Искусство периода феодальной радробленности.
Период феодальной раздробленности породил отличные от Киева формы художественной культуры Новгорода и Пскова, Владимира и Суздаля, Смоленска и Полоцка, Галича и Владимира-Волынского.
Искусство западнорусских княжеств.
Спасский собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (1159г., Полоцк, с.124 уч.) отличается оригинальной пирамидальной конструкцией с пониженным алтарем. Фресковая роспись собора аскетична, плоскостна, графична, что роднит ее с новгородской.
Собор архангела Михаила в Смоленске воздвигнут князем Давидом Ростиславовичем в 1191-1199 гг. (с.126 уч.). Кирпич церковных стен здесь скрыт под побелкой. В Смоленске встречаются перспективные порталы, прямоугольные апсиды.
Самобытна галицко-волынская культура.
Искусство Владимиро-Суздальского княжества.
При Андрее Боголюбском строится Успенский собор во Владимире (1158-1161гг., с.137 уч.) Постройки данной школы отличаются применением белого камня вместо кирпича (известняк), который обрабатывался резчиками по камню. Характерна тонкость, изящество, нарядность и декоративность обработки. Золотые Врата Владимира 1164г. – мощная арка, над которой находится церковь Преображения (с 136 уч.). Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 гг. – одноглавый, трехнефный, четырехстолпный храм. Нарядная лента архитектурно-колончатого пояса проходит на уровне хор, разделяя здание на два яруса. Верхний ярус украшен резьбой. Монументальная живопись представлена фресками. Тема заступничества находит здесь яркое выражение.
Церковь Покрова на Нерли (1165г., с.141 уч.) – памятник победоносного похода суздальских войск на Волжскую Булгарию. Вертикальная устремленность решена мягко и пластично.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском строится в 1230-1234 гг. (с.147 уч.) перед татарским нашествием и отражает новый этап развития владимиро-суздальской фасадной скульптуры, отмеченный повышенным вниманием к человеку. «Златопись» южных и западных врат отличается композиционным мастерством.
Искусство Новгорода и Пскова.
Новгород и Псков были открыты для влияний не только аристократического византийского, но и романского и восточнохристианского.
Во второй половине XII века в Новгороде складывается новый тип храма – крестово-купольный четерехстолпный. Церковь Спаса Преображения на Нередице 1198г. (с.154 уч.) отличается простотой и пластической цельностью. К этому же типу храма относится и церковь Рождества Христова в Перынском скиту, первая половина XIII века. Церковь Николы на Липне (1292 г., с.158 уч) знаменует возобновление каменного зодчества после татарского нашествия.
В изобразительном искусстве Новгорода XII-XIII веков ведущее место принадлежало фресковой живописи. Приче новгородская художественная школа сформировалась в XII веке ( роспись церкви Георгия в Старой Ладоге, 1168 г.) На фресках церкви Спаса на Нередице, 1199г. выделяют 8-10 индивидуальных подчерков авторов. Это несколько больше, чем обочный состав в 2-6 человек в XI-XV веках. Икона “Ангел Златые власы” (XII-XIII вв.) близка по стилю к иконам Юрьева монастыря.
Среди прикладного искуства наиболее высокого уровня достигло ювелирное дело (два сиона (модели храма) Софийского собора).
Псковский Спасо-Преображенский собор Миронежского монастыря имеет боковые своды вдвое ниже центральных нефов. Стены украшены фресками, повторяющими в основном византийскую схему. Но «строчный» принцип как и в Новгороде не выдерживается полностью. Движения фигур угловаты и скованы.
Таким образом, в XII-XIII веках произошло становление на Руси самобытных художественных школ.
Меры длины.
Мерная сажень – 176 см.
Малая сажень 142.5 см (тьмутараканская сажень, двойной шаг).
Большая сажень - 216 см.
Златой пояс Шимона (использовался при строительстве Успенского Собора Киево-Печерского монастыря, 1078 г.) = 4 греческим футам = ½ великой косой сажени = 123.2 см.
