в свою очередь становимся носителями системы, в которой родились.
Менее институционализирована другая большая область социального порядка, к которой принадлежит сексуальность, нахождение партнера, основание семьи и продолжение рода, — так называемая интимная сфера. Но и здесь наши родители закладывают первые камни основания, когда они указывают нам на соответствующую роль того или другого пола, которую мы в дальнейшей жизни, почти не задумываясь, перенимаем, разве что во взаимной игре с другими незначительно модифицируем. И если общество в этом диапазоне действует не столь очевидно, как в случае профессионального развития, то и здесь многочисленные писаные и неписаные правила соглашения ограничивают свободу индивидуума, который учится действовать в тесных рамках общественных ожиданий.

В нашем жизненном сценарии это означает, что в идеальном случае к концу профессионального образования находят партнера противоположного пола и подтверждают эту находку штампом ЗАГСа, основывают с ним семью, и кругооборот начинается сначала. Зачинают детей, заботятся об их развитии, собственном профессиональном успехе и браво трудятся во имя покупки собственного дома, будущего отпуска, хобби и иных наград, не в последнюю очередь ради соответствующей пенсии и обеспечения себя на старост лет.

Когда это время приходит, большинство из нас уже находится в преклонном возрасте, страдает от телесной слабости и слабости духа, которые осложняют нам жизнь. И поскольку со времени нашего детства мы никогда ничего не сделали действительно самостоятельно и потеряли в монотонной повседневной работе всякую подвижность, мы уже не способны начать что-то новое. И мы убиваем время банальностями индустрии средств массовой информации или утешаемся наградами нашего общества потребления, пока смерть не подаст нам знак и не закончит наше бесполезное существование.

Возможно, все вышеизложенное звучит цинично — но только для того, кто убежден в незыблемости этого сценария и рассматривает его как единственно возможную форму взаимодействия с окружающим нас миром. Однако, согласно утверждениям магов, этот сценарий соответствует только одной из бесчисленных возможностей, одной-единственной позиции точки сборки — и это самое ужасное. Мы умираем, даже не бросив хотя бы единственного взгляда на бесконечные широты собственных возможностей. И наше единственное утешение в том, что и наши родители умерли столь же глупо, и столь же глупо умрут, по всей вероятности, наши дети. В этом и заключается настоящий цинизм, являющийся продуктом нашего социального порядка.

К счастью, этот лотерейный билет — не единственный, позиция точки сборки не столь неподвижна, как обычно считают. Социальный порядок только вызывает ложное впечатление, что эта позиция — наш повседневный мир — покоится на восприятии действительности, на конкретном опыте и исходящих из него последствиях. Но мы уже показали, что речь здесь идет не столько о восприятии, сколько об интерпретации. В этом смысле весь полученный опыт и понимание — не более чем продукты нашей интерпретации, сколь бы реальными они ни казались.

Стабильность повседневного мира, наша коллективная позиция точки сборки, покоится, согласно Кастанеде, на трех энергетических опорах, которые он называет краеугольными камнями в основании повседневного мира:

1.Презентация и самозащита.

2.Биологический императив к образованию пары и продолжению рода.

3.Чувство собственной важности.

Эти три пункта неразрывно связаны между собой и образуют некоторый род кулис, перед которыми разыгрывается драма нашей повседневной жизни. Попробуем рассмотреть эти основы по отдельности, чтобы немного разобраться в их хитросплетениях.

1. Презентация и самозащита

В нашей повседневной жизни мы используем большую часть нашей энергии для того, чтобы нас самих представить или же защитить. Речь идет прежде всего о том, чтобы вписаться в окружающее нас социальное поле: какую позицию мы в нем занимаем, какую роль играем и какие трюки мы используем, чтобы сохранить завоеванные позиции.

В конечном счете все сводится к древней, как мир, теме, которую мы можем в сравнимой форме заметить у всех наших родственников в мире животных. Каждая группа обезьян имеет свою социальную структуру, в которой главную роль играет постоянная борьба за позицию в иерархии группы. Эта позиция определяется степенью внимания и уважения, которыми пользуется соответствующий индивидуум со стороны других членов группы. Идет постоянное соревнование за выигрыш внимания, и в этой борьбе разрешены и используются всевозможные трюки и средства: психическая разборка, демонстрация силы, угрозы, ребяческие успокаивающие жесты, сексуальные нападения и заигрывания, подкуп в виде лакомых кусочков и раздела средств пропитания, а также обоюдный уход за мехом и интимность. Но все эти средства прекрасно известны нам и из человеческого репертуара.

