ДЕНЬ 18: АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ – ПЕРЕДЕЛЫВАНИЕ МАТЕРИАЛА
Что ж, праздник закончился, пора снова браться за работу. Потерпели ли вы неудачу или добились успеха на своем первом выступлении, вам настоятельно рекомендуется проанализировать и переделать материал. Именно это отличает профессионалов от выскочек – тщательный анализ своих выступлений. Хорошее выступление в жанре стэндап требует постоянной переделки шуток. Разница всего в одно слово может сделать из провальной шутки хитовую.
Профессиональные комики хотят знать, почему шутка не выстрелила, и как это исправить. Они с готовностью тратят время и силы на то, чтобы отточить свое мастерство и решить проблему. Выскочки же, с другой стороны, обычно говорят: «Я себя ненавижу, надо напиться» каждый раз, когда шутка не работает. Профессионалы не считают, что неудачная шутка – это личная трагедия, все дело в материале. Любители воспринимают все слишком серьезно и относят все на свой счет или на счет публики – «Ничего они не понимают».
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Phyllis Diller
«Я никогда и ни за что не виню публику. У меня примерно одинаковая реакция, как на удачное, так и на неудачное свое выступление. После неудачного выступления я хочу понять, что пошло не так, а после удачного – почему все получилось так хорошо».
Добиться успеха в жанре стэндап – это то же самое, что добиться успеха в любой другой области. Нужно быть профессионалом и постоянно совершенствоваться. Причина, по которой шутка не выстреливает, есть. Давайте искать ее вместе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Richard Jati
"Все дело заключалось в том, чтобы в течение двух лет каждый вечер ходить в клубы, выступать, записывать свои выступления, оттачивать и совершенствовать шутки. Если взять все время, которое ты проводишь, думая об этих шутках; все то время, которое тратишь на «обкатку» материала; все то время, которое тратишь на прослушивание записи, на попытку понять, что работает, а что нет - выйдет примерно двадцать два часа на каждую минуту выступления".
Упражнение: Переделывание выступления
Послушайте запись своего выступления, имея на руках карточки с шутками. Разделите все карточки на две части – шутки, которые вызвали смех, и шутки, которые необходимо доработать. Карточки с шутками, которые выстрелили, отложите в сторону. Сосредоточимся на менее удачных. Но для начала пройдемся по основам.
До шоу
• Вы сосредоточились?
• Вы проверили зал?
• Вы пили алкоголь?
Вступление
Вы:
• начали с чего-то интересного для публики?
· пошутили по поводу комика, выступавшего до вас?
• воспользовались моментом?
· говорили об очевидном?
· сказали что-то, что с самого начала оттолкнуло публику?
· установили связь со зрителями?
· четко выразили позицию в первой шутке?
• смогли перевести дыхание?
• были враждебно настроены к публике? (если да, это случилось, потому что вы нервничали?)
Ваш материал
Теперь перейдем к самим шуткам. Используйте этот список по отношению к каждой неудачной шутке и выясните, почему люди не смеялись.
• Была ли в шутке Позиция? Помните, нет позиции – нет смеха. Сохранялась ли позиция на протяжении всей шутки? Шутки, в которых нет постоянно выраженной позиции, это не шутки, а истории, от них нужно избавляться.
• Вызывала ли тема отклик/ассоциации? Возможно, эта тема не подходила для данной конкретной публики, но сработает в другой ситуации. По мере накопления опыта вы поймете, что публика на каждом выступлении обладает своей индивидуальностью, и иногда какие-то темы могут просто не сработать, вне зависимости от того, насколько они удачные.
• Были ли в вашем выступлении отыгрыши? Именно они обычно вызывают больше всего смеха, так что постарайтесь иметь их в каждой шутке.
• Был ли в шутке элемент неожиданности? Удалось ли вам отойти от шаблона смешной истории? Был ли в вашей шутке неожиданный MIX?
• Ваши шутки были основаны на историях или на предпосылках?
• Вам потребовалось больше трех реплик, чтобы перейти к началу смешной части?
• Сделали ли вы паузу после шутки, чтобы у публики было время ее понять?
Избавляйтесь от историй
Внимание, Неудачные/Банальные Приемы! – Отстойные истории.
Несмотря на мои неоднократные предупреждения, существует вероятность того, что в ваше выступление все-таки просочилась история. Многие начинающие комики считают, что их жизнь невероятно смешна, и, вполне может быть, вы, как и они, много лет собирали гомерически смешные истории, приберегая их до того момента, когда всерьез займетесь стэндапом. Я понимаю, как сложно от них отказаться. Я вам сочувствую – правда. Но это не меняет того факта, что истории, которые производят фурор на вечеринках, проваливаются на выступлениях в клубах. Приберегите эти истории для моноспектакля, юмористического эссе или романа, но в выступлении их быть не должно.
Проверка Знаний
Какая из следующих тем не подходит для стэндап-выступления?
1. авиалинии
2. рак/СПИД/смерть
3. смешная история о том, как вы с кем-то расстались
Ответ: "авиалинии" и "смешные истории" – неподходящие темы для стэндапа.
Вариант #1—"авиалинии"— промах, заезженная тема.
Вариант #2—"рак/СПИД/смерть"— смешно. Стив Мур, комик, у которого обнаружили СПИД, построил свое шоу на HBO вокруг этой темы.
