Подготовительный Шаг 4: Понимание Структуры Ситкома
По мнению Билла Айделсона («Напряги извилины» /Get Smart, «Энди Гриффит» /Andy Griffith, «Странная парочка» / The Odd Couple, «Счастливые дни» /Happy Days, «Чертова служба в госпитале МЭШ» /M*A*S*H, автора книги «Писать ради бабла» /Writing for Dough), структура ситкома очень проста.
Во всех историях присутствуют следующие элементы: герой, цель героя и препятствие на пути героя к данной цели. Кто-то хочет чего-то и есть нечто, что ему мешает. Посмотрите на Джека и Бобовое зернышко. Джек (герой) хочет помочь своей матери (цель). Он получает волшебные бобы и по стеблю выросшего боба вскарабкивается наверх, где его ждут несметные богатства. Но также там, наверху, он встречает великана (препятствие).
Айделсон прав. Насколько бы простой ни была структура этой старой сказки, она ничем не отличается от структуры современных ситкомов. Сюжет ситкома обычно делится на 6 битов:
- Завязка—в раю возникает проблема.
- Осложнение и усугубление – проблема становится значительнее/серьезнее.
- Поворот (пауза, завершающая акт)—все идет не так, как предполагали герои.
- Герои обдумывают, что делать с тем, что только что произошло.
- По мере выполнения плана конфликт усугубляется еще больше – это самая важная эмоциональная или физическая комедийная сцена.
- Ситуация разрешается – все проблемы в сюжете так или иначе разрешаются, и обычно у главного героя происходит какой-то «момент озарения/осознания», и он выносит из произошедшего некий жизненный урок.
Вот пример из серии сериала «Все любят Рэймонда», разбитый на 6 сюжетных битов:
- Завязка—Эмми разрывает отношения с Робертом, и Дебра с Эмми размышляют над тем, не является ли Роберт геем.
- Осложнения—Дебра злится на Рэя за то, что он негативно относится даже к возможности, что его брат может оказаться гомосексуалистом.
- Поворот (пауза акта)—Рэй задумывается над тем, что Дебра может быть права относительно зашоренности его семьи в отношении геев, и спрашивает своих родителей, как бы они отреагировали, если бы кто-то в их семье оказался бы геем. Родители думают, что таким образом Рэй говорит им, что Роберт на самом деле гомосексуалист – отец в ужасе, а мать на удивление воспринимает это нормально. Когда приходит Роберт, мать говорит ему, что «быть геем это не преступление/это - нормально». Рекламная пауза.
- План—Семья пытается принять тот факт, что Роберт – гей.
- Усугубление конфликта—Роберт в замешательстве: если вся его семья считает его геем, может он на самом деле такой и есть? Приходит Рэй, чтобы извиниться за всю эту неразбериху. Он тоже начинает задумываться над тем, не гей ли он сам. Затем приходит их отец, злой из-за ссоры с женой, и говорит: «Женщины! Кому они нужны?» Теперь Роберт и Рэй считают, что Фрэнк тоже может быть геем. Рекламная пауза.
- Разрешение—Роберт прощает Рэймонда за то, что тот устроил эту неразбериху. Рэй мирится с Деброй, решив остаться дома с ней и с ее подругами вместо того, чтобы пойти потусить со своими друзьями. Он осознает, что он – натурал…но он несчастен.
Цель главного героя, Рэя, состоит в том, чтобы осчастливить Дебру, показав, что он и его семья не ненавидят гомосексуалистов.
Препятствия – неприязнь отца и его собственная к гомосексуалистам.
Теперь выпишите 6 битов серии ситкома в соответствии с приведенным выше примером, а затем ответьте на эти вопросы:
- Что происходит на каждом этапе?
- Сколько страниц в каждом этапе?
- В каких точках расположены рекламные паузы?
- Какова цель главного героя?
- Каковы препятствия?
Резюме (Log Line)
Посмотрите на схему сцен в ситкоме, который вы исследуете, и напишите базовое резюме (log line) истории в таком формате: «Когда с героем происходит ХХХ, он пытается ХХХ и попадает в еще большие неприятности».
Резюме для описанной выше истории было бы таким:
(Все любят Рэймонда) Когда Роберт и Эмми снова расстаются, семья начинает задумываться над тем, не является ли он гомосексуалистом.
Резюме можно найти в справочнике по сериалам TV Guide или на Интернет-страницах, посвященных шоу.
(Секс в большом городе) Когда Кэрри сталкивается с на первый взгляд идеальной невестой Мистера Бига, Наташей, она задается вопросом: неужели в Нью-Йорке есть женщины, которые живут ради одной только цели – заставить других женщин чувствовать себя ничтожествами?