Пример: в одной группе обезьян социальная структура поддерживается прежде всего за счет ухода за мехом и телом. При таком положении вещей блохи выполняют не только нужную, но, можно сказать, социальную функцию; эта функция образует и у нас, людей, истинную причину потребности в интимности. Обычно, когда мы испытываем такую потребность, мы не ищем секса — мы ищем внимания, которое выражается в поглаживаниях и любовных прикосновениях точно так же, как у обезьян в уходе за мехом и телом. Если бы нам были ясны границы между сексом и интимностью, мы нашли бы здесь много общего между нами и обезьянами.

Эти границы за время развития нашей цивилизации сделались очень размытыми, ведь на них наслоились религиозные и культурные догмы, так что сегодня мы все — действительно бедные существа, оставляющие лишь детям преимущества непосредственной интимности. Взрослый человек заменяет их словесами, которые современные исследователи человеческих отношений называют «разговорами начистоту». При этом речь идет, фактически, о театральном представлении, которое служит единственной цели: представить самого себя в наиболее выгодном свете, обменяться знаками внимания и таким образом обустроить и укрепить социальную структуру общества. Обезьяну, достигшую успеха во всеобщей борьбе за внимание и получающую большую порцию доброжелательности в виде социального ухода за телом, можно, естественно, сразу узнать по соответственно очень хорошему состоянию меха. Это — знак престижа у всех приматов, и человек здесь не является исключением. Он имитирует отсутствующий эффект чистки меха чистой и приличной одеждой, косметикой и стрижкой и, между прочим, тоже позволяет себя мыть, массировать и стричь. И даже если сегодня уходом за волосами и телом можно наслаждаться в основном лишь в рамках оплачиваемых услуг, они и поныне составляют важный параметр престижа, который мы, современные обезьяны, выставляем напоказ в виде подстриженных волос, ухоженной кожи и чистой одежды. Да, даже наш дом, наш автомобиль и наши домашние животные должны блестеть, чтобы каждый узнал, как благополучно мы живем, как далеко мы продвинулись в обезьяньей иерархии. Естественно и стремление защитить достигнутую в иерархии позицию, даже если наше положение мы и защищаем, в отличие от родственников-обезьян, в основном с помощью лжи и обмана. Мы чуем за версту завистников и конкурентов, и каждый читатель знает из собственного опыта, на что мы способны, только бы не уступить нашей маленькой роли в обезьяньем театре повседневного мира какому-нибудь разбойнику, на нее посягающему.

Как показывает этот пример, наше природное наследство понуждает нас к смешному топтанию на месте, даже если мы этого не осознаем и продолжаем оставаться на промежуточной ступени эволюции, на которой мы уже не обезьяны, но еще далеко не люди. Это справедливо и для области образования пары и сексуальности, о которых мы сейчас и поговорим.

2. Биологический императив к образованию пары и продолжению рода

Второй краеугольный камень, связывающий нашу энергию и фокусирующий ее на мире повседневности, по своему происхождению еще древнее, чем первый. Биологический императив к образованию пары и продолжению рода столь же древен, как и появление полов, и может быть назван естественным стремлением к сохранению вида. Однако у нас, людей, этот императив принял сложные формы, далеко выходящие за рамки удовлетворения инстинктов и репродуктивной функции.

Так, например, наш постоянный поиск партнера, если мы уже не живем с таковым, непосредственно обусловлен биологическим императивом, даже если мы и объясняем такой поиск по-другому. Большинство людей, и в первую очередь скучные номера, живут с ложным представлением, что им не хватает партнера для полноты жизни или что партнер может дать им ощущение полноценной жизни. При этом они в действительности смешивают две различные вещи: с одной стороны, их глубокое ощущение недостатка энергии, что и ведет к постоянным поискам полноты, и биологический импульс — с другой стороны, который заставляет их искать подходящего партнера для продолжения рода и основания семьи.

«Прочность семьи — один из самых сильных факторов поддержания социального порядка, — говорит Тайша Абеляр, — так как существует ужасный страх перед жизнью в одиночестве и страх умереть одному». При этом она подчеркивает, что мы, люди, — настоящие социальные существа, стадные животные, чувствующие себя защищенными только в группе. Эта черта тоже принадлежит к нашему наследству приматов и указывает на то, что мы — все еще обезьяны, ищущие защиты в тесном

Наши рекомендации