Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Чтение. Работа с текстом:
- умение осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
- овладение элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;
- овладение такими читательскими действиями, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование; использование полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
-вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности:
- приобретение опыта работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете;
- знакомство с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоение общих безопасных и эргономичных принципов работы с ними; осознание возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры;
- приобретение первичных навыков обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения;
- умение оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
- умение планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.
Выпускник научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер:ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных.
Выпускник научится:
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информациюнабирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации.
Выпускник научится:
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений.
Выпускник научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять данные;
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация.
Выпускник научится:
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
- моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Содержание учебного предмета, курса
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
Виды художественной деятельности | 16 ч | ||||||
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты) Как говорит искусство? | 119 ч | ||||||
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? | Реализуется через все разделы программы | ||||||
Опыт художественно-творческой деятельности | Реализуется через все разделы программы | ||||||
Итого | 135 ч | 135 ч | 33 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч |
Тематическое планирование
Класс
№ п/п | Название раздела примерной программы | Тема урока | Кол-во уроков |
Виды художественной деятельности | Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно- прикладного искусства. Художник – живописец. | ||
Азбука искусства | Изучение свойств цвета в процессе создания композиций. Знакомство с палитрой. | ||
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Контраст и нюанс в разных видах искусства. | |||
Объем в пространстве и на плоскости Художник – скульптор. | |||
Приемы работы с различными графическими материалами. Художник – график. | |||
Жанр портрета. Жанры изобразительного искусства. | |||
Виды художественной деятельности | Знакомство с ведущими музеями России: Русским музеем и региональными музеями. Жанры изобразительного искусства. | ||
Азбука искусства | Жанр натюрморта. Анализ геометрической формы предметов. Художник – живописец. | ||
Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека. Художник – прикладник. Стилизация в изобразительном искусстве. | |||
Виды художественной деятельности | Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Наблюдение за работой художника | ||
Азбука искусства | Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. Художник – скульптор. | ||
Представления о разнообразии материалов для художественного моделирования и конструирования. Художник-архитектор. | |||
Постройки в природе. Разнообразие форм природного мира. Художник-архитектор. | |||
Изображение простого натюрморта с натуры. Сходство и контраст форм. Художник – живописец. | |||
Геометрические и природные формы в орнаменте. | |||
Красота и гармония общения в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Жанр портрета. Человек и человеческие взаимоотношения. | |||
Красота и гармония общения в искусстве как отражение внутреннего мира человека. | |||
Создание с помощью линий штриха и пятна выразительных образов | |||
Образы животных. Знакомство рисунками русских и зарубежных художников, изображающих животных. | |||
Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы. Выражение их характера. | |||
Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы. Выражение их характера. | |||
Приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных. | |||
Знакомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающих человека. Лепка фигуры выразительного сказочника или литературного персонажа. | |||
Искусство дизайна в современном мире. Проектирование детской площадки. Проектирование окружающей среды. | |||
Проектирование детской площадки. Проектирование окружающей среды. Макеты из бумаги. | |||
Рисунок как самостоятельная произведение искусства и как подготовительная работа. | |||
Красота пейзажа родной природы. | |||
Стилизация природных форм.Роль силуэта в орнаменте. | |||
Аппликация сказочных образов народной культуры. | |||
Изготовление эскизов, игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов. | |||
Красота и разнообразие природы. Изображение деревьев. | |||
Передача эмоционального состояния природы. | |||
Виды художественной деятельности | Искусство вокруг нас сегодня. Коллективные рассуждения о художниках и их работе |
Класс
№ п/п | Название раздела примерной программы | Тема урока | Кол-во уроков |
Виды художественной деятельности | Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно - прикладного искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Средства художественной выразительности. | ||
Азбука искусства. | Изучение свойств цвета в процессе создания композиций. Основные и составные, теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Цвет основа языка живописи.Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа. | ||
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа. | |||
Приемы работы с различными графическими материалами. Импровизация. Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти. | |||
Создание с помощью линий, штриха, пятна выразительных образов. Импровизация. Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти. | |||
Объем в пространстве и на плоскости. Художник – скульптор. Освоение техники лепки. | |||
Жанр портрета. Образ человека в разных культурах мира. Пропорции фигуры и лица. | |||
Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Рисуем портрет. | |||
Изображение женского и мужского портретов -персонажей русских народных сказок. Работа с литературными текстами(сказками) | |||
Виды художественной деятельности | Произведения разных видов и жанров изобразительных (пластических) искусств в музеях, в повседневной жизни человека. Средства художественной выразительности. | ||
Азбука искусства | Выразительность объемных композиций. Лепка сказочных персонажей. Стилизация форм. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. | ||
Передача эмоционального состояния природы, образы деревьев. Великий художник – природа. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы. | |||
Передача эмоционального состояния природы: образы животных. Общие и характерные черты. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы. | |||
Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в его роль в жизни человека. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, русского костюма. Декоративная композиция. | |||
Изображение в живописи, рельефе. Аппликация сказочных образов народной культуры: коня, петуха. Выразительные средства декоративно- прикладного искусства. Сказочные образы в народной культуре и декоративно- прикладном искусстве. | |||
Изготовление моделей и эскизов игрушек по мотивам современных народных промыслов. Связь образов народной игрушки с темами народных сказок. | |||