Косая новгородская сажень - 200.4 см.
При Петре Великом была введена трехаршинная сажень – 213 см (взамен 216, 176, 142 см). Во Франции Революция узаконила метр.
Модулор Ле Корбюзье в первой редакции без учета процесса акселерации совпадает с саженями Древней Руси – 176 и 216 см (во второй редакции – 183 и 226 см).
Лекция. Деревянная архитектура древних славян и Древнерусского государства (X-XIVвв).
История русской архитектуры. Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А.Славиной.. СПб.: Стройиздат,1994, 600с.
Красноречьев Л.Е., Тынтарева Л.Я. «…Как мера и красота скажут».Памятники деревянного зодчества Новгородской области.Лениздат, 1972, 96с.
Дерево, земля и глина были, по существу, единственными строительными материалами на территории Восточной Европы до конца X века. Дереву как материалу сухому и теплоемкому справедливо отдавалось предпочтение при возведении городских жилых построек до XVIII века. С IX века в городах из дерева выполнялось все, начиная от городской ограды и заканчивая мощением улиц. Но дерево имеет два отрицательных качества, не позволяющих восстановить древнейшие периоды развития деревянного зодчества – его недолговечность и горючесть. Поэтому редкие жилые дома имеют возраст свыше 100 лет, а неотапливаемые храмы – более 300 лет. Пожары ускорили замену дерева камнем в таких ответственных городских сооружениях, как городские стены, башни и храмы. Деревянные стены Новгородского детинца с земляным валом и рвом упоминаются под 1044 г., а первые сведения о каменной его ограде относятся к 1302 году. Первые данные о каменных оградах Киева датируются 1037 годом, Старой Ладоги - 1116 г., Москвы – 1367 г. Но такая замена происходит далеко не повсюду. Во многих городах деревянные стены служили вплоть до XVIII века, по несколько раз отстраиваясь после пожаров (кремль Тобольска).
Наиболее пригодными для строительства были сосна, лиственница, ель (прямизна и смолистость). Особенно ценилась мелкослойная (до 16 слоев на 1 см) «кондовая» сосна, произрастающая на сухих песчаных почвах, и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. Из ели изготавливались главным образом элементы кровли (стропила). Из лиственных пород в качестве стенового материала в X-XV вв. в южных районах и для наиболее ответственных сооружений на севере применялся прямослойный дуб (Софийский собор в Новгороде – 989 г., Успенский собор в Ростове – 992., стены Московского кремля – 1339 г. и др.). Из осины, благодаря ее податливости при обработке изготавливали кровельный лемех. У осины увеличивается прочность при воздействии дождя и снега, она приобретает со временем серебристый оттенок.
Основной конструктивной формой в русском деревянном зодчестве был прямоугольный сруб (четверик). Для сплачивания горизонтальных венцов в бревнах выбирался продольный паз - первоначально в верхней, а позднее в нижней поверхности каждого бревна (для уменьшения возможности затекания воды). В углах срубов бревна соединялись с помощью врубок. Чаще всего применялась врубка с остатком («в обло») как более теплоустойчивая, реже – без остатка («в лапу», «в шап»). Дтя экономии бревен в неотапливаемых частях построек (шатры храмов, основания мельниц) делалась врубка с просветом в четверть дерева («в реж»). Пазы при рубке жилых зданий прокладывались мхом («мшились») и после конопатились. На один сруб хорошего жилого дома шло 150-170 бревен.
Длина бревен, естественно, имела определенные пределы, а потому стены зданий большей площади вместо четверика рубились шестериком, восьмериком и даже десятериком. Дальнейшее увеличение площади достигалось прирубкой дополнительных срубов (прирубов). Срубы жилых и общественных зданий чаще всего ставились на землю без фундаментов. Иногда под углы срубов и середины стен клались камни – валуны или врывались в землю «стулья» из обрезков толстых бревен.