(Гриффины) Когда исчезает трофей, выигранный Питером и его соседями в первом ежегодном Параде Урожая, победители начинают подозревать в краже друг друга.
Упражнение: Резюме
Напишите резюме серии ситкома, которую вы исследуете.
Резюме:
Подготовительный Шаг 5: Оформление Сценария Ситкома
Изучите ваши примеры сценариев на предмет их оформления/форматирования. У каждого ситкома оно свое. В одних присутствуют длинные описания героев, в других нет. В одних большие поля, в других маленькие. В одних присутствуют пояснительные описания для актеров, как например «громко плача» или «крича», а другие ситкомы просто терпеть этого не могут. Вам необходимо знать предпочтения в оформлении сценария ситкома, для которого вы пишите.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Эллен Сандлер
«Нельзя недооценивать важности оформления страницы. Когда передо мной лежит огромная стопка сценариев, которые я должна прочитать, я ищу любой предлог, чтобы их не читать. Поэтому, если сценарий оформлен неправильно или если имя героя написано с ошибками, я думаю: «Этот автор не в теме», и не читаю его. Хороший агент никогда не отошлет сценарий, который не оформлен должным образом».
Даже если продюсеры этого шоу никогда не прочтут ваш сценарий, продюсеры других шоу будут знать формат этого шоу, и ваш сценарий будет выглядеть более профессионально.
Хотя у каждого шоу - свой формат, несколько отличный от других, здесь мы приводим пример стандартного оформления. Это отрывок с вебсайта Тони Пелцера www.sitcom-net.com
Сценарии начинаются с названия, расположенного вверху страницы, написанного заглавными буквами и подчеркнутого. Затем следует номер акта и буква сцены, также подчеркнутые. Все сценарии начинаются с выровненной по левому краю фразы «ВЫХОД ИЗ ЗТМ[17]:» (FADE-IN) и заканчиваются с выровненной по правому краю фразой «ЗТМ» (FADE-OUT). Как правило, используется шрифт Courier, размер шрифта - 12.
Каждая сцена начинается со строчки с информацией о том, где и когда эта сцена происходит. В этой строчке как минимум три части: происходит ли сцена внутри («ИНТ.») или снаружи («НАТ[18].»), место действия сцены и время, когда она происходит.
ВСЕ действия пишутся ЗАГЛАВНЫМИ буквами с одиночным пробелом и заключены в круглые скобки. Использование двойного пробела делает сценарий длиннее, т.к. добавляет больше пустого места, поэтому считайте, что каждая страница занимает приблизительно 30 секунд времени. Заглавными буквами пишется все, кроме диалога; это включает описание съемочных площадок/локейшенов и действий героя.
При написании диалога, имя героя пишется по центру, примерно в 3.5 дюймах (8.89 см) от левого края. Диалог выравнивается по центру и идет под именем героя приблизительно в 2.5 дюймах (6.5 см) от левого края. Вы должны оставить 3-4 дюйма (7.6-10.2 см) от правого края, чтобы режиссер мог делать свои пометки. Если герой будет продолжать говорить на следующей странице, тогда внизу страницы добавляется расположенное по центру слово «(ДАЛЕЕ)», а на следующей странице после имени героя добавляется слово «(ПРОДОЛЖ.)».
НОРМ (ПРОДОЛЖ.)
Норм продолжает говорить.
Каждая сцена или акт начинается с новой страницы – номера страниц проставляются в верхнем правом углу. Новые сцены, наряду с указаниями по съемке, пишутся заглавными буквами и подчеркиваются.
Настройте свой компьютер на написание сценариев для ситкомов. Если вы пользуетесь редактором Microsoft Word, вы можете загрузить с моего вебсайта (бесплатно) шаблоны для написания ситкомов с детальными указаниями, как ими пользоваться. Чтобы загрузить их, перейдите по этой ссылке: www.comedyworkshops.com. Также существуют компьютерные программы для написания ситкомов и киносценариев, но они дорогие, и вы можете делать то же самое с обычными текстовыми редакторами, создав шаблон для написания ситкома.
Если у вас нет компьютера, не волнуйтесь. Лауреат премии Emmy Дэвид Э. Келли пишет в большом блокноте, а затем кто-то другой перепечатывает за него его же текст. Существует большое количество служб, которые превратят ваши каракули в правильный сценарий для ситкома. Посетите наш вебсайт на предмет рекомендаций по данной услуге, а также информации по профессиональным программам для написания сценариев.