Виды художественной деятельности | Знакомство с ведущими музеями России и региональными музеями. Искусство и человек. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства. | ||
Азбука искусства | Передача эмоционального состояния природы. Художник – живописец. Отражение в живописи настроения, чувств автора. Открытое пространство. Наблюдение природы и природных явлений, различие их характера и эмоциональных состояний. | ||
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Стилизация природных форм как прием перевода их в декоративные. | |||
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. Основные темы скульптуры. Красота животных выраженная средствами скульптуры. | |||
Красота человека выраженная средствами скульптуры. Лепка фигуры спортсмена, выразительного сказочного или литературного персонажа. Передача движения в объеме. | |||
Разнообразие материалов для художественного конструирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - набирание формы, раскатывание, вытягивание; бумага и картон – сгибание, вырезание). | |||
Разнообразие материалов для художественного конструирования. Приемы работы с бумагой (сгибание, склеивание, прорезание). Бумажная пластика. Выполнение симметричных изделий путем складывания бумаги. | |||
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. | |||
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выразительные средства рисунка. Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, фантастических существ. Выражение их характера. | |||
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран. | |||
Виды ритма. Ритм линий, пятен. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. | |||
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые и геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Изображение предметов различной формы. Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по пропорциям. | |||
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Изображение крестьянской избы, использование элементов декора. | |||
Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. Жанр натюрморта. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью форм и цвета образа-характера предметов. | |||
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов. | |||
Представления о возможностях использования навыков художественного моделирования в жизни человека. Художественное конструирование транспорта, посуды, мебели и одежды. Коллективная работа с использованием простых геометрических и природных форм. | |||
Представления о возможностях использования навыков художественного моделирования в жизни человека. Художественное конструирование транспорта, посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. | |||
Виды художественной деятельности | Представления о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека. Проявления художественной культуры вокруг нас: музей искусства, пластические искусства в доме, на улице, в театре. Единство разных видов художественной деятельности. |
Класс
№ п/п | Название раздела примерной программы | Тема урока | Кол-во уроков |
Виды художественной деятельности | Виды художественной деятельности. Знакомство с видами изобразительного искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства. | ||
Азбука искусства | Интернациональный язык искусства. Композиция – основа языка всех искусств. Создание композиции по мотивам литературных произведений. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. | ||
Создание композиции на заданную тему. Композиция по мотивам литературных произведений. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорция и перспектива. Композиционный центр. Главное и второстепенное в композиции. | |||
Жанр пейзажа. Композиция пейзажа. Природное пространство в творчестве художника – пейзажиста. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тёмное и светлое. | |||
Материалы для рисунка: простой и цветной карандаши. Приемы работы. Рисунок с натуры предмета округлой формы. | |||
Создание с помощью линий, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния человека. Освоение разновидных видов штриха. Роль рисунка в искусстве. Приемы работы с различными графическими материалами. | |||
Изображение графическими средствами бабочек, сказочных птиц, зверей; выражение их характера. Освоение выразительных средств графики. Роль рисунка в искусстве. Приемы работы с различными графическими материалами. | |||
Объем в пространстве и на плоскости. Способы передачи объема. Освоение приемов лепки фигуры человека. Представление о контрасте и нюансе в объемных формах. | |||
Виды художественной деятельности | Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно- прикладного искусства. Выразительные средства изобразительного искусства. | ||
Азбука искусства | Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Понимание истоков декоративно- прикладного искусства и его роли в жизни человека. | ||
Единство декоративного строя в украшении предметов быта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | |||
Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. Представления о разнообразии и богатстве художественной культуры. Освоение приемов стилизации объектов живой природы. | |||
Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. | |||
Народные художественные промыслы. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов. | |||
Жанр пейзажа. Понятия: перспектива, линия горизонта, контраст в композиции. Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции. Композиционный центр. | |||
Жанр пейзажа. Понятия: перспектива, линия горизонта, низкое и высокое, большое и маленькое, темное и светлое. Освоение понятий «перспектива», «воздушная перспектива». Главное и второстепенное в композиции. | |||
Наблюдение природы и природных явлений, различие их характера и эмоциональных состояний. Освоение понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. | |||
Виды художественной деятельности | Произведения разных видов и жанров изобразительных (пластических) искусств в музеях. Средства художественной выразительности | ||
Азбука искусства | Основные составные цвета. Цветовая гамма, цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. | ||
Жанр натюрморта. Изображение простого натюрморта по представлению. Освоения понятия «тематический натюрморт» | |||
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Ритм в жизни и искусстве. | |||
Образ человека в разных культурах мира. Пропорции фигуры и лица. Образ современника. | |||
Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробудивших лучшие человеческие чувства и качества. | |||
Образы природы и человека в живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. | |||
Разнообразие материалов художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. | |||
Представления о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирования сказочных зданий. Коллективная работа. | |||
Искусство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов. Коллективная работа с использованием простых геометрических форм. | |||
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе. | |||
Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. | |||
Представление народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. | |||
Образы природы и человека в живописи. Изображения человека в движении, за характерными для разных времен года занятиями. | |||
Объем – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. | |||
Изображение портрета современника (мамы, друга, дедушки) | |||
Виды художественной деятельности | Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры. Выражение художником своего отношения к изображаемому. |
Класс
№ п/п |