Новгородское зодчество XIV – XV веков.

С конца XII века в новгородском зодчестве наметились серьезные перемены. Меняется материал и техника кладки. На смену плинфе приходит местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формирует пластичные силуэты новгородских построек. Шире используются полукоробовые своды. Из трех апсид остается одна. (ц. Спаса на Ковалеве, 1342 г.; ц.Успения на Волотове, 1352 г.)

Расцвет зодчества приходится на вторую половину XIV века. В этот период построена церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360 – 1361, - четырехстолпный одноглавый храм. В церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.) декоративные элементы не вторят конструкции, им отводится более значимое место.

В конце XIV – начале XV веков поиски выразительного облика храма происходят в границах сложившегося архитектурного типа (ц. Иоанна Богослова в Раковицах, 13384 г; ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г.). Но в целом архитектура не выдвинула ничего нового, опираясь на классику XII – XIV веков. Отстаивая независимость перед Москвой, новгородское боярство поднимало на щит все, что так или иначе ассоциировалось с «золотым веком» Новгорода.

XIV век - «золотым век» новгородской монументальной живописи. ЕЕ развитие осуществлялось на основе местной самобытной школы и в тесном контакте с живописцами византийско-славянского мира (Феофан Грек; сербские мастера, расписавшие церковь Спаса на Ковалеве).

Феофан Грек (1330-е - 1405?) наделен необыкновенным темпераментом, индивидуальной творческой манерой, открытым и проницательным умом. На Руси его называли «философом». Он работал без иконографических «образцов», в постоянном движении, не прерывая разговоров с любопытными, окружавшими его.

В 1378 году Феофан по желанию боярина Василия Даниловича Маликова и уличан Ильиной улицы расписал церковь Спаса Преображения. Вседержитель в куполе преисполнен энергии демиурга. Особая черта мастера – яркие белые блики на фигурах, полных экспрессии и душевного напряжения (Макарий Египетский, Троицкий предел церкви).

Росписи церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле близки по технике к феофановским, но колорит говорит о принадлежности их работе новгородских мастеров.

Своей зрелости новгородская иконопись достигла во второй половине XIV – начале XV веков. В XV веке живопись выходит из тени монументальной живописи. С этого времени очень популярными становятся изображения избранных святых – по 2-3, по 4 и более во весь рост и по пояс. Изображались полезные «скоропомощники» в важных делах: Илья-громовержец – податель дождя; Никола – покровитель путешествующих и страждущих, защитник от пожаров: Георгий, Василий, Флор и Лавр – патроны земледельцев и домашнего скота; Параскева Пятница и Анастасия – покровительницы торговли. Одним из любимых был образ воина-змееборца Георгия.

Тематика икон иногда непосредственно связана с миром - «Молящиеся новгородцы», 1467 г. Ее композиционное поле разделено на два яруса. В верхнем – деисусный чин, в нижнем – молящиеся бояре (Георгий, Макария, Яков, Стефан, Тимофей и Олфим). Икона «Знамение» трактует события новгородско-суздальской войны 1169 года.

Искусство Пскова.

В Пскове во второй половине XIII – первой половине XIV века возводились в основном оборонительные сооружения, что обусловлено политической обстановкой. Церковь Троицы (1365-67 гг.) возведена мастером Кириллом на основании рухнувшего храма XII века и до XX века она также не сохранилась.

В XV веке культовое строительство Пскова ведется с большой интенсивностью. Летописи сообщают о возведении 22 каменных церквей. К этому времени складывается характерный для Пскова тип храма – небольшое, невысокое здание сооружалось на средства уличан, отличалось асимметричностью композиции. К церкви примыкали паперти, пределы, крыльца с характерными столбами-тумбами, хозяйственные пристройки, звонница (ц. Власия на Горке, 1413г., с.90 Ис.Р.Арх.; Ц. Георгия со Взвода, 1494г. и др.)

Звонницы не представляли из себя отдельных сооружений, а надстраивались над церковью, над папертью, даже над погребами (ц. Успения в Пароменье, 1521г.).