"Когда я узнал, что у меня СПИД, я приклеил на бампер наклейку, на которой написано «Хочешь похудеть – спроси меня, как» —STEVE MOORE
"Я писатель/продюсер/режиссер/человек, победивший рак груди. Но не надо меня жалеть. Рак - это еще ничего, вот быть сорокалетним в Голливуде – это поистине смертельное заболевание!" —DEVO
"Я, пожалуй, выпью воды. Думаю, это безопасно. Хотя, мне все равно, безопасно это или нет, я все равно выпью. Знаете, почему? Потому что я американец - во всем, что я пью и ем, есть немного рака. Я гражданин своей страны, и не смогу быть счастлив, если наша промышленность не будет каждый день чуть-чуть меня травить. Сейчас, я только выпью свои пару сотен тысяч канцерогенов, [пьет воду] Вот так, немного рака еще никому не вредило. Более того – немного рака нужно каждому, мне так кажется. Это держит нас в тонусе, помогает не расслабляться. Я не боюсь рака. Я ел брокколи на обед". —GEORGE GARLIN
Вариант #3—"смешная история о том, как вы с кем-то расстались "— не смешно.
Хотя тема «расставания и разрывы» - это удачная тема, в клубе она, скорее всего, не сработает. Еще одна проблема начинающих комиков заключается в том, что они рассказывают истории о своих семьях, вместо того чтобы превращать свои семейные байки в предпосылки, которые найдут отклик у всех окружающих. Если ваш материал будет пользоваться успехом только у людей, вместе с которыми вы проводите День Благодарения – лучше оставайтесь на нынешней работе.
Сочинительство шуток базируется на темах, а не на историях. Если у вас есть смешная история, скажем, о вашей бабушке, у вас будет только одна предпосылка пошутить на эту тему. Если же ваша тема – «бабушки», вы не будете ограничены только тем, «что произошло на самом деле». Тем не менее, именно из историй мы черпаем темы, которые потом используем в выступлении.
Упражнение: Истории
Это упражнение продемонстрирует разницу между историей и предпосылкой.
Истории можно превратить в темы для стэндапа, если отбросить сюжет истории (то, что происходило на самом деле) и сосредоточиться на поисках предпосылок (сути истории).
Прочтите эту историю и попытайтесь найти в ней тему.
"Как-то я вместе с женой смотрел футбольный матч, и понял, что она ни черта не смыслит в игре, потому что в какой-то момент она мне сказала: 'А зачем номер 78 постоянно хлопает по заднице номер 22?' Она решила, что они геи. Я ей ответил «Это просто значит, что он хорошо сыграл», а она такая «Нет, между ними явно что-то происходит, я думаю, номер 88 ревнует!"
Тема истории ________________________
Вы заметили следующее?
• Добираться до смешной части приходится очень долго.
• В истории есть возможность придумать только одну предпосылку.
• В историях отсутствует позиция.
• В историях используется прошедшее время.
• В заявке используются слова «я» и «меня».
Тема этой истории на самом деле не «футбол», а «как женщины воспринимают все совсем по-другому». Предпосылка для этой истории могла бы быть такой «Женщины мыслят категориями отношений. Для них, всё - отношения».
Вот та же история, переделанная под стэндап формат.
"Женщины мыслят только категориями отношений. Смотрю я тут как-то футбол, заходит жена, видит, как один игрок хлопает другого по заднице, и первое, что ей приходит в голову – у них любовь, [отыгрыш жены] 'Номер 22 и номер 78, кажется, так близки.' Или смотрю я тут баскетбол, а она спрашивает: 'А у Шак и Коуба хорошие отношения? Они так сердиты'. Для женщины, всё - отношения, [MIX] Она будет любоваться закатом и все равно скажет: «Ой, смотри, как страстно солнце целует океан». — THOMAS TAILARINO
Шутки должны вызывать интерес. Публику не волнует то, что на самом деле произошло в вашей жизни. Они хотят, чтобы вы перешли к сути, в случае с историями это занимает слишком много времени.
"Но многие комики рассказывают истории".
Не позволяйте ввести себя в заблуждение. Гениальность Джерри Сайнфелда, Билла Косби или Ричарда Прайора заключается именно в том, что то, что они выдают за истории, пришедшие им в голову – это на самом деле отлично подобранная последовательность шуток.
Вот, к примеру, тема Джерри Сайнфелда – «ванные». Посмотрите, как он делит эту тему на предпосылки, а не на истории (предпосылки выделены курсивом).
"Я не люблю принимать душ в чужом доме, потому что там никогда не получается отрегулировать температуру воды. Я не знаю, какая там шкала. Полмиллиметра может изменить температуру на тысячу градусов. Смотрите, чтобы не оказаться в этот момент под струей воды.
"В чужом душе к стене обязательно прилипнет чей-нибудь волос. С одной стороны, хочется его убрать, с другой стороны – противно его трогать.
"Не знаю, почему душ постоянно висит так высоко. Может быть, он живет собственной жизнью, тогда не хотелось бы ему мешать. Ты пытаешься направить насадку для душа на этот волос, но у тебя ничего не получается. Приходится набирать воду в ладони и выливать ее на волос. Много воды наберешь в ладони? А волос все не шелохнется.
"Но нам приходится сражаться. Ведь в ванной нам никто не поможет. Что бы ни произошло, придется с этим справляться. НЕ ХВАТАЕТ КУСКА