Janeane Garofalo: Поколение X.
«Думаю, на Валентинов день я отправлю своему парню такую открытку: «Пока что все было очень хорошо, я найду больше способов стать для тебя недоступной (unavailable)».
Kathy Griffen: Помешанная На Сексе.
«Очень много проблем связано с тем, чтобы переспать с кем-то. Потому что приходится идти на свидание с парнем, ужинать с ним и слушать, что он говорит о своих убеждениях. А у меня просто нет столько времени».
Почти все (и все что угодно) в вашей жизни можно превратить в комедийную тему, если вы постараетесь. Чем более болезненно или унизительно что-то, тем скорее это заставить зрителей смеяться. Это что-то вроде обмена: плохое для вашей жизни равнозначно хорошему для вашего выступления.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРсChris Titus, стендап-комиком и звездой собственного сериала, который обрел успех, превратив проблемы, связанные с его дисфункциональной семьей, в остроты:
«Когда я притворялся счастливым комиком, это была неправда. Я обнаружил, что мое раздражение (гнев) сработает на сцене, и начал экспериментировать с этим. И все равно, как и тема счастливого парня, тема с гневом оказалась полной херней. В конце концов, я нашел нишу, где я мог просто быть собой, и понял, что я могу делать на сцене все что угодно – если это смешно. Я говорю о своей маме, которая застрелила парня. Я говорю о ее самоубийстве, и заставляю их смеяться».
Комики находят смешное в даже самых серьезных и священных вещах и ситуациях. Фабриковать свои проблемы с серьезным видом не означает, что вам нужно относиться к себе слишком серьезно.
• Это не просто несчастное детство, это материал.
«Сложность того, что ты хилый спортсмен, в том, что тебя всегда выбирают последним, особенно когда ты один стоишь там, и никто тебя не выбирает. Это как: «Пап, поиграем в мяч вдвоем?» (It's like, «Dad! We're having a father-and-son catch!)» - ANDREW LEAR
• Это не просто мать-алкоголичка, это материал.
«Сложно, когда у тебя мать-алкоголичка. Знаете, бывает, вырубается она прямо на лужайке перед домом, и соседские дети такие: «Почему твоя мама лежит на лужайке?» – «Потому что она отдыхает». – «Ну, а почему тогда она отдыхает на нашей лужайке?» - TRACEY ABBOTT
• Это не просто развод, это материал.
«Когда мы родители разводились и делили имущество, у них разразилась настоящая битва в суде за то, с кем останусь я. Мама выиграла. Она оставила меня жить с отцом». - CHRIS TITUS
«Но я умею делать убойные пародии. Как мне их вставить в мое выступление?»
«Эй, а что если Jack Nicholson и Michael Jackson сядут в одно такси? Звучать это будет примерно так…» «А теперь моя следующая пародия – можете представить Арнольда Шварценеггера работающим в супермаркете 7-Eleven?» Атака несмешных шуток!
Очень часто у студентов есть определенные таланты, которые они хотят вставить в свои стендапы: пародии, пантомимы, пение, фокусы, животные из надувных шариков, подражание птичьему свисту. Прежде всего, давайте не относиться к этому как к талантам. С этими так называемыми талантами вершиной вашей карьеры будет выступление на открытии торгового центра. Пародии могут быть убогими, если только они не выполнены аутентичным образом. Это означает, что пародия – это продолжение предпосылки, а не «Эй, посмотрите, как я могу говорить голосами знаменитостей».
«Мой сын подрался со старшим братом, и я спрашиваю его: «Что случилось?» – а он отвечает как Майк Тайсон [отыгрыш сына]:«Знаешь, что я тебе скажу… Если он еще раз тронет моего робота, я его вырублю». - DANA CARVEY
А вот как Janeane Garofalo изображает похожую на беспризорного ребенка молодую певицу, Fiona Apple. Это не столько пародия, сколько длинный отыгрыш, в котором есть мнение, оценка. Прочувствуйте этот яд.