Живопись Пскова отличается экспрессией, берущей начало в народных корнях. В немногоцветной палитре фресок преобладают темные коричневые и лиловые краски, дополненные оранжево-красными, желтыми и голубыми тонами. В XV веке в псковской иконописи как и в новгородской живописность уступает место суховатой «правильности» форм. В XV – XVI веках псковичи многое заимствуют из достижений Москвы.

Искусство Москвы.

В конце XIV- начале XVвека каменное строительство приобретает еще больший размах. Каменные церкви вырастают в Москве, Коломне, Звенигороде, Дмитрове, Можайске и относятся в основном к одному типу: одноглавого четырехстолпного храма башенной конструкции, поднятого на высоком цоколе, системой лестниц, ведущих к перспективным порталам, сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар, и вознесенном на высоком постаменте куполом (Спаский собор Андронникова монастыря, нач.XVвека; Троицкий собор Троице-Сергиевской лавры, 14222-1423, с.96-97 Ис.Р.Арх.).

Первые сведения о московских художниках относятся к 40-м годам XIV века. В 1344 году расписали Успенский собор. В 90-х годах XIV века в Москве появился Феофан Грек, но здесь уже сложились художественные традиции, позволяющие избежать художественного подражания. Феофан воспитал группу художников, стал главой художественной жизни Москвы рубежа XIV-XV веков. Все основные художественные работы проходили под его непосредственном руководством – росписи церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов, терема Василия Дмитриевича, палат Владимира Андреевича Храброго, возможно, храмов в Коломне и Переславле-Залесском.

Наиболее достоверным творением самого Феофана Грека в Москве считается иконостас (точнее деисусный чин) Благовещенского собора начала XV века. Деисус Благовещенского собора – первый дошедший до нас деисус, где фигуры святых изображены не по пояс, а в рост (здесь начинается история «высокого иконостаса»).

Андрей Рублев(1360?-1430)родился около 1360 года. Первое упоминание о нем относится к 1405 году. Летописная запись, рассказывающая об участии Андрея Рублева в росписи Благовещенского собора, называет его «черницом» – монахом. Великокняжеский князь постригся и стал иноком, а затем старцем Спасо-Андронникова монастыря.

В 1408 году Андрей Рублев и егго многолетний соратрик Даниил Черный украсили фресками и иконами Благовещенский собор во Владимире. «Страшный суд» – это не кары возмездия, а торжество добра, апофеоз справедливости, это симфония плавных текущих ритмов и радостных красок. Роспись Успенского собора во Владимире свидетельствовала об окончательном становлении творческой индивидуальности и художественного мастерства Андрея Рублева.

В 1918 году в дворянском сарае близ Успенского собора В Звенигороде были обнаружены три иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», известные с тех пор под названием Звенигородского чина.

«Троица» была написана, вероятно, в самом начале 10-х годов XV века. Принято считать, что она создавалась для иконостаса Троицко-Сергиевского монастыря, но существует вероятность связи ее со Звенигородским чином. Три Ангела Рублева соединены единым ритмом, круговым движением. Развитие троичного культа на Руси было связано с деятельностью Сергия Радонежского, который создал Троице-Сергиевский монастырь «дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это тема национального единства.

Жизнь Андрея Рублева заполнена интенсивным творческим трудом. Он выполнял многочисленные заказы, украшал фресками храмы. Последние его работы – росписи Троицко-Сергиева и Спасо-Андронникова монастырей не сохранились. Деятельность Андрея Рублева отложила отпечаток на все виды художественного творчества. Среди произведений шитья очень близок ему по настроению великолепный надгробный покров Сергия Радонежского. В мелкой пластике традиции Рублева развил мастер резьбы по дереву монах Троице-Сергиевской лавры Амвросий. Стиль Андрея Рублева, линейный и колористический строй его икон и фресок определили лицо московской школы живописи.

Лекция. Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв.

Архитектура.

Во второй половине XV века при Иване III происходит, по существу, полная перестройка кремля. В 60-е году артель каменщиков возглавляет зодчий В.Д. Ермолин. Итальянские архитекторы во главе с Антоном Фрязином, Марко Фрязином, Пьеро Антонио Солари и Алевизом Фрязином Старым воздвигают ныне существующие башни Кремля. Работы начались в 1485 году и были закончены в 1516 году. Русь распахнула двери иностранным мастерам.

Ориентация на владимиро-суздальское наследие характерна для московского искусства XV-XVI веков. Построенный Фиораванти в 1475-1479 годах белокаменный Успенский собор во многом напоминал владимирскую святыню. Строгость и четкость здесь выдержана во всем. В 1505-1509 году Алевиз Новый перестроил Архангельский собор и декорировал его, использовав мотивы раннеренессанской ордерной архитектуры (раковины в закомарах). В 1505-1508 годах вырос столп храма-колокольни, созданной Боном Фрязином (колокольня Ивана Великого была надстроена вверх в 1600 году). Грановитая палата (получила свое название от облицовки главного фасада граненым камнем) сооружена в 1487-1491 году Марко Фрязином и Пьеро Антонио Солари. Она построена по типу трапезных монастырских палат (в 1469 году В.Д. Ермолиным создана трапезная палата Троице-Сергиевского монастыря).

Псковскими зодчими построена миниатюрная церковь Ризоположения (1484-1485) и Благовещенский собор «на сенях» великокняжеского дворца (1484-1489).

В XVI векев русском зодчестве появляются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной ранее конструкцией верха «на деревянное дело» (ц. Вознесения в Коломенском, 1530-1532 гг., построена Василием III в честь рождения долгожданного наследника, будущего грозного царя Всея Руси).

Различная высота подкупольных столпов сообщила всему облику собора Василия Блаженного черты естественного динамизма и праздничной нарядности. Восьмерик – основной мотив композиции собора. Здание первоначально имело два цвета - кирпича и белого камня Творение Бармы и постника Яковлева (существует версия, что это одно и то же лицо – архитектор Иван Яковлевич Барма) неповторимо и многолико. Облик храма менялся. В конце XVI века появились очень нарядные маковицы глав. В 70-х годах XVII века были перекрыты галереи, весь собор приобрел яркую, праздничную, многоцветную раскраску.

В конце XV – XVI веках в процессе объединения страны важнейшую роль приобрело крепостное строительство. В планировке начинает осуществляться принцип регулярности, геометрической правильности фортификационного сооружения, имевшего форму квадрата, прямоугольника или трапеции. По этому принципу построены Иван-город (1492-1496), Тульский (1514-1521), Зарайский (1531) кремли. Башни были рассчитаны на установку артиллерии.

Создавались Крупные, массивные соборы. При Борисе Годунове в зодчестве появилась тяга к изяществу, к повышенной декоративности.

Изобразительное искусство.

Во второй половине XV века ведущую роль играло «рублевское» направление в живописи, представителем которой был Дионисий (30/40-е гг.XV века – 1508). Дионисий – мирянин, видимо, знатного происхождения. Сохранившееся его творение – цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.). Живописец гармонизирует легкие и радостные бирюзовые и светло-коричневые, нежно розовые и палевые, переходящие в сияющий белый и соседствующие иногда с пурпурно-вишневым и темно-коричневым. Объединенные яркой синевой лазурного фона, они создают аккорд, обладающий исключительной декоративной выразительностью. Для Дионисия характерна преувеличенная декоративность пропорций, мягкость, замедленность движений фигур.

В царствование Ивана Грозного государство непосредственно контролирует развитие искусства. Стоглавый собор 1551 года регламентирует не только взаимоотношения мастера-живописца и ученика, но и сам художественный процесс, канонизируя освещенные веками и авторитетами иконографические схемы, призывая копировать старые «греческие письма» и композиции Андрея Рублева.

В XVI веке художники чаще обращаются к сюжетам Ветхого завета, к назидательному повествованию притч, к легендарно-историческому жанру.

В 1508 году сын Дионисия Феодосий расписал Благовещенский собор в Кремле (фрески переписаны в 1566 году). В стенописи возвышается московский великокняжеский род. В живописи соборных галерей впервые на Руси встречается изображение «эллинистических» мудрецов – Аристотеля, Гомера, Плутарха, Зенона.

В 1530/50-х годах расписывается собор Новодевичьего монастыря.

В древнерусской скульптуре второй половины XV века осуществляется два направления – традиционное, ориентирующее на плоский низкий рельеф, и новое, тяготеющее к объемной и пластической трактовке фигур (конная скульптура мастерской В.Д. Ермолина, украшавшая Спасские ворота Московского Кремля).

Наши рекомендации