[Garofalo в роли Apple] «Эй, вы, равняющиеся на все, что происходит в мире. Этот мир – отстой, и не стоит лепить свою жизнь в соответствии с тем, что мы, по-вашему, считаем крутым. Хоть у меня и наблюдается расстройство пищевого поведения, и я каким-то образом продалась патриархам этой культуры, которая говорит, что быть худым лучше. Хоть я и сделала это и записала видео, где на мне надето только нижнее белье, чтобы вы, молоденькие девушки, завидовали и расстраивались по поводу того, что у вас есть и насколько вы не худые. Смысл в следующем, я сделала это. Я худая. Вот почему я добилась успеха быстрее, чем другие музыканты, которые, может, и пишут песни лучше, чем я».
Упражнение: Изучение Юмора
Возьмите напрокат видео со стендап-выступлениями. Сборники вроде The Best of HBO или Comic Relief – это хорошая отправная точка. Первое сольное выступление комика на HBO подойдет лучше всего, потому что вы увидите часовое представление, на создание которого у него ушло, возможно, пять лет жизни. Не стоит изучать выступление комиков после того, как они стали знаменитостями и стали вести свои собственные шоу, потому что им больше не нужно работать с личным материалом, поскольку зритель уже хорошо знает их. Золотое правило: если интимные подробности вашей жизни не печатают в National Enquirer, вам необходимо продолжать работать с личными темами до тех пор, пока они (подробности) там (в журнале) не появятся.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Richard Jeni:
«К тому моменту, когда у меня состоялось мое первое выступление на HBO в 1989, у меня накопились огромные запасы материала – как у группы, которая записывает свой первый альбом. Позднее, когда ты готовишь свое следующее выступление, у тебя остается еще немного неизрасходованного материала, но когда я делал свое последнее шоу на HBO, у меня почти ничего не осталось, и пришлось начинать с нуля».
Также, не надо смотреть старые записи выступления комиков. Дело не в том, что эти люди плохо выступали, но юмор сильно изменился за последние десять лет, а вам надо изучать, что работает и что происходит сейчас.
Убедитесь, что люди, чьи выступления вы смотрите, - выступают в жанре стендап, а не являются артистами или актерами, которые играют моноспектакль. Комики, которые играют моноспектакли – к примеру, Lily Tomlin, Whoopi Goldberg, Billy Crystal и Julia Sweeney, - все они актеры. Они классно работают, но структура такого шоу сильно отличается от выступления в жанре стендап, и поэтому не будет вам сейчас сильным подспорьем в обучении. Позже я покажу, как превратить выступление в жанре стендап в более театральное действо, в главе «Создание Вашего Собственного Моноспектакля».
Когда будете смотреть видео ваших любимых комиков, выпишите несколько их шуток и ответьте на эти вопросы:
- Есть ли там позиция, заявленная и скрытая? В чем она заключается?
- Есть ли отыгрыш? MIX?
- Где комик вызывает наибольший смех?
- Какие личные подробности из жизни комика вы узнали?
- Что комик сделал, чтобы вызвать смех?
- Какие темы он использовал в своем выступлении?
- Каковы фирменные темы комика?
День 4 - Проверка
К концу этого дня вы должны знать, что:
- Необходимо избегать банального (неинтересного) материала.
- Именно Отыгрыш – то место, которое вызывает наибольший смех.
- Всем комикам необходимо рассказывать вещи, касающиеся их самих.
Если вы будете смотреть выступления многих комиков, то можете впасть в депрессию, потому что вам покажется, что уже все темы уже были разработаны. Да, так и есть. Кроме одной – вашей собственной жизни.
ДЕНЬ 5: ВАША ЖИЗНЬ – ШУТКА. НАЙДИТЕ ВАШУ АУТЕНТИЧНУЮ ТЕМУ (ДЕНЬ С НАПАРНИКОМ)
А теперь вас ожидает кое-что действительно сложное – несколько дней быть серьезным. Если в процессе поиска своих тем вы попытаетесь быть смешным, вы, в итоге, будете звучать банально. Но если вы будете искренним и откровенным, то сможете обнаружить материал, который отлично сработает. В качестве дополнительного бонуса – это лучше, чем сеанс у психолога, и гораздо дешевле.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Richard Lewis:
«Если вы на сцене относитесь к себе слишком серьезно, это так и будет кричать о вашем потакании своим слабостям, но если вы делитесь свою болью в юмористичной форме, и вам сопутствует удача и талант, тогда вы в хорошей профессиональной форме».